Проект Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты (в части установления минимальных гарантий по оплате труда работников)" как попытка изменить систему оплаты труда
Е.М. Бутаева,
юрист Территориальной организации
Профсоюза гражданского персонала Вооруженных Сил
Восточного военного округа, кандидат юридических наук
Журнал "Гражданин и право", N 12, декабрь 2015 г.
Поводом к написанию настоящей статьи стало опубликование Проекта Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты (в части установления минимальных гарантий по оплате труда работников)". Он размещен на сайте www.regulation.gov.ru в целях проведения общественной экспертизы. Вносит законопроект Правительство РФ. Под видом повышения минимального размера оплаты труда (МРОТ) до прожиточного минимума предлагается включить районный коэффициент и процентную надбавку за работу в районах Крайнего Севера в состав должностного оклада. Последняя мера исключит из практики компенсационные выплаты как систему гарантий гражданам, трудящимся в регионах с тяжелыми климатическими условиями. Также вызывает, на наш взгляд, критику решение Правительства РФ установить единый оклад для жителей всех регионов. Очевидно, что даже при расчете коэффициента соотношения МРОТ и прожиточного минимума в субъектах запланировать уровень инфляции в абсолютном размере единожды установленного оклада просто невозможно.
Законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты (в части установления минимальных гарантий по оплате труда работников)" имеет две принципиальные инициативы. Они заслуживают внимания, анализа и, на наш взгляд, критики.
Первое предложение: с 1 января 2017 г. установить МРОТ в соотношении к величине прожиточного минимума трудоспособного населения в субъекте РФ.
Второе предложение: включить надбавку за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в размер единого должностного оклада.
Рассмотрим варианты изменений по порядку.
Первое предложение
В пояснительной записке к Проекту Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты" (в части установления минимальных гарантий по оплате труда работников) сказано о необходимости поэтапного повышения минимального размера оплаты труда до размера, предусмотренного статьей 133 ТК РФ. Действительно, долгое время эта проблема не решалась.
Правительством РФ предлагается внести следующие изменения в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда"*(1):
"Статья 1. Установить минимальный размер оплаты труда с 1 января 2016 г. в сумме 7198 рублей в месяц.
Установить, что с 1 января 2017 года минимальный размер оплаты труда устанавливается в соотношении к величине прожиточного минимума трудоспособного населения в субъекте Российской Федерации (далее - величина прожиточного минимума), определяемой в порядке, установленном федеральным законом, равном:
- с 1 января 2017 года - 65% величины прожиточного минимума за I квартал 2016 года;
- с 1 января 2018 года - 75% величины прожиточного минимума за I квартал 2017 года;
- с 1 января 2019 года - 85% величины прожиточного минимума за I квартал 2018 года;
- начиная с 1 января 2020 года ежегодно - 100% величины прожиточного минимума за I квартал года, предшествующего году, на который устанавливается МРОТ.
Величина МРОТ, установленная в соответствии с настоящей статьей, не может быть ниже 7198 рублей в месяц (МРОТ, установленный по состоянию на 1 января 2016 года)".
С целью закрепления этих преобразований намечается внести изменения и в ст. 133 ТК РФ.
Сравним редакции:
часть 1 статьи 133 ТК РФ
(действующая редакция)
Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
часть 1 статьи 133 ТК РФ (изменения, предлагаемые Правительством РФ)
Минимальный размер оплаты труда устанавливается федеральным законом одновременно на всей территории Российской Федерации в соотношении с величиной прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда", с 1 января 2015 г. МРОТ установлен в сумме 5965 руб. в месяц.
Посмотрим на ситуацию в регионах.
Например, постановлением губернатора Хабаровского края величина месячного прожиточного минимума в расчете на душу населения за I квартал 2015 г. установлена в среднем на душу населения по Хабаровскому краю в сумме 13 242 руб., в том числе по социально-демографическим группам, руб.:
- для трудоспособного населения - 14 068;
- для пенсионеров - 10 625;
- для детей - 13 801*(2).
Или же по Республике Саха (Якутия) за I квартал 2015 г. установлен следующий уровень прожиточного минимума на душу населения, руб.:
- для трудоспособного населения - 15 390;
- для пенсионеров - 11 698;
- для детей - 15 005*(3).
Обзор показывает, что уже сейчас прожиточный минимум в регионах значительно выше МРОТ, который предлагает установить Правительство РФ на будущий год в сумме 7198 руб. в месяц. Отсюда и вывод: вряд ли проблема "выравнивания" уровня МРОТ по отношению к прожиточному минимуму будет решена названным проектом закона.
Вместе с тем инициаторы Проекта считают, что "...целесообразно установить минимальный месячный уровень оплаты труда работников не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения субъекта Российской Федерации. При этом уменьшится необходимость в мерах социальной поддержки, в частности в оказании адресной социальной помощи малоимущим гражданам и выплаты субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг... Указанная проблема решается законопроектом путем установления одновременно на всей территории Российской Федерации единой величины МРОТ, выраженной в процентах региональных прожиточных минимумов трудоспособного населения. При этом в абсолютном размере значения МРОТ будут различаться и таким образом учитывать региональные особенности, обеспечивая равную покупательную способность МРОТ на всей территории страны"*(4).
