Об изменениях законодательства о защите прав юридических лиц
А. Гусев,
к.п.н., редактор журнала "Ревизии и проверки финансово-хозяйственной
деятельности государственных (муниципальных) учреждений"
Журнал "Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", N 12, декабрь 2015 г., с. 39-46.
Отношения в области организации и ведения государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля урегулированы Законом о защите прав юридических лиц*(1). Президент РФ подписал Федеральный закон от 03.11.2015 N 306-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", направленный на уточнение полномочий контрольно-надзорных органов при проведении проверок, а также повышение прозрачности проведения проверок. Об указанных изменениях мы и поговорим в статье. Необходимо отметить, что поправки вступят в силу 01.07.2016.
Взаимодействие органов государственного (муниципального) контроля (надзора) при организации и проведении проверок
Согласно ст. 7 Закона о защите прав юридических лиц органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля при организации и проведении проверок осуществляют взаимодействие по следующим вопросам:
- информирование о нормативных правовых актах и методических документах по вопросам организации и ведения государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
- определение целей, объема, сроков проведения плановых проверок;
- информирование о результатах проводимых проверок, состоянии соблюдения законодательства РФ в соответствующей сфере деятельности и об эффективности государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
- подготовка в установленном порядке предложений о совершенствовании законодательства РФ в части организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
- принятие административных регламентов взаимодействия органов государственного контроля (надзора) при проведении мероприятий государственного контроля (надзора) в сфере охраны здоровья, сфере образования, социальной сфере;
- повышение квалификации специалистов, осуществляющих государственный контроль (надзор), муниципальный контроль.
Федеральным законом N 306-ФЗ в ст. 7 Закона о защите прав юридических лиц вносится изменение, в соответствии с которым органы государственного контроля (надзора) и муниципального контроля при организации и проведении проверок вправе запрашивать и получать на безвозмездной основе, в том числе в электронной форме, документы и (или) информацию, включенные в определенный Правительством РФ перечень, от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, в рамках межведомственного информационного взаимодействия в сроки и порядке, которые установлены Правительством РФ.
Запрос документов и (или) информации, содержащих сведения, составляющие налоговую или иную охраняемую законом тайну, в рамках межведомственного информационного взаимодействия допускается при условии, что проверка соответствующих сведений обусловлена необходимостью установления факта соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований и предоставление указанных сведений предусмотрены Законом о защите прав юридических лиц.
Передача в рамках межведомственного информационного взаимодействия документов и (или) информации, их раскрытие, в том числе ознакомление с ними в случаях, предусмотренных Законом о защите прав юридических лиц, осуществляются с учетом требований законодательства РФ о государственной и иной охраняемой законом тайне.
Срок проведения проверки
Срок осуществления проверки не может превышать 20 рабочих дней. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований, срок плановой выездной проверки может быть продлен руководителем контрольного органа, но не более чем на 20 рабочих дней (ч. 3 ст. 13 Закона о защите прав юридических лиц).
Согласно вносимым изменениям в случае необходимости при проверке субъекта малого предпринимательства, документов и (или) информации в рамках межведомственного информационного взаимодействия проверка может быть приостановлена руководителем (заместителем руководителя) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля на срок, необходимый для осуществления межведомственного информационного взаимодействия, но не более чем на 10 рабочих дней. Повторное приостановление проверки не допускается.
Обратите внимание! На период действия срока приостановления проверки приостанавливаются связанные с указанной проверкой действия органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля на территории, в зданиях, строениях, сооружениях, помещениях, на иных объектах субъекта малого предпринимательства.
Ограничения при проведении проверки
В соответствии со ст. 15 Закона о защите прав юридических лиц при проверке должностные лица органа контрольного органа не вправе:
- обращать внимание на выполнение обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, если такие требования не относятся к полномочиям контрольного органа;
- контролировать выполнение требований, установленных нормативными правовыми актами органов исполнительной власти СССР и РСФСР и не соответствующих законодательству РФ;проверять выполнение обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, не опубликованными в установленном законодательством РФ порядке;
- осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, за исключением случаев, установленных Законом о защите прав юридических лиц;
- требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы данных документов;
- отбирать образцы продукции, пробы обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов об отборе указанных образцов, проб по установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные национальными стандартами, правилами отбора образцов, проб и методами их исследований, испытаний, измерений, техническими регламентами или действующими до дня их вступления в силу иными нормативными техническими документами и правилами и методами исследований, испытаний, измерений;
- распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ;
- превышать установленные сроки проведения проверки;
- осуществлять выдачу юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю.
