Законодательный практикум
Журнал "Саморегулирование & Бизнес", N 11, ноябрь 2015 г., с. 28-34.
Поправки к закону о Госзаказе: Федеральный закон N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (Закон о контрактной системе) пришел на смену ФЗ N 94 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", который предоставлял для мошенников возможности получения прибыли. Новый нормативный акт о контрактной системе несколько улучшил ситуацию - отрегулировал схему размещения заказа. По мнению экспертов, система госзаказа стала более совершенной, снизился уровень административных барьеров, получило развитие государственно-частное партнерство, а также саморегулирование.
Однако не все так радужно, как хотелось бы видеть. 44-й ФЗ не повлиял на качество исполнения государственного заказа. Также в нем есть и другие слабые места - механизмы закона "О контрактной системе" не избавили до конца рынок от недобросовестных игроков. В целях совершенствования Федерального закона различные ведомства и организации разработали ряд дополнений и корректив.
Минэкономразвития России: Первый проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" ставит перед собой цель увеличения эффективности и результативности осуществления закупок, а также недопущения злоупотреблений при осуществлении закупок. Им устанавливается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта в срок не более 30 дней с даты подписания заказчиком соответствующего документа о приемке.
Пока что, как известно, по результатам исполнении контракта или его этапа то и дело встречаются злоупотребления со стороны заказчика, когда дело доходит до оплаты. МЭР хочет разорвать порочный круг или хотя бы минимизировать риски поставщика, подрядчика или исполнителя контракта, а также "дисциплинировать заказчика в отношениях, связанных со своевременной оплатой выполненных по контракту обязательств".
"Предлагаемая законопроектом норма позволит уменьшить риск возникновения сговора заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), связанного с установлением не типичного минимального срока для исполнения контракта, в соответствии с которым только один участник закупки, как правило, аффилированный с заказчиком, может исполнить такой контракт в указанный срок", - считают авторы.
Предполагается, что установление минимального срока исполнения контракта также скажется на обеспечении добросовестной конкуренции между участниками закупок.
"Крупные компании, занимающие доминирующее положение в определенной сфере деятельности, в случае своего участия в государственных или муниципальных закупках имеют необоснованное преимущество, которое позволяет таким компаниям осуществлять исполнение контракта в более короткий срок. Предлагаемые законопроектом изменения, в том числе связанные с реализацией антикризисных мер, позволят повысить защищенность участников закупок и привлечь к участию в закупках большее количество субъектов малого и среднего предпринимательства, являющихся реальным сектором экономики, что в свою очередь положительным образом скажется на решении микроэкономических задач в целом", - считают в Минэкономразвития.
Полномочия определять сферы деятельности, в которых при осуществлении закупок устанавливается минимальный срок исполнения контракта поставщиком (подрядчиком, исполнителем), предлагается возложить на Правительство. В соответствии с законопроектом кабинет министров также будет вправе определять федеральные органы исполнительной власти, Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом", Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос", уполномоченные устанавливать такой срок.
Следующий проект предусматривает установление заказчиком требования к участникам закупок об отсутствии задолженности по уплате страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. Решение о его разработке было принято на заседании Правительства еще в конце 2013 года. Законопроект предусматривает внесение изменений в части регламентации проведения процедур определения поставщиков, подрядчиков и исполнителей в электронной форме.
"Процедуры определения обладают рядом существенных преимуществ по сравнению с процедурами, предусматривающими подачу и рассмотрение заявок участников закупок в форме документов на бумажных носителях. Так, электронные процедуры обеспечивают развитие конкуренции при осуществлении закупок за счет упрощения подачи заявок, в том числе хозяйствующими субъектами, находящимися на значительном удалении от заказчиков. Проведение таких процедур позволяет повысить анонимность подачи заявок участниками закупок и их рассмотрения заказчиками, что может способствовать снижению коррупционных рисков, а также рисков сговора между участниками закупок", - отмечается в пояснении к проекту закона.
Отмечается, что законопроектом предусмотрено использование уже функционирующих электронных площадок (ЭП), что позволит заказчикам и участникам закупок в короткие сроки начать применять электронные процедуры за счет применения отработанных механизмов аккредитации на электронной площадке и заключения контрактов в электронной форме на сайте оператора ЭП.
Как считают авторы проекта, внедрение электронных процедур создаст дополнительные стимулы для развития информатизации органов государственной власти и местного самоуправления.
