"Адвокаты США в сети" (интервью Б. Грином, профессором школы права Фордемского университета США)
Беседовал
А. Крохмалюк,
главный редактор "АГ"
Газета "Новая адвокатская газета", N 23, декабрь 2015 г., с. 14.
Последней инстанцией дисциплинарного разбирательства о нарушении юристами правил этики является суд.
Профессор школы права Фордемского университета США Брюс Грин является одним из специалистов в вопросах профессиональной этики юристов. Он преподает профессиональную этику с 1987 г.; является членом и в прошлом председателем Секции уголовной юстиции Американской ассоциации юристов и Комитета по профессиональной этике Ассоциации юристов штата Нью-Йорк. Профессор Грин приезжал в Москву для участия в ежегодной учебной программе "Профессиональная ответственность и этика юриста на глобальном рынке юридических услуг" для студентов российских юридических вузов, которую уже в пятый раз проводили Юридический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, Институт "Право общественных интересов" (PILnet) и юридические фирмы DLA Piper и White & Case. "АГ" задала ему несколько вопросов, касающихся регулирования поведения юристов в Соединенных Штатах Америки.
- Интернет завоевывает все большее пространство в нашей жизни. Весьма активно он распространяется и в сферах профессиональной деятельности, в том числе в адвокатуре. И вот мы уже говорим об этике поведения в социальных сетях. В ФПА создана рабочая группа для того, чтобы разработать рекомендации адвокатам по поведению в интернет-пространстве. Профессор Грин, ваши адвокаты тоже озабочены этим?
- Американская ассоциация юристов несколько лет назад создала рабочую группу по исследованию вопроса использования адвокатами интернета, которая кропотливо изучала все моменты, связанные с деятельностью адвокатов во Всемирной паутине, особенно в плане соблюдения ими правил профессиональной этики. Члены группы поставили перед собой вопрос, нужно ли вносить в Модельные правила профессиональной этики дополнения, регулирующие поведение адвокатов в данном сегменте. Свои предложения комиссия представила Ассоциации. После бурных обсуждений Ассоциация пришла к выводу, что общих правил поведения юристов вполне достаточно для того, чтобы распространить их и на сферу деятельности адвокатов в интернете.
- И все же, в чем адвокат наиболее уязвим, когда вступает в зыбкое пространство сети, и чем может злоупотребить, используя ее громадные возможности?
- Больше всего нас тревожит вопрос соблюдения адвокатской тайны. Сохранение в тайне сведений о клиентах - это этическая обязанность адвоката. Большая часть адвокатского делопроизводства осуществляется в электронном виде. И, конечно, каждый юрист должен предпринимать все необходимые меры, чтобы эта информация была недоступна для посторонних лиц. Это положение было недавно закреплено в Правилах этики.
Еще одна проблема - блоги, ставшие весьма популярными у людей публичных профессий. Рассуждая в своих блогах о самых разных вещах, адвокаты все же не могут удержаться от того, чтобы не обсудить работу. И тогда широкой публике открываются детали, о которых на самом деле не стоило бы говорить. Например, были случаи, когда защитники негативно отзывались о ком-то из клиентов. Это прямое нарушение правил этики. Или, помню, в штате Флорида один из адвокатов нелицеприятно высказался о судье. Ему было вынесено предупреждение. Но всегда при рассмотрении таких проступков на другую чашу весов ставится конституционное право на свободу слова, и поэтому наказания за них не столь суровы.
Адвокату также трудно удержаться от того, чтобы не использовать СМИ и интернет во время участия в громком процессе. Общественное мнение способно склонять весы Фемиды в ту или иную сторону. В принципе, в этом нет ничего дурного, но тут важно отследить тонкую грань и отделить допустимый пиар от попыток воздействия на суд, особенно на жюри присяжных. И здесь правила этики работают напрямую. Например, нельзя разглашать детали дела до его завершения. Нельзя говорить о доказательствах, которые не будут представлены суду.
- Как часто в Америке адвокатов привлекают к дисциплинарной ответственности? Кто этим занимается?
- Если учесть, что в Соединенных Штатах практикует около одного миллиона юристов, можно найти множество примеров порицания адвокатов за неэтичное поведение. Но фактов отстранения юристов от профессии мало. Адвоката могут лишить лицензии за совершение противозаконного деяния, например, за присвоение денег клиента или сообщение суду недостоверных сведений. Расследование случаев нарушения профессиональной этики проводят представители органов адвокатского самоуправления. В каждом штате действует своя система профессиональной ответственности. Но конечной инстанцией дисциплинарного производства является суд.
