Где справедливость, ФАС?
Д. Шуняева
Журнал "Саморегулирование & Бизнес", N 11, ноябрь 2015 г., с. 54-56.
Антимонопольщиков попросили разобраться с ограничением конкуренции при торгах на проектно-изыскательские работы.
Саморегулируемое общество изыскателей призвало Федеральную антимонопольную службу положить конец несправедливости, которая связана со сложившейся в государственных закупках практикой объединения изыскательских и проектных работ в один лот. В письменном обращении, адресованном ФАС России, эксперты Ассоциации "Национальный Союз Изыскателей" обращают внимание антимонопольщиков на то, что объединение в рамках одной закупки работ по инженерным изысканиям и подготовке проектной документации приводит к системному нарушению законодательства о конкуренции и контрактной системе, ущемлению интересов изыскательских организаций, способствует развитию сети "коммерческих" саморегулируемых организаций, напрямую влияет на уровень конкуренции и как следствие, ведет к менее эффективному расходованию средств (удорожанию контрактов).
Практика сейчас такова: около 93% всего объема инженерных изысканий при закупках в рамках контрактной системы в данный момент включаются в состав проектно-изыскательских работ либо торгуются как часть единого строительного контракта. В таких конкурсах могут принимать участие только проектные организации, а работы по инженерным изысканиям эти организации отдают на субподряд.
"Фактически, изыскатели полностью исключаются из потенциальных участников конкурса, так как, обладая свидетельством о допуске к изыскательским работам, не обладают допуском СРО по проектным работам", - отмечают в Ассоциации.
Безусловно, подрядчик может выполнить все проектно-изыскательские работы (ПИР) самостоятельно, но для осуществления такой деятельности необходимо быть экспертом как в проектировании, так и в инженерных изысканиях, иметь соответствующий штат специалистов и обладать допусками на оба вида деятельности. Однако, около 70% организаций в изыскательской отрасли являются типичными представителями микробизнеса, с годовой выручкой менее 120 млн. рублей, и финансовые затраты на обеспечение допусков на оба вида работ оказываются для них существенным препятствием для участия в торгах.
По данным Ассоциации "Национальный Союз Изыскателей" (на основании информации с сайта www.zakupki.gov.ru) только в четвертом квартале 2014 года в рамках контрактной системы Российской Федерации на проведение проектно-изыскательских работ было размещено 162 лота на общую сумму 1,9 млрд. рублей, и это не учитывая торгов на ПИР в рамках единого строительного контракта. При этом на долю 5 самых крупных закупок пришлось около 1,2 млрд. рублей.
В 47% случаев (на сумму 1,35 млрд. руб.) выигравшие конкурс организации имели действующие допуски как на выполнение инженерных изысканий, так и на проектирование, 44% организаций не имело действующего допуска на проведение инженерных изысканий, а 9% - на проведение работ по подготовке проектной документации.
Необходимо отметить, что хотя в соответствии с частью 5.2 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ возможно заключение договора о подготовке проектной документации с заданием на выполнение инженерных изысканий, в этом случае подрядчик также осуществляет организацию и координацию работ по инженерным изысканиям и несет ответственность за достоверность, качество и полноту выполненных инженерных изысканий. При таком объединении проектных работ и работ по инженерным изысканиям в один лот предметом контракта будет именно подготовка проектной документации объекта с предварительным проведением инженерных изысканий.
Простой анализ реестров организаций, имеющих действующий допуск на выполнение инженерных изысканий и подготовку проектной документации, показывает, что из почти 10 тыс. изыскательских организаций 29% имеют допуск и на проектирование, а из 40 тыс. проектных только 12% - на изыскания.
"Зачастую наличие двух видов допусков у изыскательских организаций вызвано именно необходимостью участвовать в торгах на осуществление проектно-изыскательских работ. Равно как и проектные организации вынуждены получать допуски на инженерные изыскания, хотя это не всегда является предметом их деятельности. Такая ситуация способствует развитию рынка фиктивных допусков, порождает создание и обеспечивает процветание "коммерческих" саморегулируемых организаций и увеличивает непроизводственные расходы компаний на получение и "поддержание" допусков на оба вида работ", - считают в Ассоциации "НСИ".
Объединение двух видов работ в единую закупку приводит к ограничению конкуренции и снижению эффективности при расходовании бюджетных средств, отмечают в партнерстве. Это хорошо видно из анализа прошедших в 4 квартале 2014 года торгов на выполнение инженерных изысканий и подготовку проектной документации.