Третий проект федерального закона был создан по поручению Правительства Российской Федерации от 9 сентября 2015 г. Законопроектом предусматривается продление действия ряда антикризисных мер, предусмотренных ФЗ N 498 "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок", на 2016 год. Необходимость дальнейшей поддержки участников контрактной системы в сфере госзакупок обуславливается продолжающейся волатильностью рынков, введением запретов на ввоз в Российскую Федерацию иностранной продукции из ряда стран, а также общим ростом потребительских цен, что может привести к значительному увеличению количества неисполненных контрактов.
В контрактах, срок исполнения которых завершается в 2016 году, предлагается предоставить возможность (по соглашению сторон) изменять срок или их цену, цену единицы товара, работы, услуги или количества товаров, объема работ, услуг, предусмотренных контрактами. По данным разработчиков, в прошлом году реализация данной нормы способствовала уменьшению количества случаев расторжения уже заключенных контрактов, исполнение которых по независящим от сторон обстоятельствам без изменения существенных условий невозможно или экономически нецелесообразно для поставщиков, подрядчиков или исполнителей.
Помимо этого, законопроектом предлагается в 2016 году предоставить заказчикам право не требовать обеспечения исполнения контрактов от участников закупки, соответствующих установленным Правительством требованиям. Продление действия соответствующего распоряжения также связано с хорошими прошлогодними показателями. Было отмечено снижение финансовой нагрузки на малый бизнес, социально ориентированные некоммерческие организации, бюджетные и автономные учреждения или иные организации, в отношении которых предусмотрено альтернативное обеспечение исполнения контрактов, сохранение их позиций на рынке.
Кроме того, в проекте содержится норма, которая предоставляет возможность установления заказчиками графика поэтапного погашения задолженностей коммерческих банков, возникших в связи с предъявлением требований к исполнению банковских гарантий. В 2015 ее внедрение позволило снизить риски потери комм-банками ликвидности в связи с исполнением требований по банковским гарантиям в крупном размере.
Еще некоторые поправки, которые предлагает МЭР, предусматривают следующие положения:
- отмену обязанности заказчика устанавливать требования об обеспечении заявки в случае, если участником закупки является государственное или муниципальное казенное учреждение;
- учет контрактов, заключенных по результатам несостоявшихся процедур, при составлении отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций;
- урегулирование вопросов по возврату обеспечения исполнения контракта, внесенного денежными средствами;
- установление срока оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, отдельного этапа исполнения контракта в пределах 30 дней;
- урегулирование вопросов установления запрета, ограничения и условий допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, при проведении различных процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
- отмену необходимости указания начальной (максимальной) цены контракта, сроков поставки, количества и места поставки при проведении предварительного отбора участников закупки в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера;
- усовершенствование процедуры проведения запроса предложений и запроса котировок;
- отмену обязательного согласования с контрольным органом заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случае признания определения поставщика (подрядчика, исполнителя), проведенного закрытым способом, несостоявшимся в связи с подачей только одной заявки или признания только одной заявки соответствующей требованиям документации о закупке.
Поправками озадачились и составители Межведомственного плана мероприятий по предупреждению и пресечению "откатов", получаемых за исполнение государственного и муниципального заказа, который был утвержден приказом Генерального прокурора от 28 ноября. Нормы предлагаемого к рассмотрению законопроекта предусматривают раскрытие с помощью единой информационной системы информации о привлекаемых в рамках исполнения крупных государственных и муниципальных контрактов субподрядчиках, соисполнителях (с совокупным объемом привлечения более 10 процентов цены контракта).
"В настоящее время в соответствии с частью 23 статьи 34 Закона N 44-ФЗ информация о субподрядчиках, соисполнителях крупных контрактов предоставляется заказчику, но не раскрывается публично. Данная норма распространяется на контракты с начальной (максимальной) ценой свыше 1 млрд. рублей для обеспечения федеральных нужд и 100 млн. рублей для обеспечения нужд субъектов РФ и муниципальных нужд (постановление Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2013 г. N 775). Предлагаемая законопроектом мера обеспечит распространение общественного контроля на сферу взаимоотношений исполнителей (генеральных подрядчиков) по государственным и муниципальным контрактам с субподрядчиками, соисполнителями, сделает публичными факты привлечения недобросовестных посредников. Законопроект также предусматривает раскрытие информации о решениях контрольных органов о согласовании или не согласовании заключения контрактов с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), что будет способствовать повышению прозрачности осуществления закупок, а также открытости и прозрачности деятельности контрольных органов", - говорится в обосновании проекта.
