Алло! Мы ищем свои таланты!
Т.Ю. Антропова,
редактор журнала "Руководитель бюджетной организации"
Журнал "Руководитель бюджетной организации", N 12, декабрь 2015 г., с. 69-78.
Мы в детстве мечтали быть космонавтами. Артистами. Великими учеными. Суперагентами. Мечты "подогревали" родители, уверенные, что растят гения. Мы декламировали с табуретки стихи благодарной публике, плясали на бис "два притопа - три прихлопа", а "ручки, ножки, огуречик - получился человечек", разумеется, был настоящим шедевром. Мы не сомневались в себе. Каждый ребенок гениален.
Но посмотрите вокруг: где они - эти гении? Много ли одаренных людей среди ваших знакомых? Неужели талант уходит вместе с детством? В какие города? И где найти нам средство, чтоб вновь попасть туда? Не поздновато ли сейчас раскрывать свои способности? Талант никуда не уходит, он есть у всех, и для его раскрытия всегда есть время.
Наши детские рисунки, за редким исключением, были обычными каракулями, артисты-дошколята шепелявили и забывали слова, а танцоры демонстрировали милую неуклюжесть. Со временем мы все это поняли и переключились на дела более практичные - учились, работали, ездили на отдых, решали бытовые проблемы, осознавая, что в гении выбиваются единицы. А как же талант? Да Бог с ним, с талантом, из него "кашу сварит" не каждый.
Ошибочное мнение. Талант - не просто более легкий способ зарабатывания денег. Это идеальная самореализация. Осознание, что ты - мастер своего дела, вдохновляет, окрыляет, дает возможность отвлечься от окружающего негатива, повышает самооценку и т.д. - то есть меняет жизнь к лучшему. Согласно определению Института Гэллапа*(1) "талант - это то, что легко нам дается, является доступным и легко производимым". А еще талант должен приносить удовольствие.
Можно сочинять музыку для себя, петь песни для друзей или радовать картинами коллег и знакомых. Похвалили от души - настроение улучшилось, мир стал добрее, интереснее. Это называется внутренней гармонией.
Что есть талант? Древние греки так обозначали счетно-денежную единицу. Согласно библейской притче некий господин, уезжая, раздал трем своим рабам деньги - пять, два и один талант соответственно. Обладатель единственной монеты закопал ее, чтобы лучше сохранить, а другие вложили в дело. Вернувшись, господин похвалил предприимчивых рабов, удвоивших количество талантов. А "мудреца", спрятавшего сокровище, отругал: "Лукавый раб и ленивый! Надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью". Выражение "зарыть талант в землю" стало крылатым. Так говорят о человеке, не удосужившемся развить свои природные способности.
Волков бояться...
Что же мешает раскрыться нашим талантам? Главных препятствий не очень много: лень, боязнь критики, неуверенность. Они только кажутся серьезными.
Под лежачий камень...
В детстве у каждого был знакомый, который учился в музыкальной школе. Возможно, азы нотной грамоты постигали вы, и вместо того, чтобы гулять со сверстниками, вынуждены были сидеть за пианино и разучивать гаммы. Ведь недаром Фрэнсис Бэкон заметил, что врожденные дарования подобны диким растениям и нуждаются в выращивании с помощью ученых занятий.
Талант без труда - обычные способности. "А как же Моцарт?" - спросите вы. Он писал музыку шутя, использовал различные инструменты - орган, клавир, скрипку, альт. Как у Пушкина в пьесе "Моцарт и Сальери":
"Сальери:
Что ты мне принес?
Моцарт:
Нет - так; безделицу.
Намедни ночью
Бессонница моя меня томила,
И в голову пришли мне две,
три мысли.
Сегодня я их набросал".
Однако гений, написавший 626 произведений, начал развивать музыкальный дар с детства. Придворный скрипач и композитор Леопольд Моцарт с трех лет обучал музыке маленького Вольфганга. В четыре года ребенок играл на клавесине менуэты, в пять лет сочинял маленькие пьесы, а в шесть практически самостоятельно освоил скрипку.