Мы не отрицаем необходимость повышения МРОТ до уровня прожиточного минимума. Однако имеем на этот счет ряд принципиальных соображений.
Во-первых, для этого необязательно менять нормы ТК РФ - кодифицированного акта в сфере регулирования трудовых отношений. Достаточно закрепить необходимые положения в Федеральном законе "О минимальном размере оплаты труда".
Во-вторых, в предлагаемых изменениях отсутствует формула расчета соотношения МРОТ величины прожиточного минимума трудоспособного населения в субъекте РФ. Такая формула должна быть экономически обоснована и учитывать потребности трудящегося населения в разных регионах России. Методика расчета должна быть достаточно сложной, ведь необходимо просчитать факторы, которые в разных регионах разные. Здесь и суровый климат, и завоз товара на северные территории, и чрезвычайные ситуации природного характера, влияющие на урожайность в зонах экстремального земледелия - районах Крайнего Севера, и многие другие условия, которые критично отражаются на уровне жизни россиян.
Посмотрим статистику. С января по март 2015 г. потребительские цены на товары и услуги увеличились:
- в Сахалинской области - на 6,0%, в том числе на продовольственные товары - на 8,2, на непродовольственные товары - на 4,3, на услуги - на 5,0%;
- в Хабаровском крае - на 7,8%, в том числе на продовольственные товары - на 11,0, на непродовольственные товары - на 7,5, на услуги - на 4,5%;
- в Камчатском крае - на 6,0%, в том числе на продовольственные товары - на 9,7, на непродовольственные товары - на 6,1, на услуги - на 1,6%*(5).
При этом среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в январе - феврале 2015 г. по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. выросла:
- в Хабаровском крае - на 5,7% и составила 34 855 руб.;
- в Сахалинской области - на 19,4% и составила 60 195 руб.;
- в Камчатском крае - на 7,9% и составила 51 204 руб.
Легко проследить, что рост инфляции обусловливает рост заработной платы. Однако на этом фоне значительно увеличиваются и цены на товары, работы и услуги.
И здесь справедливо поднять вопрос: в каком случае предлагаемые правительством изменения принесут пользу конкретному работнику? По нашему мнению, только в том случае, когда МРОТ будет на 10-15% превышать уже установленный прожиточный минимум (при этом по субъектам РФ он разный). Разработчики законопроекта предлагают лишь поэтапное "повышение" МРОТ:
- с 1 января 2017 г. - 65% величины прожиточного минимума за I квартал 2016 г.;
- с 1 января 2018 г. - 75% величины прожиточного минимума за I квартал 2017 г.;
- с 1 января 2019 г. - 85% величины прожиточного минимума за I квартал 2018 г.;
- начиная с 1 января 2020 г. ежегодно - 100% величины прожиточного минимума за I квартал года, предшествующего году, на который устанавливается МРОТ.
Считаем, что инициаторов Проекта в части необходимости повышения МРОТ до прожиточного минимума, необходимо поддержать. Однако в предложенной редакции законопроекта Правительство РФ такой цели не достигнет.
Второе предложение
Второе предложение в законопроекте касается уменьшения уровня компенсационных выплат гражданам, которые трудятся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Сразу оговоримся, что попытки "убрать северные льготы", т.е. законодательно исключить выплату компенсаций работникам, трудящимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, были и ранее. Федерация независимых профсоюзов России, отраслевые профсоюзы, эксперты и ученые были противниками таких перемен и "попытки" логического завершения не получили. В предлагаемом законопроекте под лозунгом увеличения МРОТ проводится та же самая линия - исключение "северного районного коэффициента и процентной надбавки" из должностного оклада.
В пояснительной записке к Проекту его разработчики отмечают, что "...установление величины МРОТ в соответствии с прожиточным минимумом трудоспособного населения по субъектам Российской Федерации учитывает региональные различия", и в связи с этим предлагают изменить ч. 3 ст. 133 ТК РФ.
Сравним редакции.
часть 3 статьи 133 ТК РФ
(действующая редакция)
Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
часть 3 статьи 133 ТК РФ (изменения, предлагаемые Правительством РФ)
Месячная заработная плата, включая выплаты по районным коэффициентам и процентным надбавкам, установленным за работу в местностях с особыми климатическими условиями, работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Согласно ст. 135 ТК РФ, заработная плата состоит из:
- оклада (в локальных актах может именоваться - тариф, ставка);
- доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных;
- выплат стимулирующего характера (премии).
