Альтернативы стратегии развития в кризис
Р. Пашков,
банковский юрист,
Ю. Юденков,
к.э.н., профессор РАНХиГС
Журнал "Бухгалтерия и банки", N 12, декабрь 2015 г., 36-41.
Любая стратегия развития банка должна предполагать альтернативы развития в качестве сценария развития. Важна именно разнонаправленность сценарности, порой прямо противоположные пути развития банка. В кризис особенно важны такие моменты. Данным альтернативам в условиях кризиса и посвящена настоящая статья.
Крайне актуальным для любого российского банка становится вопрос дальнейшего пути развития. Данный путь определит возможности и перспективы любого федерального и регионального российского банка в условиях ограниченности ресурсов для развития. Как будет показано ниже, наиболее широкий выбор стратегий возможен для федерального универсального банка с широкой сетью офисов обслуживания и равномерным распределением активов и пассивов.
Альтернативы - необходимый элемент развития организации
В основе создания и функционирования любой кредитной организации должен закладываться принцип необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств. Коммерческий банк, который не соответствует "окружающей среде", должен либо приспособиться и использовать свои сильные стороны, либо исчезнуть. Разработка теории управления коммерческим банком в кризисных (экстремальных) условиях, включая выбор эффективных методов финансового оздоровления, - это заказ практики.
Можно предположить, что при формировании внутренней политики развития коммерческого банка не всегда и не всеми в её содержание были включены механизмы антикризисного реагирования. Теперь уже понятно, что наличие антикризисного пакета напрямую влияет на финансовую устойчивость банка, и потребность в кризис-менеджменте существует не только на макроуровне, но и в отдельных организациях, в том числе коммерческих банках.
Стратегия развития банка, как правило, должна отвечать на следующие вопросы. Каких целей нужно достичь? Как это сделать? Кто является потребителем? Какие потребности удовлетворять? Какие продукты производить и какие услуги оказывать? По каждому из этих вопросов возникает несколько вариантов ответа. Выбор направления деятельности и обеспечение его необходимыми ресурсами для достижения стратегических целей порождают альтернативные варианты развития, часть из которых могут быть взаимоисключающими.
"Точка бифуркации" - понятие из технического словаря и обозначает раздвоение - краткий момент, когда система непредсказуемым образом может изменить режим работы то ли в одну, то ли в другую сторону, после чего возврата к прошлому уже нет. Ситуация станет или одной, или другой. Применительно к банковской практике это момент, когда руководство банка легко может что-то сделать либо не сделать, сделать одно либо сделать другое (выбор одного из двух заёмщиков из разряда крупных кредитов, когда кредит можно дать только одному). Когда кредитная организация в этой точке, малейшее подталкивание в нужную сторону даёт нужный эффект. Когда этот момент пропущен - точка невозврата пройдена (банк выдал кредит тому, кто не собирался его возвращать, можно только ругаться, но нужного результата уже не будет*(1)).
-- Вариант 1
/
/
----------------- Точка бифуркации
\
\
-- Вариант 2
Рис. 1. Графическое представление точки бифуркации
"Точка невозврата" - термин также не банковский; как правило, он определяет точку полёта в маршруте, после прохождения которой самолёт уже не может вернуться на аэродром взлёта: у него не хватит топлива, остаётся только лететь вперёд до точки назначения либо искать запасной аэродром.
Не все альтернативы у банка могут быть рассчитаны как оптимизационные задачи. Например, можно решить задачу по максимизации прибыли при минимизации рисков вложений. Большая часть задач в трактовке современного риск-менеджмента связаны с выбором из набора "наименьших вероятных убытков", а не "наибольшей потенциальной прибыли".
Принятые в мировой практике методики раннего предупреждения несостоятельности и прогнозирования деятельности кредитных организаций основываются на достаточно высоком уровне достоверности отчётности банков. В российской действительности это условие не всегда соблюдается.
Очень часто в банке выбрана неверная стратегия, которая не соответствует уровню развития банка, не соответствует тенденциям рынка и ситуации в экономике. Специалисты выделяют ряд признаков, косвенно свидетельствующих о приближающемся банкротстве. Так, если соотношение собственных средств банка и его активов близко к минимальному уровню, установленному Банком России, наблюдается низкая доля высоколиквидных активов при существенной доле средств, заимствованных на межбанковских рынках, то это говорит о возможных проблемах с ликвидностью.