Чтобы достичь высокого мастерства, требуется как минимум 10 тыс. часов практики. К такому выводу пришли американские ученые, исследовав жизнь композиторов, исполнителей, спортсменов, шахматистов и даже преступников. Если время распределить - три часа занятий в день или 20 часов в неделю, - к мировой славе придется идти семь лет.
Секрет успеха гениев - работоспособность, дающая синергию отточенного мастерства и одаренности. Илья Репин справедливо заметил: "И при гениальном таланте только великие труженики могут достичь в искусстве абсолютного совершенства. Эта скромная способность к труду составляет базу всякого гения". Написал бы Моцарт свои произведения, если бы не владел музыкальными инструментами? Создал бы Гюстав Эйфель свою знаменитую башню, не получи он диплом инженера в Центральной школе искусств и мануфактур в Париже и не спроектировав ранее множество других конструкций?
Умение трудиться подчас важнее природной одаренности. Помнится, в какой-то статье руководитель рекрутингового агентства рассказал, как на должность дизайнера в крупную компанию отобрали двух специалистов: гениального юношу и трудолюбивую, но менее одаренную девушку. Зарплата молодого человека была выше. Пока парень, уверенный в своих способностях, "почивал на лаврах", девушка набиралась опыта, училась, применяла новые знания на практике. В результате через год гениальный сотрудник в фирме уже не работал, а его коллега стала арт-директором.
Вот, кстати, и ответ на вопрос, куда исчезают гении. Многие из них растворяются в собственной лени. Способный ребенок, как правило, умеет читать и писать уже в дошкольном возрасте. Программу начальных классов он не осваивает, а снисходительно выполняет, осознавая превосходство над сверстниками. Но когда уровень программы становится выше его базисного уровня знаний, ребенок, привыкший, что "школа - это легко", попадает в ловушку трудностей. А родители разводят руками, видя тройки в дневнике их всегдашнего отличника. Наверное, кроме раннего обучения письму или чтению, следовало привить ребенку еще и навык упорно работать?
Кто идет вперед, за тем слава идет
Ф.М. Достоевский был уверен, что таланту нужно сочувствие и понимание. А если его не понимают, то что? Отступать и сдаваться? Сам автор романов о таинственной русской душе писал свои произведения несмотря на трудности.
Неуверенность, а затем, возможно, непризнанность - не повод опускать руки. Должен ли одаренный человек сразу получать общественное признание и положительные отзывы экспертов? Не обязательно. Даже Эйнштейн, Ломоносов и Аристотель имели довольно сильных оппонентов. А сколько история знает гениев, "выживших" в противовес стараниям критиков или даже "родившихся" после смерти!
Что, если бы Ван Гог слушал всякого, кто ругал его картины? Ведь при жизни из 850 написанных полотен ему удалось более-менее выгодно продать только одно - "Красные виноградники", да и то своему другу. А сегодня работы нидерландского постимпрессиониста находятся в топе самых дорогих картин. Например, цена "Портрета доктора Гаше" составила 82,5 млн долл.
Когда умер автор романов "Пармская обитель", "Красное и черное", во французских газетах появилось лишь краткое сообщение, что на кладбище Монмартр погребен... малоизвестный немецкий (!) стихотворец Фридрих СтИндаль.
А другому писателю при жизни удалось опубликовать лишь несколько коротких рассказов. Перед смертью он пытался уничтожить свои произведения и даже получил от своего литературного душеприказчика Макса Брода обещание их сжечь. Однако последний нарушил слово и опубликовал большую часть работ писателя - так стало известным имя Франца Кафки.
К сожалению, не все понимают, что талант первичен, признание вторично, многие сдаются после первых слов критики. Сколько гениев, боясь быть непонятыми, прекратили заниматься любимым делом! Но если душа лежит к определенному виду деятельности, а сердце подсказывает, что надо делать не так, как принято, делайте, как подсказывает сердце. Возможно, именно ваш талант предназначен, чтобы сформировать новый взгляд на что-то привычное. Критикуют - не обижайтесь. Продолжайте работать, если чувствуете, что это - ваше, что занятие приносит удовольствие. Ведь любая идея имеет три стадии осуществления: "Какая чушь!", "В этом что-то есть..." и "Ну кто же этого не знает!".
