Положение о премировании за привлечение*(1)
Р. Пашков,
банковский юрист
Журнал "Бухгалтерия и банки", N 12, декабрь 2015 г., с. 48-51.
Представляем вашему вниманию один из аспектов оплаты труда в банках. Надеемся, что данный документ будет полезен банкам.
1. Общие положения
Положение о порядке премирования сотрудников за привлечение средств юридических и физических лиц, расширение продаж банковских продуктов и услуг (далее - положение) в банке (далее - банк) регламентирует порядок выплат переменной части денежного вознаграждения.
При разработке и реализации положения банк руководствуется требованиями законодательства РФ, нормативно-распорядительных документов регулирующих и надзорных органов РФ, действующей политикой банка в области оплаты труда (далее - политика), другими нормативно-распорядительными документами банка.
Целью разработки и реализации положения является стимулирование производительного поведения сотрудников банка, направленного на рост ресурсной базы и доходов банка за счёт привлечения средств юридических и физических лиц и увеличения продаж банковских продуктов и услуг.
Термины, используемые в настоящем положении, соответствуют терминам, определённым действующей политикой в области оплаты труда, в том числе:
- базовая оплата труда (постоянная часть денежного вознаграждения) - совокупность основной зарплаты и надбавок (доплат), определяющая рыночную ценность сотрудника в части его навыков и компетенции;
- дополнительные выплаты (переменная часть денежного вознаграждения) - разовые или периодические вознаграждения за результативность труда (бонусы, премии за выполнение установленных показателей, комиссионные выплаты и т.д.), определённые нормативными документами банка и связывающие уровень денежного вознаграждения с общей эффективностью работы банка, структурного подразделения или сотрудника;
- уполномоченный орган - комиссии по оплате труда банка и внутренних структурных подразделений (филиалов), которым предоставлено право на установление разовых или периодических вознаграждений за результативность труда всем сотрудникам банка, кроме членов правления банка.
Нормативные документы банка по разовым или периодическим дополнительным выплатам (премиям), не регламентируемым настоящим положением, разрабатываются дополнительно и утверждаются в установленном порядке.
Положение утверждается на неопределённый срок и может быть отменено, либо пересмотрено, либо продлено с отдельными изменениями и дополнениями.
2. Построение системы премирования
2.1. Разработка системы премирования за привлечение средств юридических и физических лиц и расширение продаж банковских продуктов и услуг (далее - премия) включает в себя несколько этапов:
- определение объекта, предмета и обязательных условий премирования;
- классификацию типов (видов) премий;
- определение (установление) размеров премирования;
- определение (установление) порядка депремирования;
- определение порядка начисления, документального оформления и выплаты премий.
2.2. Премия устанавливается за привлечение средств юридических и физических лиц и расширение продаж банковских продуктов и услуг Премия начисляется и выплачивается сотруднику банка, привлёкшего на обслуживание нового клиента или обеспечившего продажу клиенту банковского продукта или услуги в результате эффективной работы с клиентом (результативные звонки, переговоры, консультации клиента и т.д.).
2.3. Премии устанавливаются разовые или периодические в зависимости от предмета премирования и структурируются по следующим типам премий (см. табл. 1).
Таблица 1
N п/п | Тип премии | Предмет премирования | Оценочный показатель | Размер премирования | Периодичность начисления |
1 | Разовая | Продажа продукта (услуги) | Количество продаж | В рублях за каждый проданный продукт (услугу) | Ежеквартально по итогам работы за квартал |
2 | Периодическая | Среднемесячные остатки на счетах юридических лиц | Среднемесячный остаток на счёте | В процентах от среднемесячного остатка на счёте | Ежемесячно по итогам работы за месяц |
3 | Разовая | Безналичные конверсионные операции юридических лиц | Чистый доход от реализованной курсовой разницы | В процентах от чистого дохода от реализованной курсовой разницы | Ежеквартально по итогам работы за квартал |
4 | Разовая | Кредитные (ссудные) операции клиентов | Полученный процентный доход по погашенной ссуде | В процентах от полученного процентного дохода по погашенной ссуде | Ежемесячно при погашении ссуды |
3. Определение размеров премирования
3.1. Банк выплачивает сотрудникам следующие виды премий за привлечение средств юридических и физических лиц и расширение продаж банковских продуктов и услуг.
3.1.1. Разовые премии за привлечение новых клиентов и предоставление банковских продуктов Премия рассчитывается и выплачивается ежеквартально по итогам работы за квартал (см. табл. 2).
