Типовые нарушения законодательства о закупках
А. Гусев,
к.п.н., редактор журнала "Ревизии и проверки финансово-хозяйственной
деятельности государственных (муниципальных) учреждений"
Журнал "Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", N 12, декабрь 2015 г., с. 16-25.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона N 223-Ф3*(1) контроль за соблюдением требований названного закона ведется в порядке, установленном законодательством РФ. Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 07.04.2004 N 189 "Вопросы Федеральной антимонопольной службы" контроль за соблюдением названного закона осуществляет ФАС. В ходе проверок указанный орган выявляет различные нарушения, допускаемые государственными (муниципальными) учреждениями при осуществлении процедур размещения заказов. В статье рассмотрим наиболее распространенные нарушения, выявляемые в ходе контроля за соблюдением государственными (муниципальными) учреждениями Федерального закона N 223-Ф3.
Отсутствие утвержденного акта, регламентирующего правила закупки. В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона N 223-ФЗ его действие, в частности, распространяется:
1) на автономные учреждения;
2) на бюджетные учреждения при осуществлении им закупок:
- за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;
- в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения;
- за счет средств, полученных при осуществлении иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках предусмотренных учредительным документом основных видов деятельности (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).
Чтобы указанные учреждения могли применять положения Федерального закона N 223-ФЗ, им нужно разработать положение о закупках в соответствии с ч. 3 ст. 2 этого закона и разместить его до начала года на официальном сайте РФ в Интернете для публикации информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг.
Согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона N 223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Принятое бюджетным учреждением решение об осуществлении закупок в соответствии с разработанным и размещенным на официальном сайте положением о закупках или Законом о контрактной системе*(2) не может быть изменено в текущем году.
При разработке указанного положения бюджетное учреждение может воспользоваться типовыми положениями, разрабатываемыми учредителями учреждений. Например, типовое положение о закупках для федеральных бюджетных учреждений здравоохранения направлено Письмом Минздрава РФ от 10.02.2014 N 225/10/2-855 "О Положениях о закупках товаров, работ, услуг".
Необходимо отметить: если согласно БК РФ или иным нормативным правовым актам, регулирующим бюджетные правоотношения, государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, являющиеся государственными или муниципальными заказчиками, свои полномочия на осуществление закупок передают на безвозмездной основе на основании договоров (соглашений) бюджетным учреждениям, то такие учреждения в пределах переданных полномочий осуществляют в лице указанных органов закупки товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Закона о контрактной системе, которые регулируют деятельность государственного и муниципального заказчиков.
Несоблюдение требований о планировании закупок. Закупки в соответствии с Федеральным законом N 223-ФЗ должны осуществляться на основании плана закупки на срок не менее чем один год. В плане закупки приводятся сведения о закупке товаров (работ, услуг), необходимых для удовлетворения потребностей заказчика. При этом в план закупки с учетом ч. 15 ст. 4 названного закона не включаются сведения о закупке товаров (работ, услуг), составляющие государственную тайну, при условии, что данные сведения содержатся в извещении о закупке, документации о закупке или в проекте договора, а также сведения о закупке, по которой принято решение Правительства РФ согласно ч. 16 ст. 4 Федерального закона N 223-ФЗ. Кроме того, в плане закупки с учетом ч. 15 ст. 4 могут не отражаться сведения о закупке товаров (работ, услуг), если стоимость товаров (работ, услуг) не превышает 100 тыс. руб., а если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более 5 млрд. руб. - сведения о закупке товаров (работ, услуг), стоимость которых не превышает 500 тыс. руб.
Согласно ч. 3 ст. 4 Федерального закона N 223-ФЗ план закупки инновационной, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств размещается заказчиком в единой информационной системе на период от пяти до семи лет. Начиная с 01.11.2015 план закупки товаров, работ, услуг заказчиков, определенных Правительством РФ исходя из п. 2 ч. 8.2 ст. 3 обозначенного закона, должен содержать раздел о закупке у субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с утвержденными такими заказчиками перечнями товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется у данных субъектов.
План закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств заказчиков, установленных Правительством РФ согласно п. 1, 2 ч. 8.2, должен содержать раздел о закупке у субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с утвержденным заказчиком перечнем товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется у таких субъектов.
План закупки товаров, работ, услуг конкретных заказчиков, определенных Правительством РФ согласно п. 1 ч. 8.2 ст. 3 Федерального закона N 223-ФЗ, должен содержать перечень инновационной, высокотехнологичной продукции, закупаемой у субъектов малого и среднего предпринимательства в годовом объеме, определяемом Правительством РФ в соответствии с п. 1 ч. 8.2 ст. 3.