У всякого свое умение
Неуверенность и боязнь критики, по сути, одно и то же. Но в нашем случае неуверенность - это уверенность, что таланта нет как такового. Человек думает, что он - серый обыватель. Живет себе спокойно, восхищаясь успехами любимчиков Фортуны.
Но кто сказал, что одаренность - это умение рисовать, петь, танцевать, лицедействовать, делать открытия и т.д.? Во многих случаях талант не имеет отношения к созданию шедевров или гениальности в науке. Умений, заложенных природой, у людей множество: выращивать цветы, ремонтировать автомобили, лечить зубы, продавать абонементы фитнес-клубов... Высокое мастерство в профессии или в хобби и есть проявление таланта. А теперь предлагаю вновь обратить внимание на знакомых - много ли среди них высококлассных специалистов? Талант лежит в основе практически любого навыка - талант, который вовремя раскрыли и направили в нужное русло.
Борис Акунин в книге "Азазель" повествует об одном сиротском приюте. Леди Эстер - хозяйка заведения - с помощью специальных методик развивала у своих воспитанников природную одаренность. В результате мир получал успешных ученых, политиков, военных и других мастеров своего дела: "Каждый был соответствующим образом подготовлен, каждый обладал искусно выявленным и тщательно выпестованным талантом!.. Толчок в нужном направлении - и талант непременно себя проявит. Вот почему каждый из когорты "сирот" добился таких потрясающих успехов в карьере!.. За сорок лет педагогической деятельности я вывела на путь шестнадцать тысяч восемьсот девяносто три человека. Разве вы не видите, как стремительно в последние десятилетия развиваются наука, техника, искусство, законотворчество, промышленность?
Разве вы не видите, что в нашем девятнадцатом столетии, начиная с его середины, мир вдруг стал добрее, разумнее, красивее?".
Психологи считают, что примерно к трем годам жизни в голове человека формируется уникальная нейронная сеть. В мозгу образуются некие нейронные магистрали, по которым информация передается быстрее обычного. Развивая умения в этом направлении, человек острее чувствует суть самого процесса.
К 15 годам остаются наиболее используемые связи сети, остальные "отмирают". В течение следующих 10 лет они укрепляются, в результате чего примерно в 25-летнем возрасте каждый человек имеет 34 нейронных таланта. Пять из них являются самыми сильными.
Талант не может быть плохим или хорошим. Здесь вспоминается один анекдот про циклопа, который поймал американца, француза и русского, запер их на день в тесной, абсолютно пустой комнате и дал каждому два железных шарика. Условия были просты: кто удивит, тот выживет, остальные будут съедены. Победил, конечно, русский, умудрившийся один шарик сломать, другой потерять. Вы удивитесь, но умение все ломать и быть невезучим востребовано в мировой индустрии. Именно неудачников приглашают известные компании на тестирование своей продукции. Плохих и хороших талантов не бывает - каждому можно найти применение. Главное - познать их сущность и научиться с ними работать. Неусидчивый работник, обожающий разыгрывать своих коллег, может стать генератором новых идей, а тихоня - незаменимым исполнителем работы, в которой важно внимание к деталям.
А вот скрытые таланты встречаются на каждом шагу. Еще М.Е. Салтыков-Щедрин обратил внимание, что талант сам по себе бесцветен и приобретает окраску только в применении.
Теперь настало время посмотреть внимательнее и на себя. Вы до сих пор уверены, что у вас нет способностей? Возможно, ваши задатки пока еще или уже дремлют, время от времени пробуждаясь и привлекая ваше внимание - зажигательным танцем, кулинарным шедевром, стишком, сочиненным на юбилей коллеге, или удачной идеей. Не пора ли раскрыть свои способности? Тем более, что новый год - отличный повод для начинаний.