Кризис в банке - это наличие признаков, свидетельствующих о фактическом ухудшении финансового состояния банка, которое может привести к остановке его нормальной деятельности и последующему банкротству. Признаки проблемности кредитной организации определены Банком России в указаниях от 31.03.2000 N 766-У и от 30.04.08 N 2005-У.
Наиболее важная черта риск-менеджмента в банках - стремление заинтересованных лиц не допустить ликвидации проблемной организации. И в первую очередь в этом должны быть заинтересованы участники (учредители) и клиенты банка. В противном случае вероятность возврата денежных средств будет равна нулю.
В современных условиях банкротство кредитной организации не может удовлетворить интересы всех кредиторов. Особый смысл приобретают механизмы финансового оздоровления банка. И, разумеется, наиболее приемлемым вариантом было бы деятельное участие владельцев и менеджмента компании в этом процессе. Но зачастую они оказываются не в состоянии исправить сложившуюся ситуацию: точка невозврата пройдена!
Альтернативы как элемент стратегии
Альтернативы являются воплощением сценарного подхода к прогнозированию будущего банков и средством управления. В настоящее время это неотъемлемый элемент такого документа, как стратегия развития любого российского банка. При проверках банков со стороны Банка России эта часть стратегии развития банка очень часто проверяется и оценивается не обязательно формально, "лишь бы написано".
Методы управления в банке представлены в таблице 1.
Таблица 1
Методы управления в банке
Сценарный подход | Факторный анализ | Индикативное планирование | Рейтинговый анализ | Шкалирование |
Моделирование шок-ситуации для оценки поведения банка в такой ситуации | Построение матрицы факторов, действующих разнонаправленно на бизнес-модель банка | Постановка целей-индикаторов, на выполнение которых ориентирован банк | Введение рейтинга внутри продуктов банка - по сути внутренняя методика банка | Ранжирование в рамках выстраиваемой шкалы для оценки воздействия |
Основная процедура - тестирование | Основная процедура - системный анализ факторов воздействия | Основная процедура - управление по достигаемым показателям | Основная процедура - применение рейтинговой методики | Основная процедура - выстраивание ранжирования по шкалам увеличения или уменьшения |
Внедряется всё шире | Постепенно расширяется внедрение | В зачаточном состоянии | В зачаточном состоянии | Развивается |
Наиболее яркий пример - стресс-тестирование и стратегия развития банка | Наиболее яркий пример - оценка реальности деятельности заёмщика - юридического лица | Применяется для оценки корпоративного управления в банке и в стратегии развития банка | Пилотный проект в ряде банков для оценки заёмщиков | Широко применяется в сфере информационной безопасности банков для шкалирования угроз и в плане восстановления непрерывности деятельности банка в случае возникновения непредвиденных обстоятельств |
Ограничения стратегии
Рассмотрим сначала ограничения стратегии (см. рис. 2). Среди них можно выделить как внутренние, т.е. проблемы развития самого банка, так и внешние, т.е. экономическую ситуацию в стране. Влияние данных факторов различно, но в определённой ситуации развития может стать и критическим (см. табл. 2).
/--------------\ /--------------\ |
| | | Внутренние | |
| | | ограничения | |
| | \--------------/ |
| |--------------
| | /--------------------\ /--------------\
| Внешние | | Стратегия |-------| Возможности |
| ограничения | | банка | | банка |
| | \--------------------/ \--------------/
| |--------------
| | /--------------\ |
| | | Внутренние | |
| | | ограничения | |
\--------------/ \--------------/
Рис. 2. Ограничения стратегии
Таблица 2
Внутренние и внешние ограничения
Внутренние ограничения | Возрастание фактора в будущем |
Неразвитость сервисов дистанционного банковского обслуживания, что может быть критически важно для работы с крупным бизнесом и состоятельными клиентами активного образа жизни | Всё более будет возрастать |
Необходимость модернизации системы управления в банке: масштабирование требует отхода от ручного управления и выстраивания внутрибанковской отчётности и системы делегирования полномочий | До определённого момента масштабирование можно и отложить |
Доступность ресурсов фондирования, в том числе для кредитования "овердрафт", что выступает ограничителем органического роста банка | На определённом этапе может сильно ограничивать |
Переформатирование работы фронт-офисов на изменение отношения к клиентам с "обузы-клиента" на клиентоориентированное | Всё более будет возрастать |
Внешние ограничения | Возрастание фактора в будущем |
Невозможность фондирования на европейских рынках капитала в условиях санкций | Всё более будет возрастать |
Уменьшающаяся платёжеспособность основной массы населения | Всё более будет возрастать |
Снижающееся генерирование финансового потока основной массой компаний экономики | Всё более будет возрастать, однако неравномерно по отраслям |
Повышающиеся требования к качеству обслуживания со стороны состоятельных ВИП-клиентов и крупного бизнеса | Критически важно |
К внутренним ограничениям любой стратегии российского банка нужно отнести:
- неразвитость сервисов дистанционного банковского обслуживания, что может быть критически важно для работы с крупным бизнесом и состоятельными клиентами активного образа жизни;
- необходимость модернизации системы управления в банке: масштабирование требует отхода от ручного управления и выстраивания внутрибанковской отчётности и системы делегирования полномочий;
- доступность ресурсов фондирования, в том числе для кредитования "овердрафт", что выступает ограничителем органического роста банка;
- переформатирование работы фронт-офисов на изменение отношения к клиентам с "обузы-клиента" на клиентоориентированное.
