Я находилась в отпуске по уходу за ребенком с 10.08.2011 по 10.08.2014, мне выплачивалось ежемесячное пособие в размере 13833,33 руб. В отделе кадров допустили ошибку (как стало мне известно уже после того, как я вышла на работу) и вместо 1,5 лет выплачивали ежемесячное пособие до 2,5 лет. Когда я вышла на работу, мне сказали, что у меня задолженность перед компанией 157000,00 руб. за тот год, что они переплатили мне. С каждой заработной платы у меня удерживают 20%. Никаких звонков и уведомлений, что мне переплатили пособие, мне не поступало из отдела. На каком основании они делают удержание, мне не понятно. Таким образом, с меня уже удержали 20 000 руб., и я хотела, чтобы компания вернула мне эти денежные средства, и в дальнейшем никаких вычетов не было, так как удержания производились не по закону. Я уже отправляю письмо второй раз в инспекцию по труду, ответ на первое письмо я так и не получила. Удержания продолжаются.
Да, Вы правы, работодатель вправе удержать у работницы переплату пособия по уходу за ребенком только, в том числе в случае счетной ошибки (арифметической ошибки, ошибки в подсчетах), но не более 20% при каждой выплате. Эта сумма может быть удержана из выплачиваемых работнице ежемесячного пособия на ребенка до 1,5 года или заработной платы работника. Если работница не дает согласия на удержание переплаты, то организация вправе ее взыскать только в судебном порядке. Таким образом, действия работодателя, по удержанию с Вас 20% от заработной платы, неправомерны.
За защитой своих прав Вы можете обратиться в территориальный орган Роструда - государственную инспекцию труда (в том числе через данный ресурс), а также в суд.
Так рассмотрение жалобы территориальным органом Роструда может быть продлено на срок 30 дней с уведомлением заявителя об этом. Рекомендуем обратиться в ГИТ, по месту Вашего обращения, с требованием предоставить информацию по рассмотрению Вашей жалобы.
Если по истечении 30 дней ответа от ГИТ не поступило, то Вы вправе подать жалобу на действия (бездействия) уполномоченного должностного лица Роструда или его территориального органа, непосредственному руководителю должностного лица Роструда, в Роструд или суд.
Правовое обоснование:
Согласно ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, излишне выплаченные застрахованному лицу, не могут быть с него взысканы, за исключением случаев счетной ошибки и недобросовестности со стороны получателя (представление документов с заведомо неверными сведениями, в том числе справки (справок) о сумме заработка, из которого исчисляются указанные пособия, сокрытие данных, влияющих на получение пособия и его размер, другие случаи). Удержание производится в размере не более 20 процентов суммы, причитающейся застрахованному лицу при каждой последующей выплате пособия, либо его заработной платы. При прекращении выплаты пособия либо заработной платы оставшаяся задолженность взыскивается в судебном порядке.
Согласно ст. 352 ТК РФ каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
В соответствии со ст. 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется Федеральной службой по труду и занятости (Роструд) и ее территориальными органами (государственными инспекциями труда). За защитой своих трудовых прав работник может обратиться в государственную инспекцию труда по месту нахождения работодателя, в том числе через данный ресурс.
Работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
При пропуске по уважительным причинам вышеуказанных сроков, они могут быть восстановлены судом (ст. 392 ТК РФ).
Трудовые споры рассматриваются районными (городскими) судами по месту нахождения работодателя (ст. 28 ГПК РФ).
Иск к организации, вытекающий из деятельности ее филиала или представительства, может быть предъявлен также в суд по месту нахождения ее филиала или представительства (ч. 2 ст. 29 ГПК РФ).
При этом необходимо иметь в виду, что государственный инспектор труда не вправе выдавать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению, по искам, принятым к рассмотрению судом, или вопросам, по которым имеется решение суда (ч. 2 ст. 357 ТК РФ). Таким образом, подавая иск в суд, работник утрачивает возможность защиты своих трудовых прав посредством обращения в государственную инспекцию труда.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
В исключительных случаях, а также в случае ожидания ответа на запрос документов от государственного органа, органа местного самоуправления, должностного лица руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
Заявитель вправе подать жалобу на действия (бездействия) и решения уполномоченного должностного лица Роструда или его территориального органа, принятые (осуществлённые) в ходе исполнения государственной функции (далее - жалоба), в письменной форме, в том числе при личном приеме, или в электронном виде (п. 103 Административного регламента).
Жалоба подается соответствующему руководителю по подчиненности.
Жалобы на действия (бездействия) и решения уполномоченного должностного лица в территориальном органе Роструда, рассматриваются руководителем территориального органа (его заместителем).
Жалобы на действия (бездействия) и решения руководителя территориального органа Роструда (его заместителя) рассматриваются в Роструде должностными лицами, уполномоченными на рассмотрение жалоб.
Жалобы на действия (бездействия) и решения должностных лиц, уполномоченных на рассмотрение жалоб в Роструде, рассматриваются руководителем Роструда - главным государственным инспектором труда Российской Федерации.
Решения главного государственного инспектора труда Российской Федерации могут быть обжалованы только в суде (п. 113 Административного регламента).
При подаче жалобы в электронном виде, документы могут быть представлены в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 114 Административного регламента).
Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", сентябрь 2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ" и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.