Согласно внесенным Федеральным законом N 306-ФЗ поправкам должностные лица контрольных органов также будут не вправе:
- требовать от проверяемого лица представления документов и (или) информации, включая разрешительные документы, имеющиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, включенные в определенный Правительством РФ;
- требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя представления информации, которая была представлена ранее в соответствии с требованиями законодательства РФ и (или) находится в государственных или муниципальных информационных системах, реестрах и регистрах.
Обратите внимание! В силу п. 2 ст. 2 Федерального закона N 306-03 указанные ограничения должны будут применяться в отношении проверок, проводимых при осуществлении:
- регионального государственного контроля (надзора) - с 01.01.2017;
- муниципального контроля - с 01.07.2017.
При этом законом субъекта РФ может быть предусмотрен более ранний срок их применения. Что же касается федерального государственного контроля (надзора), данные ограничения должны применяться начиная с 01.07.2016.
Обязанности должностных лиц контрольного органа
Должностные лица, осуществляющие контроль и надзор, при проведении контрольных мероприятий обязаны соблюдать ограничения и выполнять обязанности, установленные ст. 15-18 Закона о защите прав юридических лиц, и несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей.
Одной из таких обязанностей является необходимость знакомить руководителя проверяемого лица представителя с результатами проверки. Начиная с 01.07.2016, помимо результатов проверки, должностные лица контрольного органа будут обязаны знакомить руководителей проверяемого учреждения с документами и (или) информацией, полученными контрольным органом в рамках межведомственного информационного взаимодействия.
Кроме того, Федеральным законом N 306-ФЗ изменен п. 13 ст. 18 Закона о защите прав юридических лиц. Теперь делать запись о проведенной проверке в журнале учета проверок необходимо только в случае его наличия у проверяемого лица.
Напомним, что в соответствии с ч. 8 ст. 16 Закона о защите прав юридических лиц государственные (муниципальные) учреждения вправе вести журнал учета проверок по типовой форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ. Типовая форма журнала учета проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля, утверждена Приказом Минэкономразвития РФ от 30.04.2009 N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Напомним, что до 15.11.2014 ведение такого журнала было обязанностью, а не правом государственного (муниципального) учреждения. Однако, по нашему мнению, ведение данного журнала представляется целесообразным, поскольку в нем подлежат отражению сведения о результатах проверки, которые вносятся самим проверяющим, а не работниками проверяемого учреждения. При наличии в действиях проверяющего каких-либо нарушений проверяемому учреждению с помощью журнала будет легче оспорить его действия. Кроме того, это убережет учреждение от выявления новых нарушений.
Согласно ч. 9 ст. 16 Закона о защите прав юридических лиц в журнале учета проверок должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля делается запись о проведенной проверке, содержащая сведения о наименовании органа государственного контроля (надзора), наименовании органа муниципального контроля, датах начала и окончания проверки, времени ее проведения, правовых основаниях, целях, задачах и предмете проверки, выявленных нарушениях и выданных предписаниях, а также указываются фамилии, имена, отчества и должности должностных лиц, проводящих проверку, их подписи. В силу ч. 11 ст. 16 Закона о защите прав юридических лиц при отсутствии журнала учета проверок в акте проверки делается соответствующая запись.
Права проверяемого лица
Федеральным законом N 306-ФЗ расширен перечень прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки. Напомним, что в настоящее время руководитель, иное должностное лицо проверяемого лица при проведении проверки имеют право (ст. 21 Закона о защите прав юридических лиц):
- непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
- получать от органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено Законом о защите прав юридических лиц;
- знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки, что они ознакомились с результатами проверки, согласны или не согласны с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;
- обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством РФ;
- привлекать Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте РФ к участию в проверке.
Начиная с 01.07.2016 указанные лица также будут вправе:
- знакомиться с документами и (или) информацией, полученными органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в рамках межведомственного информационного взаимодействия от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация;
- представлять документы и (или) сведения, запрашиваемые в рамках межведомственного информационного взаимодействия, в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля по собственной инициативе.
* * *
В заключение еще раз отметим, что с 01.07.2016 органы государственного контроля (надзора) и муниципального контроля при организации и проведении проверок будут вправе запрашивать и получать на безвозмездной основе, в том числе в электронной форме, документы и (или) информацию, включенные в определенный Правительством РФ перечень, от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, в рамках межведомственного информационного взаимодействия в сроки и порядке, которые установлены Правительством РФ.
Укажем, что ст. 15 Закона о защите прав юридических лиц, устанавливающая ограничения при проведении проверки для должностных лиц контрольного органа, дополняется положениями, предусматривающими запрет требовать от проверяемого лица представления документов и (или) информации, включая разрешительные документы, имеющиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, включенные в определенный Правительством РФ перечень, а также информации, которая была представлена ранее в соответствии с требованиями законодательства РФ и (или) находится в государственных или муниципальных информационных системах, реестрах и регистрах.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"