К внешним ограничениям любой стратегии российского банка можно отнести:
- невозможность фондирования на европейских рынках капитала в условиях санкций;
- уменьшающуюся платёжеспособность основной массы населения;
- снижающееся генерирование финансового потока основной массой компаний экономики;
- повышающиеся требования к качеству обслуживания со стороны состоятельных ВИП-клиентов и крупного бизнеса.
Стратегия привлечения институционального инвестора
Данная стратегия направлена на выстраивание партнёрских отношений с институциональным инвестором, но без вхождения в его холдинг или группу. Такая стратегия возможна как путём дополнительной эмиссии акций без продажи контрольного пакета, так и путём выпуска облигаций.
Приход институционального инвестора позволяет качественно повысить уровень управления в банке и по-новому выстроить корпоративные отношения. Также возможно интенсивное развитие совместных программ бизнеса.
Необходимо при этом очень чётко понимать, что бизнесы банка и его партнёра-инвестора имеют синергетический эффект, т.е. взаимно усиливают друг друга, не пересекаясь на ключевых направлениях.
Недостатки: управляющее воздействие институционального инвестора может заставить скорректировать планы развития банка, хотя прямого влияния у такого инвестора и нет.
Плюсы: принадлежность к партнёрам известной финансовой группы позволяет себя по-новому брендировать, полная модернизация системы управления банком, дополнительный капитал первого уровня в кризис.
Фондирование за счёт иностранной материнской группы
Такое фондирование и ставку на него могут позволить себе только дочерние банки иностранных групп и холдингов на российском рынке. Данный факт не значит, что фондирование идёт полностью таким образом, но преимущественно это происходит именно так. Также отметим, что не всегда материнская компания имеет свободные средства и фондирование активно идёт в условиях наращивания бизнеса дочернего российского банка, а не в условиях спада, когда такое фондирование может восприниматься как обуза. В условиях спада экономики дочернему банку достаточно тяжело доказывать необходимость фондирования не в силу факта необходимости, а в силу возможности его вернуть в будущем.
Недостатки: разница валютных курсов сказывается на фондировании, всё большую величину которого дочерний российский банк должен будет вернуть материнской компании.
Плюсы: важна именно гарантированность фондирования, даже в крайне сложных экономических условиях.
Стратегия премиум-обслуживания
Данная стратегия подразумевает, с одной стороны, ставку на активное привлечение депозитов физических лиц, а с другой - расширение всех инструментов премиум-обслуживания состоятельных лиц. Важное место здесь занимает комиссионный доход от расчёт - но-кассового обслуживания в модернизированном интернет-банке и не только. Очень важно опережающее развитие сервисов дистанционного банковского обслуживания, которые позиционируют полный набор банковских услуг.
Новым явлением для российских банков является создание виртуальных банков в европейских странах с дистанционным приёмом депозитов по повышенным для тех регионов ставкам. При этом ставки гораздо ниже российского рынка.
То есть исходя из вышеизложенного видно, что в данной стратегии банк "пылесосит" рынок депозитов, а обслуживает только состоятельных лиц.
Недостатки: очень высокие расходы на развитие сервисов дистанционного банковского обслуживания, необходимость тратить время на обслуживание и обычных клиентов, предлагающих депозиты.