Удача сама не приходит
Чарльз Буковски заметил, что честолюбие редко помогает таланту. Другое дело - удача. Талант всегда плетется за ней по пятам. Действительно, многим талантам помог пробиться в свет случай. Помните фильм "Вратарь" 1936 года? Простой сельхозработник Антон Кандидов виртуозно ловил арбузы. Его заметили и пригласили в команду. Подобных историй достаточно и в реальной жизни.
Темнокожий паренек по имени Тиагу Мануэль Диас, за невысокий рост получивший среди друзей прозвище Бебе, что в переводе с португальского означает "ребенок", воспитывался в приюте, поскольку родители отказались от мальчика из-за безденежья. Любовь к футболу не дала парню стать наркоманом или мелким воришкой. В 18 лет он наудачу подал заявку на участие в чемпионате мира среди бездомных от Португалии. Диаса там заметили и вскоре молодой нападающий получил предложение третьедивизионного клуба "Эштре- ла" Амадора. На дарование нацелились и более серьезные клубы. И вот уже портрет юного футболиста, еще год назад работавшего на кухне приюта, красуется на первых полосах крупнейших спортивных газет страны. А сам бывший бездомный отправляется частным рейсом в Манчестер для подписания контракта с одним из известнейших европейских клубов. Это - талант, помноженный на удачу и возведенный в степень трудолюбия.
А однажды начинающий актер Мел Гибсон просто подвез друга на кинопробы. Снимали фильм о бесславном будущем, где за власть - за бензин - дерутся байкеры. Накануне Гибсону разбили лицо в драке, и вид у парня был более чем живописный. Режиссер понял: именно такой сорвиголова ему нужен на главную роль. Вскоре благодаря фильму "Безумный Макс" мир узнал новую знаменитость.
А девушка по имени Норма Джин Мортенсон, менявшая приюты на приемные семьи, одно время трудилась на военном заводе, проверяя парашюты. Ее заметил фотограф из газеты YANK. Чтобы повысить боевой дух солдат, фото симпатичной работницы поместили на обложку издания. Так началась карьера Мерилин Монро - одной из самых известных киноактрис мира.
Означает ли сказанное, что нужно сидеть и "ждать у моря погоды", полагаясь исключительно на везение? Отнюдь. Следует помнить, что везет, во-первых, тем, кто везет, а во-вторых, тем, кто свое везение программирует. "Талант - это способность верить в успех", - сказал Джон Леннон. Поверим легендарному битлу, поделившемуся своим опытом. Нужно просто прислушиваться к внутреннему голосу, не стесняться "пытать удачи", если предоставляется возможность, и работать, работать, работать.
Где хотение, там и умение
"Талант - прежде всего умение сделать правильный выбор", - сказал в одном из интервью Роберт Де Ниро. Предлагаю ознакомиться с эффективной техникой психолога Ивана Пирогова "Анализ предназначения человека". Попробуем сделать правильный выбор - раскрыть свой скрытый талант с помощью теста.
Шаг 1. Называем свою мечту. Вспомните все свои мечты: детские, подростковые, юношеские, те, с которыми вы не расстаетесь и сейчас. Запишите их на бумаге. Не путайте мечты с пожеланиями (чтобы родственники были здоровы, наступил мир во всем мире и т.п.). Мечты должны касаться лично вас и вызывать приятные эмоции.
Шаг 2. Делим мечты на категории: что вы хотите иметь и кем вы хотите быть. Например, желание купить "крутую тачку" или наконец отдохнуть по-человечески - из категории "иметь", а вот стать знаменитым писателем или научиться вязать - из категории "быть". Мы будем работать только с мечтами из категории "быть".
Шаг 3. Что вызвало у вас внутренний отклик? Проанализируйте свои ощущения, когда вы наблюдали за деятельностью людей определенной профессии или читали о чьих-то успехах в карьере. Возможно, вы испытывали раздражение, полагая, что сумели бы сделать лучше. Но главный критерий отбора - желание оказаться на их месте. Внутренний отклик - это эхо таланта.
Шаг 4. Что вам нравилось делать? Дополните свой список делами, которые приносили лично вам удовольствие. Когда - не имеет значения. Если в детстве вы были асом по игре в прятки, добавляйте в список умение прятаться.