Таблица 2
Премия выплачивается:
- по пункту 1.1 - за каждый открытый счёт при соблюдении одного из следующих условий:
1) за квартал сотрудник открыл не менее девяти новых счетов юридических лиц;
2) из открытых счетов в отчётном квартале (не менее девяти) не менее 70% компаний показали среднемесячный остаток не менее 50 тыс. руб.;
3) суммарный среднемесячный остаток по всем открытым счетам за квартал составил не менее 300 тыс. руб.
Среднемесячный остаток за месяц, в котором открыт счёт, рассчитывается с даты открытия счёта по следующей формуле:
,
где - входящий остаток на счёте (счетах) клиента за каждый день месяца с даты, следующей за днём открытия счёта;
- входящий остаток на счёте (счетах) клиента в последний день месяца;
- количество дней месяца с даты, следующей за днём открытия счёта, и включая последний день месяца;
- по пункту 2.1 - за каждого клиента, работающего в системе "интернет-банк", при условии полной уплаты комиссии банку за данную услугу.
3.1.2. Периодические премии за среднемесячные остатки на счетах юридических лиц
Премия рассчитывается и выплачивается ежемесячно по итогам работы за месяц (см. табл. 3).
Таблица 3
N п/п | Наименование продукта | Обязательное условие, при соблюдении которого начисляется премия | Размер (сумма) премирования (в рублях, % от показателя) | Порядок начисления премии |
1 | По рублёвым расчётным счетам юридических лиц* | |||
1.1 | Среднемесячные остатки по клиентам, срок открытия счетов которых - до 365 дней | Результативные звонки и (или) консультации клиентов, приведшие к привлечению средств | 1,5% годовых от среднемесячного остатка на счёте свыше установленного лимита** | Ежемесячно |
1.2 | Среднемесячные остатки по клиентам, срок открытия счетов которых - от 365 до 730 дней | Результативные звонки и (или) консультации клиентов, приведшие к привлечению средств | 1,0% годовых от среднемесячного остатка на счёте свыше установленного лимита** | Ежемесячно |
2 | По валютным текущим счетам юридических лиц | |||
2.1 | Среднемесячные остатки по клиентам, срок открытия счетов которых - до 365 дней | Результативные звонки и (или) консультации клиентов, приведшие к привлечению средств | 0,1% годовых от среднемесячного остатка на счёте | Ежемесячно |
3 | По рублёвым депозитам юридических лиц | |||
3.1 | Среднемесячные остатки по клиентам (депозиты юридических лиц, выпущенные собственные векселя банка) | Результативные звонки и (или) консультации клиентов, приведшие к привлечению средств | 0,5% годовых от среднемесячного остатка на счёте*** | Ежемесячно |
4 | По валютным депозитам юридических лиц | |||
4.1 | Среднемесячные остатки по клиентам (депозиты юридических лиц, выпущенные собственные векселя банка) | Результативные звонки и (или) консультации клиентов, приведшие к привлечению средств | 0,1% годовых от среднемесячного остатка на счёте | Ежемесячно |
* В случае выплаты за остатки на расчётных счетах клиентов агентских вознаграждений премия за среднемесячные остатки рассчитывается по условиям привлечения депозитов. ** Премия за среднемесячные остатки на счетах юридических лиц (остатки на расчётных счетах) выплачивается при условии сформированных остатков: у работника отдела развития (управляющих ДО) - не менее 10 млн. руб., у начальника подразделения (директора филиала) - не менее 50 млн. руб. *** Премия за среднемесячные остатки по депозитам не выплачивается в случае привлечения депозита (размещения векселя) по ставкам выше утверждённых решением ФКК. |
3.1.3. Разовые премии за безналичные конверсионные операции юридических лиц
Премия рассчитывается и выплачивается ежеквартально по итогам работы за квартал (см. табл. 4).
Таблица 4
N п/п | Наименование продукта | Обязательное условие, при соблюдении которого начисляется премия | Размер (сумма) премирования (в рублях, % от показателя) | Порядок начисления премии |
1 | Безналичные конверсионные операции юридических лиц | |||
1.1 | Реализованная курсовая разница по клиентам, срок открытия счетов которых - до 365 дней | Результативные звонки и (или) консультации клиентов, приведшие к конверсионным операциям | 7,5% от чистого дохода (курс продажи клиенту минус курс покупки на рынке х объём продаваемой иностранной валюты клиенту) | Ежеквартально |
1.2 | Реализованная курсовая разница по клиентам, срок открытия счетов которых - свыше 365 дней до 730 дней | Результативные звонки и (или) консультации клиентов, приведшие к конверсионным операциям | 4% от чистого дохода (курс продажи клиенту минус курс покупки на рынке х объём продаваемой иностранной валюты клиенту) | Ежеквартально |
3.1.4. Разовые премии за кредитные (ссудные) операции клиентов
Премия рассчитывается и выплачивается ежемесячно после погашения заёмщиком кредитных обязательств перед банком (см. табл. 5).
