В течение гарантийного срока покупателем были выявлены недостатки в смартфоне.
В магазине (г. Санкт-Петербург) отказались принимать смартфон в ремонт в связи с тем, что не было зарядного устройства. Письменная претензия об устранении недостатков не предъявлялась.
Чем является зарядное устройство от смартфона - аксессуаром, комплектующей или составной частью? Вправе ли продавец требовать сдать зарядное устройство при сдаче телефона в ремонт?
Что делать, если продавец отказывается принимать товар и заявление? Как и к какой ответственности можно привлечь продавца?
В соответствии со ст. 135 ГК РФ вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное.
Так, согласно п. 2 ст. 456 ГК РФ продавец одновременно с передачей вещи, если иное не установлено договором купли-продажи, обязан передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором.
Принимая во внимание то, что зарядное устройство является принадлежностью смартфона и предназначено для его использования, судьба зарядного устройства следует судьбе смартфона, что в рассматриваемом случае влечет переход на него права собственности от продавца к покупателю так же, как и на сам смартфон, а следовательно, означает целостность смартфона и зарядного устройства как одного товара (смотрите определение СК по гражданским делам Приморского краевого суда от 6 мая 2013 г. по делу N 33-3759).
Информация об укомплектованности смартфона принадлежностями, в том числе и зарядным устройством, содержится в технической документации к смартфону (техническом паспорте, инструкции по эксплуатации и т. п.) либо в договоре купли-продажи.
В соответствии со ст. 469 ГК РФ продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи. Если продавец передал покупателю товар с недостатками, то имеет место ненадлежащее исполнение продавцом условий договора купли-продажи. В этой связи покупатель как потребитель, в силу п. 1 ст. 18 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1), при обнаружении в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:
- потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
- потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
- потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
- потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные Законом N 2300-1 для удовлетворения соответствующих требований потребителя.
В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:
- обнаружение существенного недостатка товара;
- нарушение установленных Законом N 2300-1 сроков устранения недостатков товара;
- невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
Перечень технически сложных товаров утвержден постановлением Правительства РФ от 10 ноября 2011 г. N 924. Смартфоны, согласно п. 6 упомянутого Перечня, относятся к технически сложным товарам.
Заметим, что в силу п. 1 ст. 19 Закона N 2300-1 потребитель вправе предъявить предусмотренные ст. 18 названного Закона требования к продавцу в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности.
Если потребитель воспользовался правом, предоставленным ст. 18 Закона N 2300-I, например потребовал безвозмездного устранения недостатков товара, предъявить иные требования он может только в случае, если первоначальные требования не были выполнены в сроки, предусмотренные ст. 20 Закона N 2300-I (п. 2 ст. 23 Закона N 2300-I) (смотрите апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 8 сентября 2014 г. по делу N 33-13954/2014).
В соответствии с п. 5 ст. 18 Закона РФ N 2300-1 продавец обязан принять у потребителя товар ненадлежащего качества и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке товара. При этом может быть проведена проверка технического состояния и внешнего вида передаваемого товара и комплектующих к нему. Отказ в приемке товара с указанием причин или дата его приемки оформляются документально соответствующей записью в заявлении (претензии) потребителя либо в отдельном документе.
В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет. Экспертиза товара в случае предъявления требования об устранении недостатков товара проводится в срок, не превышающий сорока пяти дней (п. 1 ст. 20 Закона N 2300-1). Покупатель может присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.
Обратим внимание, что согласно абз. 2 п. 6 ст. 18 Закона N 2300-I (п. 2 ст. 476 ГК РФ) в отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товаров потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы.
С учетом вышеизложенного в рассматриваемой ситуации потребитель вправе потребовать от продавца незамедлительного безвозмездного устранения недостатков смартфона, передав его продавцу для выявления причин их возникновения и устранения. Продавец обязан принять у потребителя смартфон ненадлежащего качества и в случае необходимости провести проверку качества смартфона. Поскольку зарядное устройство, являясь принадлежностью, предназначено для обслуживания смартфона (главной вещи) и связано с ним общим назначением, оно так же, как и смартфон, по нашему мнению, подлежало передаче продавцу (смотрите, например, решение Павлово-Посадского городского суда Московской области от 15 сентября 2015 г. по делу N 2-1734/15). Отказ продавца в приемке смартфона без зарядного устройства может быть оформлен соответствующей записью в требовании (претензии) потребителя о безвозмездном устранении недостатков смартфона, которое передается продавцу под роспись либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
На основании ст. 22 Закона N 2300-1 требования потребителя о безвозмездном устранении недостатков товара подлежат удовлетворению продавцом в течение десяти дней со дня предъявления этого требования. За нарушение указанного срока продавец, допустивший такое нарушение, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере 1% цены товара (ст. 23 Закона N 2300-1).
Защита прав потребителей осуществляется судом. Иски о защите прав потребителей предъявляются по выбору истца в суд по месту: нахождения продавца; жительства или пребывания истца; заключения или исполнения договора купли-продажи. Если иск к организации вытекает из деятельности ее филиала или представительства, он может быть предъявлен в суд по месту нахождения ее филиала или представительства (ст. 17 Закона N 2300-1). Кроме того, в суды с заявлением в защиту прав потребителей вправе обращаться Общественные объединения потребителей (их ассоциации и союзы) (п. 2 ст. 45 Закона N 2300-1). Потребитель за защитой своих прав может также обратиться в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).
За нарушение прав потребителей, установленных законами и иными нормативными правовыми актами РФ, продавец несет административную (ст.ст. 14.4, 14.5, 14.7, 14.8, 14.15 КоАП РФ), уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством РФ (ст. 43 Закона N 2300-1).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Глебов Валерий
Ответ прошел контроль качества
16 декабря 2015 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.