Отмечается, что снижению рисков указанных злоупотреблений будет способствовать раскрытие информации для общественного контроля, что является наиболее эффективным инструментом выявления и противодействия коррупции. Кроме того, в рамках реализации законопроекта в случае его принятия предполагается понизить ценовой порог контрактов, при котором будет раскрываться информация о субподрядчиках, соисполнителях.
Проект федерального закона "О внесении изменений в ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и часть 2 статьи 1 ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" предлагает поправить еще один проект федерального закона Минэкономразвития, разработанный во исполнение майского поручения Правительства. Он предусматривает применение положений Федерального закона N 44-ФЗ при осуществлении закупок государственных, муниципальных унитарных предприятий.
В пояснении к проекту отмечается, что в настоящее время в Российской Федерации зарегистрировано 3 686 государственных унитарных предприятий и 8 209 муниципальных унитарных предприятий. По данным Минэкономразвития, совокупный объем закупок государственных и муниципальных унитарных предприятий в прошлом году составил 1,844 трлн. рублей, из которых:
- закупки продукции и услуг в сфере строительства - 800,5 млрд. рублей (43,3%);
- закупки продукции и услуг обрабатывающей промышленности - 582,1 млрд. рублей (31,48%);
- закупки услуг, связанных с недвижимым имуществом, арендой, исследовательской и коммерческой деятельностью - 131,8 млрд. рублей (7,13%);
- закупки услуг по финансовому посредничеству - 75,9 млрд. рублей (4,11%).
Крупнейшими по объему закупок называются государственное унитарное предприятие г. Москвы "Московский метрополитен" и федеральное государственное унитарное предприятие "Спецстройинжиниринг" при Спецстрое России.
Действующие сегодня положения Закона N 223-ФЗ позволяют заказчикам устанавливать гибкую систему закупок с учетом особенностей ведения хозяйственной деятельности. Однако нередки случаи, когда заказчики при формировании закупочной политики с помощью различных наименований способов закупок "маскируют" закупку у единственного поставщика, "что негативным образом отражается на обеспечении прозрачности и добросовестной конкуренции между участниками закупок. В результате преобладающими способами закупок государственных и муниципальщика" (20,1%) и "иные неконкурентные способы" (62,3%)".
В связи с этим реализация предложений, по мнению авторов, позволит существенно повысить уровень конкуренции и эффективности расходования бюджетных средств при осуществлении закупок государственными и муниципальными унитарными предприятиями.
Предлагается внести в закон N 44-ФЗ поправки в части установления федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок требований к операторам электронных площадок, а также уточнения порядка выполнения ими единых требований к функционированию ЭП. Этот же законопроект предусматривает установление требований к технологическим и лингвистическим средствам электронных площадок, обеспечению автоматизации процессов сбора и обработки информации на них, информационному взаимодействию с различными информационными системами, а также порядок подтверждения соответствия ЭП и операторов указанным единым требованиям.
Считается, что механизм проверки соблюдения операторами ЭП требований поможет повысить прозрачность электронных аукционов, а также уровень безопасности информации и сведений о заявках участников.
Проект поправок, разработанный во исполнение поручения Правительства от 30 июня прошлого года, предусматривает внесение изменений в ФЗ N 44 в части применения заказчиками и российскими участниками закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд усиленной квалифицированной электронной подписи.
Применение такой электронной подписи обеспечит необходимый уровень информационной безопасности при осуществлении юридически значимого электронного документооборота? в соответствии с Законом N 44-ФЗ, говорится в обосновании решения.
В мае Правительство поручило разработать законопроект, которым предполагается распространить действие Закона N 44-ФЗ на все закупки государственных, муниципальных унитарных предприятий, осуществляемые за счет средств, полученных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Сейчас в случае предоставления средств государственным и муниципальным унитарным предприятиям на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной, муниципальной собственности или приобретение недвижимого имущества в государственную, муниципальную собственность на такие юридические лица распространяются положения Закона N 44-ФЗ. Но указанная норма вступает в силу только с 1 января 2017 года. При этом практика предоставления гос. и муниципальными органами власти субсидий гос. и муниципальным предприятиям позволяет заказчикам не применять положения Закона N 44-ФЗ.
"В результате государственные (муниципальные) предприятия самостоятельно определяют порядок расходования полученных бюджетных средств в рамках Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", что приводит к снижению эффективности их расходования и противоречит целям Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", - поясняют авторы проекта акта.