Шаг 5. Отбрасываем все лишнее. Проверьте записанные мечты на эмоциональный отклик. Не торопясь, визуализируйте каждый пункт из списка, прислушайтесь к своим ощущениям, желаниям, эмоциям. Вы по-прежнему мечтаете быть космонавтом? Вы научились готовить, как мама, и вам это нравится? Проанализируйте, с каким настроем вы выполняете то или иное дело. Что при этом видите и слышите? Что говорите, о чем думаете? Оцените силу эмоций по шкале от 0 до 10.
Шаг 6. Безжалостно вычеркиваем. Отбросьте мечты, получившие на предыдущем шаге самые низкие баллы. Они для вас не актуальны.
Шаг 7. Группируем мечты. Снова сократим список врожденных наклонностей, но на сей раз обойдемся без "жертв". Некоторые из пунктов можно объединить: например, научиться готовить и удачно выйти замуж или выучить иностранный язык и поехать в путешествие. Кстати, можно группировать иностранные языки и с замужеством, если искать суженого за пределами родины. Одна моя знакомая с детства мечтала похудеть. Позже решила научиться танцевать. К 28 годам захотела материального благополучия и любимую работу. Сейчас она преподает зумбу в собственной танцевальной школе.
Шаг 8. Даем названия группам. Название должно говорить о вашем врожденном навыке, который и "породил" данную группу: "способность к адаптации", "способность к самосовершенствованию" и т.д.
Шаг 9. Ищем связи между группами. Задачка из серии "Что общего между ежиком и молоком?". Сворачивается. Убегает. Буква "к". Четное количество букв. Еще варианты? Как видите, что-то общее можно найти всегда. Определите, как существование одной группы поддерживает существование другой. Практика показывает, что группы всегда имеют взаимоподдерживающие связи. Например, очевидно, что способность к адаптации помогает способности к самосовершенствованию.
Шаг 10. Ищем применение талантам. Подумайте и запишите все возможные варианты реализации выявленных талантов. Каким профессиям они подходят? Чем больше вариантов, тем лучше.
Шаг 11. Окончательно определяемся с любимым делом! Оцените каждый пункт полученного списка по десятибалльной шкале: 10 - супержеланный вариант, 0 - наименее приемлемый. Какой пункт набрал наибольшее количество очков, тот и достоин внимания. Развивайте это направление, оно может принести успех, радость и, скорее всего, окажется прибыльным.
И вот вы открыли в себе талант, вдохновенно начинаете его осваивать. Но что-то не получается. Не расстраивайтесь! Возможно, вы просто находитесь на первом, базовом, уровне. Психологи определяют три уровня развития любого таланта: использование, повторение и созидание. Допустим, человек учится рисовать. На первом уровне он осваивает работу с красками, узнает азы наложения теней и т.д. На втором - изучает творчество великих художников, пытается скопировать некоторые их приемы. На третьем - творит, пропускает через себя накопленный опыт, добавляя к нему собственное видение. Но на втором уровне имеется коварная ловушка - энергетический барьер. Человеку начинает казаться, что у него никогда и ничего не получится, он не способен достичь мастерства учителей, он - бездарность. Нужно отнестись к происходящему как к игре, тогда барьер исчезнет. Игра - процесс, приносящий удовольствие. Это не борьба - это приятное времяпровождение. Помните, что каждая победа, как и каждая неудача - шаг на пути к третьему уровню.
* * *
"Таланты, которые не используются, похожи на солнечные часы в тени", - удачно заметил Бенджамин Франклин. Используете ли вы свой талант, который, без сомнения, у вас имеется? Используете ли вы свой источник энергии, внутренний потенциал, который сделает жизнь интереснее, принесет радость и пользу окружающим? Используете ли вы возможность получить дополнительный доход и, возможно, найти любимую работу? "Главный признак таланта - это когда человек знает, чего он хочет", - был уверен П.Л. Капица. Добавлю: знает и делает это. Дерзайте, вы талантливы!
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Американский институт, изучающий общественное мнение.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"