Законопроект "О государственной кадастровой оценке"
С.А. Табакова,
президент Российского общества оценщиков,
член Совета по оценочной деятельности при Минэкономразвития России,
председатель Совета Национальной ассоциации
саморегулируемых организаций оценщиков (НАСО)
Журнал "Саморегулирование & Бизнес", N 11, ноябрь 2015 г., с. 14.
Закон "О государственной кадастровой оценке недвижимости" необходим. Он нужен органам государственной власти, бизнесу, оценщикам, нотариусам, риелторам и другим участникам операций на рынке недвижимости.
Законопроект - "О государственной кадастровой оценке" Министерство экономического развития разместило на портале regulation.gov.ru в начале августа. Целью проекта заявлены "развитие института государственных кадастровых оценщиков" (сейчас оценку проводят частные оценщики), а также устранение недостатков существующей системы. Однако представленный законопроект не только не устраняет действующие недостатки, а создает еще и новые риски.
Законопроект вносит революционные изменения в законодательство об оценочной деятельности, не имеет взаимосвязи с базовыми принципами действующего законодательства, целями и задачами дорожной карты "О совершенствовании оценочной деятельности".
Решение проблем государственной кадастровой оценки посредством создания федеральных бюджетных учреждений представляется нецелесообразным, поскольку государственная монополия на проведение ГКО создает предпосылки для предпочтения активного использования административного ресурса перед пользованием услугами государственных кадастровых оценщиков-асессоров. Зависимость оценщика от результатов работы по наполнению бюджета создает основу для управляемых и прогнозируемых результатов государственной кадастровой оценки. Согласно законопроекту, заказчик-регион передает полномочия по проведению кадастровой оценки бюджетной организации, учредителем которой и является, и получает полный контроль над исполнителем, что нарушает принцип независимости оценщика.
Государственные оценщики не решают основные проблемы реализации государственной кадастровой оценки:
- в ГКН нет информации об оцениваемых объектах. Для качественного проведения государственной кадастровой оценки в регионах необходима инвентаризация объектов недвижимости;
- отсутствует качественный инструментарий для проведения многослойных расчетов по определению кадастровой стоимости методами массовой оценки;
- отсутствуют квалифицированные специалисты для проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости. Низкий профессиональный уровень исполнителей работ по государственной кадастровой оценке ведет к падению имиджа государства.
В законопроекте нет каких-либо указаний на наличие специального образования в области оценочной деятельности у сотрудников этого бюджетного учреждения. Исключены положения о необходимости исполнителя страховать свою ответственность. Поскольку СРО оценщиков также исключаются из процесса оценки, исчезает требование о проведении экспертизы отчета об определении кадастровой стоимости.
В проекте закона предлагается полностью убрать из комиссии представителей предпринимательского сообщества и независимых оценщиков, которые в данный момент составляют до половины комиссии. Маловероятно, что комиссия, состоящая из местных чиновников, в ущерб интересам бюджета будет принимать положительные решения о пересмотре кадастровой стоимости.
Принятие данного законопроекта будет способствовать:
- отказу от принципа адвалорности кадастровой оценки (уничтожению реальных экономических индикаторов);
- неконтролируемому росту стоимости налогооблагаемой базы;
- ликвидации сложившегося диалога налогоплательщиков с органами власти при содействии профессионально подготовленных оценщиков;
- ликвидации системы общественного контроля за соблюдением методологии;
- отсутствию ответственности исполнителя;
- социальной нестабильности.
Необходимо также учесть затраты на воплощение в жизнь нового порядка ГКО:
- единовременные затраты на организацию бюджетных учреждений;
- ежегодные затраты на их содержание;
- затраты на обеспечение работы региональных и федеральной межведомственных коллегий;
- затраты на разработку методического обеспечения;
- затраты на содержание надзорных органов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Саморегулирование & Бизнес"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-44027 от 01.03.2011 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Журнал освещает вопросы перехода профессиональных рынков России на саморегулирование, законодательство в сфере саморегулирования, финансово-экономические аспекты деятельности СРО, рассказывает об опыте создания и функционирования СРО в различных сферах деятельности
Издание выходит при поддержке Министерства регионального развития РФ.