Внести изменения в части оптимизации деятельности контрольных органов в сфере закупок, в том числе путем перераспределения полномочий по контролю и исключения несвойственных им функций, определения органа власти, обеспечивающего координацию деятельности контрольных органов, а также определения полномочий Правительства на разработку методологии проведения плановых проверок, кабмин решил еще прошлой осенью. В связи с недостаточной эффективностью реализации муниципальными контрольными органами в сфере закупок своих функций законопроектом предполагается реорганизация системы контроля путем передачи полномочий органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов соответствующим контрольным органам субъектов РФ.
Подправить предлагается нормы, регулирующие мониторинг закупок, аудит в сфере закупок, а также контроль в сфере закупок на юридических лиц, не являющихся государственным или муниципальным учреждением, при предоставлении им бюджетных инвестиций для реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства. Как объясняют в Правительстве, это позволит устранить проблему невозможности обжалования в контрольных органах действий (бездействий) указанных юридических лиц.
"В целях исключения совмещения одними и теми же органами нескольких функций, приводящего к снижению эффективности осуществления контроля в сфере закупок, законопроектом вносятся изменения, устанавливающие запрет на возложение функций по централизации закупок в соответствии со статьей 26 Закона N 44-ФЗ на органы контроля, указанные в части 1 статьи 99 Закона N 44-ФЗ. Указанные меры позволят снять с органов контроля в сфере закупок избыточную нагрузку, исключить несвойственные им функции, повысить эффективность контроля", - отмечают авторы поправок.
Законопроектом вводится ряд положений, позволяющих упорядочить осуществление контрольной деятельности в сфере закупок путем регламентации единого порядка осуществления контроля за соблюдением Закона N 44-ФЗ на федеральном уровне, а также на уровне субъектов России. В целях оптимизации деятельности контрольных органов в сфере закупок также предлагается проводить оценку эффективности осуществления контроля; отчет об оценке предлагается публиковать в единой информационной системе закупок.
Помимо прочего, законопроектом предусмотрено создание Межведомственного совета, основными функциями которого станут рассмотрение результатов осуществления контроля и аудита, предложений по оптимизации деятельности соответствующих органов, выработка предложений по определению единых принципов и подходов, методологии осуществления функций, а также проведение экспертной оценки проектов нормативных правовых актов, разрабатываемых в рамках совершенствования законодательства о контрактной системе в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в части контроля и аудита в сфере закупок.
Совсем свежий проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" разработан во исполнение поручения Правительства, данного в августе. Им предполагается установить особенности заключения контрактов на поставку технической или технологически сложной, инновационной, высокотехнологичной или специализированной продукции и контрактов на выполнение проектных работ в рамках работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных объектов капитального строительства.
Согласно проекту, заказчики получат право заключать такие контракты с условиями, позволяющими оплачивать поставку оборудования по контракту после доведения лимитов бюджетных обязательств. При этом устанавливается возможность включения в проект контракта условий, предусматривающих возникновение прав и обязанностей сторон только после положительного заключения государственной экспертизы проектной документации объекта капитального строительства, в котором такое оборудование будет использоваться.
Предполагается, что принятие законопроекта позволит конкурентными способами осуществлять закупки технически или технологически сложной, инновационной, высокотехнологичной или специализированной продукции, а также работ по проектированию и строительству объектов, в которых предусмотрен монтаж такого оборудования, что будет способствовать повышению эффективности осуществления закупок и позволит обеспечить конкуренцию хозяйствующих субъектов в соответствующих отраслях.
Минтруд России: В соответствии с протоколом заседания президиума Совета при Президенте по противодействию коррупции от 8 апреля 2014 года Минтрудом, МЭР, ФАС, РСПП и ТПП России проработан вопрос о целесообразности обязательного или факультативного учета наличия в организации системы мер противодействия коррупции при заключении контрактов о закупке товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд.
Напомним, перечень мер по предупреждению коррупции в организациях установлен Федеральным законом N 273-ФЗ. Разработанные дополнения призваны обеспечить их эффективную реализацию и стимулировать бизнес к их внедрению.
В настоящее время в соответствии со статьей 19.28 КоАП РФ юридические лица получают административный штраф за незаконное вознаграждение, а именно за незаконные передачу, предложение или обещание от имени или в интересах юрлица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг, иного имущества, прочие проступки. Положительная динамика применения статьи позволила считать, что указанные нормы могут помочь дальнейшему развитию механизмов, стимулирующих организации к применению эффективных мер по предупреждению коррупции.
Авторами предлагается увеличить срок, в течение которого лицо считается подвергнутым наказанию за совершение административного правонарушения до пяти лет и разрешить заказчикам не допускать к участию в закупках юридические лица, привлеченные к административной ответственности по статье 19.28 КоАП РФ. При этом до истечения срока по решению заказчика проштрафившийся может и вовсе не допускаться к участию в закупках.