Плюсы: постоянство обслуживаемых ВИП-персон, их лояльность банку при условии качественного обслуживания и удовлетворения всех запросов.
Стратегия кредитования крупного и сверхкрупного бизнеса
В такой стратегии главный акцент делается на кредитование стержневых компаний национальной экономики, генерирующих постоянный и устойчивый финансовый поток. Что особенно удобно для банка, так это факт заключения договоров кредитования с такими компаниями в иностранной валюте, которые при условии опережающего роста курса рубля смогут спокойно и устойчиво обслуживать их без просрочек.
Также нельзя не отметить, что в условиях сжимающейся экономики идёт острая борьба банков за таких заёмщиков, где на первое место выходит качество обслуживания в банках таких клиентов. Опять же важен вопрос об удобстве интернет-банка, и при этом не просто удобстве, а именно о возможности работать с ним в крупной компании, с десятками тысяч человек, и крупными финансовыми департаментами.
Недостатки: крайняя чувствительность таких компаний к условиям обслуживания в банке и необходимость предложения именно полного спектра всех услуг.
Плюсы: гарантированный финансовый поток основных компаний страны.
Стратегия на генерацию комиссионного дохода
Данная стратегия подразумевает основную ставку на генерацию комиссионного дохода и активное развитие функций банка как посредника на рынке финансовых услуг во всех секторах, где можно заработать комиссионный доход. Отметим, что чистое расчётно-кассовое обслуживание не позволит банку быстро наращивать бизнес, поэтому необходимо предусмотреть и кредитование, которое будет генерировать процентный доход. Может также активно развиваться и обслуживание внешнеторговых контрактов, валютно-обменные операции, операции с ценными бумагами.
Важно развитие всего комплекса комиссионных услуг, чтобы, когда проседает один сектор, другой компенсировал падение.
Недостатки: для предприятий крупного бизнеса и не только важно кредитование, в том числе и овердрафт, а сможет ли его банк предоставить, хотя это тоже процентный доход?
Плюсы: постоянный и гарантированный комиссионный доход при условии соответствующего обслуживания, однако в условиях отсутствия кредитных ресурсов у банка он может снижаться.
Банк как ядро финансово-промышленной группы
Банк в этой стратегии концентрирует все усилия на обслуживании своей финансово-промышленной группы. В такой ситуации банку приходится предлагать максимально широкий спектр услуг, вплоть до развития депозитной линейки для сотрудников группы.
Недостатки: рост банка ограничен ростом своей группы, генерация финансового потока компаний группы прямо влияет на прогнозные параметры развития банка.
Плюсы: стабильное развитие банка при условии поступательного развития всей финансово-промышленной группы.
Сводный анализ
Сравним в таблице 3 основные параметры стратегий.
Таблица 3
Сравнение основных параметров стратегий
Стратегия | Фондирование | Ограничения | Основная таргет-группа |
Привлечение институционального инвестора | Привлечение крупного институционального инвестора | Привлекательность банка для инвестора | Не важна |
Фондирование за счёт иностранной материнской группы | Фондирование иностранной материнской компании | В условиях спада материнская компания может посчитать обременением такое фондирование | Не важна |
Премиум-обслуживание | Депозиты физических лиц всех категорий | Сервисы дистанционного банковского обслуживания не развиты | Состоятельные ВИП-клиенты |
Кредитование крупного и сверхкрупного бизнеса | Процентный и комиссионный доход | Сервисы обслуживания не развиты | Крупный и сверхкрупный бизнес |
Генерация комиссионного дохода | Комиссионный доход от всех видов банковских услуг | Отсутствие кредитования ведёт к снижению дохода и привлекательности банка | Все возможные группы для расчётного обслуживания |
Ядро финансово-промышленной группы | Фондирование в той или иной форме от всех компаний финансово-промышленной группы | Финансовые возможности всей финансово-промышленной группы | Все компании и работники финансово-промышленной группы |
Построим матрицу реализаций стратегий (см. табл. 4).