Законы гласят. В соответствии с ч. 2 ст. 47, ч. 4 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по инженерным изысканиям и подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
В соответствии с Перечнем видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (утвержден приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624) для работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации требуется получение разных свидетельств о допуске к работам, выданных разными саморегулируемыми организациями. Получению каждого из свидетельств сопутствует соблюдение различных требований и условий, что также требует наличия разных ресурсов (трудовых, производственных, технологических и др.).
Таким образом, сложилась практика, что в таких конкурсах могут принимать участие только проектные организации, а работы по инженерным изысканиям эти организации отдают на субподряд тем организациям, которые вправе это делать.
В конкурсах, где проектные и изыскательские работы были объединены, первоначальная сумма всех контрактов после проведения торгов уменьшилась на 6 процентов, а среднее количество участников составило 2,4. Количество закупок у единственного поставщика достигло 14,8 процентов от общего числа закупок.
Напротив, в случаях, когда инженерные изыскания торговались отдельно, совокупное снижение первоначальной суммы контрактов достигло 17,68 процентов, среднее количество участников торгов увеличилось до 5 (в два раза), а количество закупок у единого поставщика снизилось до 7,4 процента (в два раза).
Выводы:
По мнению Ассоциации, объединение изыскательских и проектных работ в один лот нарушает антимонопольное, а также регулирующее закупочную деятельность законодательство, в частности противоречит требованиям ч. 1, ч. 3 ст. 17 Закона о защите конкуренции, ч. 2 ст. 8, п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона "О закупках отдельными видами юридических лиц" на следующих основаниях:
1. Выполнение работ по инженерным изысканиям и разработка проектной документации являются самостоятельными видами работ, поскольку различны по своей специфике, методам исполнения, необходимым трудовым и техническим ресурсам; выполняются различными специалистами; по-разному также оформляется и результат работ.
Четвертый квартал 2014
Сайт www.zakupki.gov.ru - размещено 162 лота на проведение проектно-изыскательских работ
Общая сумма всех лотов 1,9 млрд. рублей
из 100% проектных и изыскательских компаний, выигравших конкурсы: | |
47% | победителей имели допуски на выполнение инженерных изысканий и на проектирование |
44% | организаций не имело действующего допуска на проведение инженерных изысканий |
9% | не имело допусков на проведение работ по подготовке проектной документации |
По данным Ассоциации "Национальный Союз Изыскателей" на основании информации с сайта www.zakupki.gov.ru
2. Работы, связанные с изысканиями, проектированием представляются на разных товарных рынках, на каждом из которых имеется круг потенциальных участников размещения заказа, готовых выполнить указанные работы. По мнению суда, специалист в области инженерных изысканий не может разработать проектную документацию, аналогично, проектировщик не может выполнить работы по инженерным изысканиям (Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2014 N 05АП-1849/2014 по делу N А59-4580/2013; Постановление ФАС Дальневосточного округа от 11.07.2014 N Ф03-2527/2014 по делу N А59-4580/2013).
3. Как показывает судебная практика, технологическая и функциональная взаимосвязь проектных работ и работ по инженерным изысканиям не установлена. Отсутствие технологической взаимосвязи подтверждается тем, что при выполнении данных работ используются технологии, присущие каждой из данных видов деятельности отдельно, они различны по своей специфике, продукту работ, и не связаны временем исполнения. В соответствии с определением Верховного Суда РФ от 10 ноября 2014 г. N 303-КГ14-3348 необходимость объединения разработки проектной документации с выполнением инженерных изысканий должна быть доказана заказчиком работ (услуг). Данная позиция нашла свое подтверждение в решениях антимонопольных органов и сложившейся практике арбитражных судов различной инстанции, включая решение ВАС.
"Сложившаяся в ходе закупочной деятельности практика приводит к ущемлению изыскательского сегмента строительной отрасли, ограничению доступа изыскателей к объемам работ. Косвенно ведет к необоснованному демпингу, снижению качества изыскательских работ, вымыванию кадров и общей деградации изыскательской отрасли. Это самым плачевным образом отражается на качестве принимаемых градостроительных решений, безопасности при возведении и эксплуатации объектов капитального строительства, включая особо опасные и технологически сложные", - обращают внимание в Ассоциации "НСИ".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Саморегулирование & Бизнес"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-44027 от 01.03.2011 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Журнал освещает вопросы перехода профессиональных рынков России на саморегулирование, законодательство в сфере саморегулирования, финансово-экономические аспекты деятельности СРО, рассказывает об опыте создания и функционирования СРО в различных сферах деятельности
Издание выходит при поддержке Министерства регионального развития РФ.