Невыгодная ситуация для работающих пенсионеров
А. Воробьев,
юрист, член экспертного совета при комиссии
Московской городской Думы по экологической политике,
г. Москва
Газета "эж-ЮРИСТ", N 47, ноябрь 2015 г.
В Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации прошел первое чтение законопроект, предусматривающий отмену индексации страховых пенсий работающим пенсионерам и сокращение размеров индексации пенсий неработающим пенсионерам. Данная неоднозначная инициатива требует внимания и обсуждения.
Минтрудом России был подготовлен проект федерального закона "О приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий".
Законопроект был рассмотрен и одобрен на заседании Правительства РФ 15 октября 2015 года; 23 октября 2015 года было подписано Распоряжение Правительства РФ N 2141-р о внесении его в Государственную Думу Федерального Собрания Российский Федерации. Данный проект был принят в первом чтении в Государственной Думе 13 ноября 2015 года.
Законопроект предполагает приостановку до 1 января 2017 года действия отдельных норм Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Данные федеральные законы определяют порядок индексации социальных пенсий, ежегодного увеличения и установления стоимости одного пенсионного коэффициента, индексации размера фиксированной выплаты к страховой пенсии, порядок ежегодной корректировки (увеличения) размера страховой пенсии.
Указанная приостановка действия некоторых норм этих федеральных законов связана с соответствующими решениями Правительства РФ об индексации пенсий в 2016 году в размере 4%.
При этом законопроект предусматривает возможность дополнительной индексации страховой пенсии и фиксированной выплаты к ней с учетом ситуации, которая сложится в экономике и социальной сфере в первом полугодии 2016 года.
Подобные изменения являются весьма неоднозначными, проблемными и требующими критики с точки зрения социальной и экономической политики. Однако с точки зрения юриспруденции как таковой они не вызывают серьезных вопросов.
Наиболее дискуссионным и заслуживающим обоснованной юридической критики является положение законопроекта, предусматривающее внесение изменений в Закон "О страховых пенсиях", в соответствии с которыми с 1 января 2016 года пенсионерам, работающим и (или) занимающимся другой деятельностью более шести месяцев в году, предшествующем году проведения индексации, страховая пенсия и фиксированная выплата к ней (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) не будут индексироваться.
По состоянию на 1 февраля 2016 года неработающими будут признаваться пенсионеры, которые в 2015 году работали или занимались другой деятельностью в течение шести и менее месяцев.
Предусмотрено, что в случае прекращения пенсионером работы и (или) другой деятельности страховая пенсия, фиксированная выплата к ней (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются без ограничений.
Таким образом, работающие пенсионеры оказываются в менее выгодной ситуации, чем неработающие, так как их пенсия индексироваться не будет. Помимо социально-экономического соображения о том, что данное отрицательное стимулирование работающих пенсионеров негативно скажется на состоянии трудового рынка в России, можно отметить одну серьезную юридическую проблему инициативы об отмене индексации для работающих пенсионеров.
В статье 3 Закона "О страховых пенсиях" предусмотрено: "Страховая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности... При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств".
Исходя из этого можно сделать вывод, что для целей данного Закона все граждане, достигшие установленного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин в соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона "О страховых пенсиях"), считаются нетрудоспособными и имеющими право на получение пенсии. Факт их трудовой занятости не влияет на определение их, как имеющих право на получение страховой пенсии, так как условием является достижение установленного этим Законом возраста.
Следовательно, данные нормы исключают разделение пенсионеров, которые, впрочем, имеют равные условия, на работающих и неработающих. Поэтому, если Законом "О страховых пенсиях" предусматривается индексация пенсий, факт участия пенсионера в трудовых отношениях не может быть основанием для прекращения индексации пенсий относительно него.
Таким образом, в случае принятия законопроекта вновь внесенные в Закон "О страховых пенсиях" положения будут вступать в коллизию с нормой ст. 3 данного Закона.
Значит, текст законопроекта не отвечает требованию юридической непротиворечивости. Его принятие негативно отразится на правовом регулировании, что ставит вопрос: а стоит ли вообще его принимать?
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "эж-ЮРИСТ"
Издание: Российская правовая газета "эж-ЮРИСТ"
Учредитель: ЗАО ИД "Экономическая газета"
Подписные индексы:
41019 - для индивидуальных подписчиков
41020 - для предприятий и организаций
Адрес редакции: 127994, ГСП-4, г. Москва, Бумажный проезд, д. 14
Телефоны редакции: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Телефоны/факс: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Информация о подписке: (095) 152-0330
E-mail: lawyer@ekonomika.ru
Internet: www.akdi.ru