Напомним, что критерии отнесения товаров, работ, услуг к инновационной и (или) высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности. Начиная с 01.01.2016 на основании указанных критериев учреждения будут обязаны разработать и установить:
- перечень товаров, работ, услуг, удовлетворяющих критериям отнесения к инновационной, высокотехнологичной продукции;
- положения о порядке и правилах применения (внедрения) товаров, работ, услуг, удовлетворяющих критериям отнесения к инновационной продукции, высокотехнологичной продукции.
Осуществление закупки товаров, работ, услуг в случае, если она должна производиться в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе. Как мы уже отмечали выше, бюджетные учреждения вправе не применять положения Закона о контрактной системе в случаях, предусмотренных ст. 15 данного закона. Во всех остальных ситуациях бюджетное учреждение обязано руководствоваться нормами этого закона.
Что же касается автономных учреждений, в силу ч. 4 ст. 15 Закона о контрактной системе при предоставлении средств из бюджетов бюджетной системы РФ автономным учреждениям на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности на такие юридические лица при планировании и осуществлении ими закупок за счет этих средств распространяются положения Закона о контрактной системе, регулирующие отношения, указанные в п. 1-3 ч. 1 ст. 1 данного закона.
Если в соответствии с Бюджетным кодексом или иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления либо Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", являющиеся государственными или муниципальными заказчиками, свои полномочия на осуществление закупок передают на безвозмездной основе на основании договоров (соглашений) автономным учреждениям, то последние в пределах переданных полномочий осуществляют от лица указанных органов или Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" закупки товаров, работ, услуг согласно положениям Закона о контрактной системе, которые регулируют деятельность государственного и муниципального заказчиков (ч. 6 ст. 15 Закона о контрактной системе).
Осуществление закупки иным способом, товаров, работ, услуг в случае, если такая закупка должна производиться в электронной форме. Напомним, что Перечень товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме, утвержден Постановлением Правительства РФ от 21.06.2012 N 616. Согласно п. 2 указанного нормативного акта закупка товаров, работ и услуг, включенных в данный перечень, не осуществляется в электронной форме:
- если информация о закупке в соответствии с ч. 15 ст. 4 Федерального закона N 223-ФЗ не подлежит размещению на официальном сайте в Интернете для публикации информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг;
- если потребность в закупке возникла вследствие произошедшей аварийной ситуации, непреодолимой силы, необходимости срочного медицинского вмешательства, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а также в целях предотвращения угрозы их возникновения;
- если закупка осуществляется у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в соответствии с положением о закупке, предусмотренным ст. 2 Федерального закона N 223-ФЗ.
Совершение данного правонарушения влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 10 тыс. до 30 тыс. руб., а на юридических лиц - от 100 тыс. до 300 тыс. руб.
Необходимо отметить, что если указанное нарушение совершит лицо, ранее подвергнутое административному наказанию за аналогичное административное правонарушение более двух раз, то на данное лицо будет возложен штраф в размере от 40 тыс. до 50 тыс. руб. или оно будет дисквалифицировано на срок от шести месяцев до года. В силу ст. 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым названному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
Несоблюдение сроков размещения информации в единой информационной системе. Напомним, что Федеральный закон N 223-ФЗ устанавливает следующие требования к срокам размещения информации в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке товаров, работ, услуг:
1) изменения, вносимые в положение о закупке, подлежат обязательному размещению в единой информационной системе не позднее чем в течение 15 дней со дня утверждения (ч. 1 ст. 4);
2) извещение о проведении конкурса или аукциона размещается не менее чем за 20 дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе (ч. 2 ст. 3);
3) если при заключении и исполнении договора изменяются объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с прописанными в протоколе, составленном по результатам закупки, не позднее чем в течение 10 дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий (ч. 5 ст. 4);
4) изменения, вносимые в извещение о закупке, документацию о закупке, разъяснения положений такой документации размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных поправок, предоставления названных разъяснений. Если закупка осуществляется путем проведения торгов и изменения в извещение о закупке, документацию о закупке внесены заказчиком позднее чем за 15 дней до даты окончания подачи заявок на участие в закупке, срок подачи заявок на участие в закупке должен быть продлен так, чтобы со дня размещения в единой информационной системе внесенных поправок до даты окончания подачи заявок на участие в закупке такой срок составлял не менее чем 15 дней (ч. 11 ст. 4);
5) протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются на сайте не позднее чем через три дня со дня их подписания (ч. 12 ст. 4);
6) не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, необходимо размещать сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных по результатам (ч. 19 ст. 4):
- закупки товаров, работ, услуг;
- закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика);
- закупки, сведения о которой составляют государственную тайну или в отношении которой приняты решения Правительства РФ в соответствии с ч. 16 ст. 4;
- у субъектов малого и среднего предпринимательства. Начиная с 01.01.2016 указанная информация должна также включать в себя сведения о количестве, об общей стоимости договоров, предусматривающих закупку конкретными заказчиками, определенными Правительством РФ, инновационной продукции, высокотехнологичной продукции у данных субъектов в годовом объеме, определяемом в соответствии с п. 1 ч. 8.2 ст. 3.