Предлагаемые меры Минтруд считает действенным механизмом по выстраиванию эффективной системы антикоррупционных мер. А отсутствие административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 КоАП РФ - дополнительным конкурентным преимуществом для юридического лица - участника закупок.
Минфин России: Поправить ФЗ N 44 было решено и после совещания у заместителя председателя коллегии Военно-промышленного комплекса О.И. Бочкарева. В соответствии с протоколом встречи, Минфин разработал законопроект, который позволит устранить несоразмерность начисления неустойки (штрафов, пени) при неисполнении или ненадлежащем исполнении заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств.
Документом предполагается внесение изменений, которые учитывают принципы соразмерности обязательств при применении неустойки. Неустойкой (штрафом, пеней) предлагается считать определенную законом или договором денежную сумму, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Обоснованием необходимости подготовки следующего проекта нормативного правового акта стало мартовское Поручение Президента. В настоящее время предусмотренный законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" механизм работы с банковскими гарантиями не позволяет изменить ранее принятый банком размер обязательств, если обеспечиваемые банковской гарантией обязательства частично исполнены (например, в случае, если контрактом предусмотрены этапы исполнения и ряд этапов выполнен). В связи с этим Минфин предлагает установить возможность корректировки принятых банком обязательств в соотношении с размером обеспечиваемых обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя).
Нострой: Разработанный Национальным объединением строителей проект предполагает использовать механизмы банковского сопровождения, обеспечивающие контролируемое заказчиком расходование средств на строительство при исполнении договоров строительного подряда стоимостью свыше 50 млн. рублей. Также в нем содержатся нормы формирования коллективных участников закупки, что, по мнению разработчиков, позволит в регламентированных рамках объединить квалификацию и возможности нескольких подрядчиков.
"Федеральный закон о строительном подряде для государственных и муниципальных нужд, а также нужд отдельных юридических лиц ориентирован на обеспечение качества и своевременности осуществления строительных работ и эффективности расходования средств, связанных с бюджетом РФ. Федеральный закон является специфической частью контрактной системы Российской Федерации и тесно с ней связан. Субъектами Федерального закона являются субъекты Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". Таким образом, все строительство, прямо или косвенно влияющее на бюджет страны, регулируется настоящим ФЗ. Основной спецификой настоящего Федерального закона в контрактной системе, обусловившей его появление, является необходимость обеспечения доступа к работам строительного подряда только квалифицированных подрядчиков, способных выполнить свои обязательства и обеспечить необходимые показатели качества, надежности и безопасности", - рассказывают о толкнувших на разработку проекта закона обстоятельствах в НОСТРОЙ.
Поясняется, что ключевым механизмом отбора квалифицированных подрядчиков является процедура оценки квалификации, проводимая силами саморегулируемых организаций (СРО). При этом на СРО возлагается ответственность, в том числе финансовая, в рамках компенсационного фонда, за действия подрядчика и выполнение им своих обязательств. Привлечение саморегулируемых организаций к процедуре выбора подрядчика осуществляется в соответствии с принципами публичных закупок на стадии переквалификации, чем обеспечивается справедливая и добросовестная конкуренция в закупочных процедурах.
"В соответствии со спецификой строительного подряда в качестве процедур выбора поставщика предлагаются запросы котировок, конкурсы, конкурентные переговоры и, в отдельных случаях, выбор единственного поставщика. Отказ от аукциона обусловлен тем, что в случае организации строительных работ цена строительства не является единственным критерием оценки заявки на участие в процедуре выбора подрядчика и, безусловно, не является основным критерием. При этом все конкурентные процедуры выбора могут быть проведены в электронной форме без потери эффективности отбора подрядчика", - отмечают в нацобъединении.
При этом важной задачей называется борьба с необоснованным занижением стоимости строительства участником закупки (демпингом). Отклонения от сметной стоимости работ, утвержденной государственной экспертизой, в меньшую сторону может осуществляться только регламентированным образом, в определенных пределах и с обоснованием возможности, делают вывод в НОСТРОЙ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Саморегулирование & Бизнес"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-44027 от 01.03.2011 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Журнал освещает вопросы перехода профессиональных рынков России на саморегулирование, законодательство в сфере саморегулирования, финансово-экономические аспекты деятельности СРО, рассказывает об опыте создания и функционирования СРО в различных сферах деятельности
Издание выходит при поддержке Министерства регионального развития РФ.