- Интернет - хорошая рекламная площадка. И, если отбросить лукавство, адвокаты используют эту сферу именно для представления себя общественности. Но прямая реклама запрещена. А как в Америке?
- У нас этот вопрос горячо обсуждался в конце XIX - начале XX в. Ассоциация юристов наложила строгий запрет на рекламу услуг адвокатов, мотивировав это тем, что такая реклама подрывает общественное уважение к профессии адвоката. Для информирования о своей деятельности юристы могли использовать только визитки и вывеску на дверях конторы. Ревнители чистоты профессии считали, что клиенты должны приходить к адвокату по рекомендации других клиентов. Действительно, это правило до сих пор неплохо работает в небольших городках. Но в миллионных мегаполисах, где практикуют десятки тысяч юристов различной профильной направленности, оно превращается в фикцию.
В начале 70-х гг. прошлого века Верховный Суд США признал ограничения на рекламу адвокатской деятельности неконституционными, оставив только одно: реклама не должна вводить потребителей в заблуждение.
- Регулируется ли каким-то образом эстетическая сторона рекламы? У нас многие возмущаются тем, что адвокаты размещают рекламу на асфальте, столбах и оградах, вывешивают в интернете слишком откровенные фото и используют иные приемы, которые могут возмутить понятие коллег или клиентов о пристойности.
- Реклама адвокатской деятельности в США разрешена на любых используемых для этой цели носителях: на радио и телевидении, билбордах, в метро... Я знаю, что это не одобряют некоторые судьи. Руководителям ассоциации юристов это тоже не очень нравится. Запрета на низкокачественную рекламу у нас нет. Зато есть традиции. Большинство адвокатов рекламируют себя и свои адвокатские фирмы с большим вкусом.
Был один забавный эпизод, когда все стали обсуждать, насколько этично поступила женщина-адвокат, разместившая для рекламы адвокатских услуг свое изображение в купальнике. Ее даже попросили объяснить мотивы своего поступка. "Разве я ввела этим фото кого-то в заблуждение? - возразила эта дама. - Вот если бы, действительно, я была некрасива, с ужасной фигурой, а представляла себя как фотомодель, это было бы неэтично. А так клиент может не сомневаться, что с ним будет работать привлекательный адвокат". И она по-своему права.
Рассуждая в своих блогах о самых разных вещах, адвокаты не могут удержаться от того, чтобы не обсудить работу. И тогда широкой публике открываются детали, о которых на самом деле не стоило бы говорить. Например, были случаи, когда защитники негативно отзывались о ком-то из клиентов. Это прямое нарушение правил этики. Или, например, в штате Флорида один из адвокатов нелицеприятно высказался о судье. Ему было вынесено предупреждение.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Новая адвокатская газета"
"Новая адвокатская газета" - корпоративное издание нового типа, появление которого обусловлено коренными переменами, произошедшими в адвокатском сообществе России после принятия Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации". Являясь органом Федеральной палаты адвокатов РФ, издание не преследует цель выступать в роли указующего или направляющего перста, представляя интересы той или иной части корпорации или группы лиц, а позиционирует себя как выразитель интересов всей российской адвокатуры. Принципиальное значение при этом имеет закрепленная Законом организация адвокатского сообщества, основанная на обязательном членстве каждого адвоката в адвокатской палате субъекта Федерации, являющейся в свою очередь членом ФПА РФ. Рассматривая в качестве высших ценностей адвокатского сообщества заложенные в Законе принципы независимости, самоуправления, корпоративности и равноправия адвокатов, газета оценивает события государственной и общественной жизни и действия тех или иных лиц с точки зрения соответствия данным принципам. Выступая органом корпорации юристов-профессионалов, газета рассматривает профессионализм как главное качество адвоката и уделяет первостепенное внимание проблемам учебы и практического опыта коллег в различных отраслях права.
Основными направлениями издания являются:
- оперативное информирование о деятельности и решениях ФПА;
- освещение взаимоотношений адвокатуры с государственными и общественными институтами;
- освещение корпоративной жизни адвокатских палат;
- рассказ о созданных адвокатами прецедентах в национальной и международной судебной практике, публикация наиболее интересных решений судов;
- ответы на вопросы, волнующие адвокатов и адвокатские образования;
- взаимодействие с информационными изданиями адвокатских палат;
- поддержка общественно значимых инициатив адвокатов и адвокатских образований;
- информирование о наиболее важных событиях из жизни иностранной адвокатуры, о сотрудничестве российских и зарубежных адвокатских образований и адвокатов.