Кроме того, отметим, что согласно требованиям п. 2, 3 ст. 3 Федерального закона N 223-ФЗ учреждения размещают в единой информационной системе план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год. План закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств размещается в единой информационной системе на период от пяти до семи лет.
Таким образом, положения обозначенного закона являются императивными и обязывают заказчиков размещать на официальном сайте два плана: ежегодный план закупок и план закупок инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств.
При этом в соответствии с Правилами формирования плана закупки товаров (работ, услуг), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.09.2012 N 932, в плане закупки могут не отражаться сведения о закупке товаров (работ, услуг), если стоимость товаров (работ, услуг) не превышает 100 тыс. руб., а если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более 5 млрд. руб. - сведения о закупке товаров (работ, услуг), стоимость которых не превышает 500 тыс. руб.
В связи с этим, если закупки лекарственных средств не превысили указанные суммы, учреждение публикует пустой план закупок инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств (Письмо Минэкономразвития РФ от 22.05.2015 N Д28и-1315).
Нарушение сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено Федеральным законом N 223-ФЗ, за исключением случаев, названных в ч. 6 ст. 7.32.3 КоАП РФ, влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 2 тыс. до 5 тыс. руб., на юридических лиц - от 10 тыс. до 30 тыс. руб.
Неразмещение в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено Федеральным законом N 223-ФЗ, влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб., а на юридических лиц - от 100 тыс. до 300 тыс. руб.
Нарушение установленных Федеральным законом N 223-ФЗ сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок изменений, вносимых в правовые акты, регламентирующие правила закупки товаров, работ, услуг, заказчиком влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 5 тыс. до 10 тыс. руб., а на юридических лиц - от 10 тыс. до 30 тыс. руб.
Обратите внимание! Поскольку ответственность, установленная ч. 4, 5 и 6 ст. 7.32.3 КоАП РФ, применяется за нарушение предусмотренных названным законом сроков размещения сведений в единой информационной системе в сфере закупок, то нарушение срока размещения информации, предусмотренной Федеральным законом N 223-ФЗ, на официальном сайте www.zakupki.gov.ru не образует события административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.32.3 КоАП РФ, поскольку в настоящее время единая информационная система в сфере закупок в эксплуатацию не введена. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.01.2015 N 36 "О порядке и сроках ввода в эксплуатацию единой информационной системы в сфере закупок" Федеральному казначейству надлежит обеспечить ввод ее в эксплуатацию не позднее 01.01.2016.
Несоблюдение требований к содержанию извещений о закупке или документации о закупке. Несоблюдение предусмотренных Федеральным законом N 223-ФЗ требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и (или) документации о закупке товаров, работ, услуг влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 2 тыс. до 3 тыс. руб., а на юридических лиц - от 5 тыс. до 10 тыс. руб.
Напомним, что в извещении о закупке должны быть указаны в том числе следующие сведения:
- способ закупки (открытый конкурс, открытый аукцион или иной предусмотренный положением о закупке способ);
- наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона заказчика;
- предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг;
- место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
- сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);
- срок, место и порядок предоставления документации о закупке, размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой заказчиком за предоставление документации, если такая плата установлена заказчиком, за исключением случаев предоставления документации в форме электронного документа;
- место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки.
Сведения, которые должны содержаться в документации о закупке, поименованы в ч. 10 ст. 4 Федерального закона N 223-ФЗ.
Предъявление требований к участникам закупок, к закупаемым товарам, работам, услугам и (или) к условиям договора либо оценка и (или) сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Предъявление требований к участникам закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, к закупаемым товарам, работам, услугам и (или) к условиям договора либо оценка и (или) сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке товаров, работ, услуг, влекут наложение на должностных лиц административного штрафа в размере в размере от 2 тыс. до 3 тыс. руб., а на юридических лиц - от 5 тыс. до 10 тыс. руб.
Пунктом 9 ч. 10 ст. 4 Федерального закона N 223-ФЗ установлено, что заказчикам необходимо указать в документации о закупке в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых ими для подтверждения их соответствия установленным требованиям, требования к описанию участниками закупки предмета договора, а также иные требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
Согласно ч. 6 ст. 3 Федерального закона N 223-ФЗ не допускается предъявлять к участникам закупки, закупаемым товарам, работам, услугам и к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, закупаемым товарам, работам, услугам и к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, предлагаемым ими товарам, работам, услугам, условиям исполнения договора.
В силу ч. 1 ст. 3 Федерального закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются в том числе принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к ее участникам.
Заметим, что учреждение самостоятельно устанавливает требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых ими, с учетом положений действующего законодательства РФ.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
*(2) Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"