Споры об обязанности работодателя уплачивать работникам соответствующих территорий компенсационные выплаты выделены в отдельную категорию судебных споров и часто являются предметом рассмотрения в судах разных инстанций. Верховный Суд РФ, обобщая практику судов нижестоящих инстанций, разъяснил, что районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности представляют собой территории с тяжелыми природными условиями, обусловливающими увеличение размера заработной платы и предоставление компенсаций лицам, работающим на указанных территориях. Таким образом, правовая природа рассматриваемой выплаты - в ее компенсационном характере.
В Конституции РФ закреплено: "Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом МРОТ, а также право на защиту от безработицы".
Аналогичные положения можно прочесть и во Всеобщей декларации прав человека, участницей которой является и Российская Федерация. В ст. 23 декларации закреплено:
"1. Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы.
2. Каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд.
3. Каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи и дополняемое, при необходимости, другими средствами социального обеспечения".
Соответственно, чтобы граждане, работающие в условиях труда, отклоняющихся от нормальных, и граждане, трудящиеся в обычных условиях, были равны в вопросах оплаты труда, первым устанавливается компенсационная надбавка.
В качестве справки: "Зима в Якутске исключительно сурова, средняя температура января составляет около -40 °C, иногда морозы могут пересекать 60-градусную отметку. Зима длится с начала октября до конца апреля. Уже в начале ноября среднесуточная температура составляет ниже -20°C, а после середины ноября и до самого конца февраля стоит температура ниже -30 °C, что практически исключает возможность прогулок на свежем воздухе"*(6).
Стоит ли сравнивать с климатом Черноморского побережья? И все же немного данных: "Средняя температура воздуха в Сочи... составляет 14,2°C. Самые холодные месяцы в городе - январь и февраль с температурой 6,0°C. Самый теплый месяц - август, его среднесуточная температура составляет 23,6°C, средняя температура июля 23,3°C"*(7).
Законодатель в ст. 148 ТК РФ устанавливает, что "оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права". Также принят специальный акт - Закон РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях"*(8).
Как устанавливает статья 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Предлагаемые Правительством РФ, изменения ломают установленную ТК РФ систему оплаты труда (ст. 129, 133 ТК РФ) и ухудшают положение граждан, которые трудятся в условиях, отклоняющихся от нормальных, по сравнению с теми людьми, работа которых протекает в нормальных условиях.
Для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, расчет заработной платы происходит по схеме умножения окладной части на районный коэффициент и процентную надбавку. Для трудящихся с низкими окладами это возможность увеличить размер вознаграждения за труд. Если оклад уже будет включать в себя районный коэффициент и процентную надбавку, станет невозможно увеличить заработную плату за счет компенсационных выплат.
Представляется, что законопроект в случае его реализации:
- снизит доходы трудоспособного населения, лиц пенсионного возраста, а также лиц, получающих пособия по временной нетрудоспособности;
- ухудшит положение работников, которые трудятся в районах Крайнего Севера, по сравнению с людьми, работающими в иных регионах.
В связи с этим изменятся:
- для трудоспособного населения - система выплаты заработной платы, а для отдельной категории граждан - система компенсационных выплат за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных;
- для лиц пенсионного возраста - гарантированный сегодня уровень пенсионного обеспечения;
- для лиц, получающих пособия по временной нетрудоспособности, - размер социальных выплат.
Учитывая социальную направленность современной политики в России, множество позитивных изменений в экономике страны и экономике труда, на наш взгляд, целесообразно:
1) поддержать инициативу в части увеличении МРОТ до прожиточного минимума;
2) оставить без реализации Проект Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты (в части установления минимальных гарантий по оплате труда работников)" по причине того, что он противоречит принципам конституционного и международного права на получение заработной платы в полном объеме без какой-либо дискриминации, а также нарушает права отдельной категории трудящихся граждан на оплату труда в повышенном размере.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См.: Федеральный закон от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" (в ред. от 1 декабря 2014 г.) // Российская газета. 2000. 21 июня.
*(2) См.: Постановление губернатора Хабаровского края от 29 июня 2015 г. N 42 "О величине прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Хабаровском крае за I квартал 2015 г.".
*(3) См.: Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 28 мая 2015 г. N 180 "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения Республики Саха (Якутия) за I квартал 2015 года".
*(4) Пояснительная записка к Проекту Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты (в части установления минимальных гарантий по оплате труда работников)" // www.regulation.gov.ru.
*(5) См.: Информационные статистические материалы Федеральной службы государственной статистики о социально-экономическом положении регионов в 2015 г. // www.gks.ru.
*(6) Климат Якутска (материалы свободной энциклопедии "Википедия") // www.ru.wikipedia.org/wiki.
*(7) Климат Сочи (материалы свободной энциклопедии "Википедия") // www.ru.wikipedia.org/wiki.
*(8) См.: Российская газета. 1993. 16 апреля.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Проект Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты (в части установления минимальных гарантий по оплате труда работников)" как попытка изменить систему оплаты труда
Автор
Е.М. Бутаева - юрист Территориальной организации Профсоюза гражданского персонала Вооруженных Сил Восточного военного округа, кандидат юридических наук
Журнал "Гражданин и право", N 12, декабрь 2015 г.