Таблица 4
Матрица реализаций стратегий
Монолайнер-банк | Универсальный банк | |
Федеральный банк | Привлечение институционального инвестора. Фондирование за счёт иностранной материнской группы. Премиум-обслуживание. Генерация комиссионного дохода | Привлечение институционального инвестора. Фондирование за счёт иностранной материнской группы. Премиум-обслуживание. Кредитование крупного и сверхкрупного бизнеса. Генерация комиссионного дохода. Ядро финансово-промышленной группы |
Региональный банк | Фондирование за счёт иностранной материнской группы. Премиум-обслуживание. Генерация комиссионного дохода | Фондирование за счёт иностранной материнской группы. Премиум-обслуживание. Генерация комиссионного дохода. Ядро финансово-промышленной группы |
Как ни парадоксально, но для федерального универсального банка выбор стратегий гораздо больше, чем для регионального. Масштабируемость обладает большими возможностями для развития как территориально, так и по секторам рынка.
Реализуемость стратегий (см. рис. 3) можно рассматривать по двум координатам - масштаб деятельности и реализуемость проекта.
Сравним в таблице 5 недостатки и плюсы стратегий.
Таблица 5
Недостатки и достоинства стратегии
Стратегия | Недостатки | Плюсы |
Привлечение институционального инвестора | Управляющее воздействие институционального инвестора может заставить скорректировать планы развития банка, хотя прямого влияния у такого инвестора нет | Принадлежность к партнёрам известной финансовой группы позволяет себя по-новому брендировать, полная модернизация системы управления банком, дополнительный капитал первого уровня в кризис |
Фондирование за счёт иностранной материнской группы | Разница валютных курсов сказывается на фондировании, всё большую величину которого дочерний российский банк должен будет вернуть материнской компании | Важна именно гарантированность фондирования, даже в крайне сложных экономических условиях |
Премиум-обслуживание | Очень высокие расходы на развитие сервисов дистанционного банковского обслуживания, необходимость тратить время на обслуживание и обычных клиентов, предлагающих депозиты | Постоянство обслуживаемых ВИП-персон, их лояльность банку при условии качественного обслуживания и удовлетворения всех запросов |
Кредитование крупного и сверхкрупного бизнеса | Крайняя чувствительность таких компаний к условиям обслуживания в банке и необходимость предложения именно полного спектра всех услуг | Гарантированный финансовый поток основных компаний страны |
Генерация комиссионного дохода | Для предприятий крупного бизнеса и не только важно и кредитование, в том числе овердрафт, а сможет ли его предоставить банк, хотя это тоже процентный доход? | Постоянный и гарантированный комиссионный доход при условии соответствующего обслуживания, однако в условиях отсутствия кредитных ресурсов у банка он может снижаться |
Ядро финансово-промышленной группы | Рост банка ограничен ростом своей группы, генерация финансового потока компаний группы прямо влияет на прогнозные параметры развития банка | Стабильное развитие банка при условии поступательного развития всей финансово-промышленной группы |
В заключение
Подводя итоги рассмотрения основных стратегий российских банков в условиях кризисных явлений в экономике России, можно сделать вывод, что наибольшую выживаемость имеют как раз универсальные банки с равномерным распределением пассивов и активов во всех секторах банковских услуг.
При этом банки всё же вынуждены концентрировать усилия на решающих направлениях развития бизнеса, делая ставку на них, поскольку они приносят основной доход в условиях спада экономики.
Нельзя не обратить внимание на тот факт, как остро стоит вопрос развития сервисов дистанционного банковского обслуживания как для состоятельных клиентов, так и для крупного бизнеса во многих моделях развития. В кризис особенно важно перестроить работу фронт-офисов, настроив их на максимальное обслуживание всех потребностей клиентов, а также на создание ВИП-зон и офисов ВИП-обслуживания.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Бифуркация - нарушение устойчивости эволюционного режима системы, приводящее к возникновению после точки бифуркации квантового спектра альтернативных виртуальных сценариев эволюции. Вследствие потери системой устойчивости в зоне бифуркации фундаментальную роль приобретают случайные факторы. Это обстоятельство имеет важное значение в процессах социокультурной динамики и приводит к новому, нелинейному пониманию соотношения необходимости и свободы воли. В рамках нелинейного мышления свободу следует понимать не как осознанную необходимость, а как возможность выбора среди виртуальных альтернатив, но одновременно и нравственную ответственность за этот выбор. (Лебедеве. А. Философия науки: Словарь основных терминов. М.: Академический проект, 2004. С. 320. Сер. Gaudeamus).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтерия и банки"
Журнал зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-35433 от 25 февраля 2009 г.
Издается с 1996 г.
Учредитель: ООО Издательский дом "Бухгалтерия и банки"