Таблица 5
N п/п | Наименование продукта | Обязательное условие, при соблюдении которого начисляется премия | Размер (сумма) премирования (в рублях, % от показателя) | Порядок начисления премии |
1 | Кредитные операции юридических лиц | |||
1.1 | Выданные кредиты и (или) банковские гарантии | Результативные звонки и (или) консультации клиентов, приведшие к заключению договора | 5000 руб. за каждый выданный кредит | После утверждённого решения ФКК о выдаче кредита |
4. Основания для депремирования сотрудников
4.1. Депремирование сотрудников осуществляется с целью исключения манипуляции и сговора сотрудников с клиентами для получения премии.
4.2. Депремирование в размере 100% от суммы полученной ранее премии осуществляется в следующих случаях:
- при закрытии счёта клиента, отказа от банковских продуктов в течение 180 дней с даты открытия;
- при несоблюдении клиентом банка требований Федерального закона от 07.08.01 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма";
- при досрочном расторжении депозитного договора, срочного вклада, предъявлении собственного векселя банка к погашению.
5. Порядок начисления и выплаты премий
5.1. Премии начисляются сотруднику за расчётный период (истекший отчётный месяц (квартал)).
5.2. Общий размер премий устанавливается сотруднику на основании письменного представления (расчёта за отчётный месяц (квартал)) руководителя подразделения банка на имя руководителя банка (филиала), курирующего подразделение, в котором работает сотрудник.
5.3. При участии нескольких сотрудников подразделения в привлечении средств клиента или продаже банковского продукта (услуги) расчёт премии сотрудникам подразделения производится руководителем подразделения исходя из степени участия каждого сотрудника.
5.4. Отдел по работе с персоналом (административный отдел) разрабатывает и представляет на утверждение председателю правления формы представлений (расчётов за отчётный период) руководителей структурных подразделений.
5.5. Руководители подразделений не позднее 14-го числа месяца, следующего за отчётным (расчётным) периодом, представляют в отдел по работе с персоналом (административный отдел) (ответственному сотруднику филиала) расчёт премий в разрезе сотрудников и видов премий, утверждённый руководителем банка (филиала), курирующим подразделение.
5.6. Ответственность за полноту и правильность представленных данных, являющихся основанием для премирования (депремирования), возлагается на руководителей подразделений банка.
5.7. Отдел по работе с персоналом (административный отдел) (ответственный сотрудник филиала) в срок не позднее 16-го числа месяца, следующего за отчётным (расчётным) периодом, представляет в комиссию по оплате труда данные руководителей структурных подразделений и сводные данные о размерах премий в разрезе подразделений и видов премий.
5.8. Комиссия по оплате труда не позднее 17-го числа месяца, следующего за отчётным (расчётным периодом), рассматривает и утверждает общий и персональный размер премий.
5.9. Решение комиссии по оплате труда оформляется в установленном порядке и доводится до сведения подразделения банка (филиала), ответственного за начисление и выплату зарплаты.
5.10. Начисление и выплата премий сотрудникам производятся по решению комиссии по оплате труда не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчётным (расчётным) периодом.
6. Порядок реализации положения
6.1. Управление автоматизации обеспечивает в АБС банка возможность индивидуального учёта привлечённых клиентов (предоставленных продуктов) за каждым сотрудником банка.
6.2. Управление клиентского обслуживания (ответственное структурное подразделение филиала) ведёт индивидуальный учёт по каждому сотруднику по привлечённым клиентам (предоставленным банковским продуктам) и обеспечивает ввод информации по сотрудникам банка в АБС банка.
6.3. Управление клиентского обслуживания (ответственное структурное подразделение филиала) не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчётным (расчётным) периодом, предоставляет руководителям структурных подразделений данные по привлечённым клиентам (предоставленным банковским продуктам) в разрезе клиентов (продуктов) и сотрудников.
6.4. Руководители структурных подразделений производят расчёт премии сотрудникам подразделения и передают по утверждённым формам (п. 5.4) в установленном порядке (п. 5.5) представление (отчёт по подразделению) отделу по работе с персоналом (административному отделу).
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См. также статью Р. Пашкова и И. Когана "Положение об оплате труда в банках" в "Б&Б" N 10 за 2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтерия и банки"
Журнал зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-35433 от 25 февраля 2009 г.
Издается с 1996 г.
Учредитель: ООО Издательский дом "Бухгалтерия и банки"