Право на обучение и предоставление учебных отпусков военнослужащим, проходящим военную службу по контракту: вопросы практики
Д.И. Ковтков,
консультант отдела Правового департамента
Министерства обороны Российской Федерации,
советник государственной гражданской службы
Российской Федерации 3 класса, аспирант
Института законодательства и сравнительного правоведения
при Правительстве Российской Федерации,
магистрант Высшей школы государственного администрирования
(факультет) Московского государственного
университета имени М.В. Ломоносова
Журнал "Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение", N 8, август 2015 г., с. 2-6.
Актуальность настоящей работы обусловлена особым правовым статусом военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (далее - военнослужащие), который предоставляет военнослужащим не только особые права и гарантии (льготы) на обучение и предоставление учебных отпусков, но и налагает в связи с этим определенные ограничения, касающиеся возможности реализации военнослужащими права на обучение и предоставление учебных отпусков.
В настоящей статье мы рассмотрим возникающие на практике вопросы реализации военнослужащими права на обучение и предоставление в связи с этим учебных отпусков.
Конституция Российской Федерации в ч. 2 ст. 26 закрепляет одно из основополагающих прав человека и гражданина - право на обучение.
Развивая указанные положения Конституции Российской Федерации, Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) в ст. 3 закрепляет, что основными принципами государственной политики в сфере образования являются: признание приоритетности образования (п. 1), обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования (п. 2), свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность (п. 7), обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека (п. 8).
Следуя указанным принципам, ст. 5 Федерального закона N 273-ФЗ закрепляет, что в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Пункт 2 ст. 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ (далее - Федеральный закон N 76-ФЗ) также закрепляет, что государство гарантирует военнослужащим получение дополнительного профессионального образования с учетом интересов военной службы и их собственного выбора.
Право на образование для военнослужащих и условия его реализации закреплены в п. 2 ст. 19 Федерального закона N 76-ФЗ и зависят от того, имеют или не имеют военнослужащие воинское звание офицера, а также от непрерывной продолжительности военной службы.
Так, в соответствии с абз. 1 п. 2 ст. 19 Федерального закона N 76-ФЗ военнослужащие, имеющие воинское звание офицера, могут реализовать свое право на обучение в гражданских профессиональных образовательных организациях или гражданских образовательных организациях высшего образования и на подготовительных отделениях таких образовательных организаций высшего образования с освоением образовательных программ по очно-заочной или заочной форме обучения как за счет средств федерального бюджета, так и на договорной (коммерческой) основе, независимо от каких-либо условий (непрерывность военной службы, срок военной службы и др.), руководствуясь лишь личными потребностями и интересами.
Порядок реализации офицерами права на обучение и предоставление учебных отпусков закреплен в Правилах реализации права офицеров, проходящих военную службу по контракту, на обучение в гражданских профессиональных образовательных организациях или гражданских образовательных организациях высшего образования и на подготовительных отделениях таких образовательных организаций высшего образования с освоением образовательных программ по очно-заочной или заочной форме обучения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2014 г. N 1156 (далее - Правила N 1156).
Учебные отпуска, согласно п. 3 Правил N 1156, предоставляются офицерам при получении образования соответствующего уровня впервые, а также при направлении их на обучение федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
Возможность реализации военнослужащими, имеющими воинское звание офицера, права на обучение и предоставление в связи с этим учебных отпусков на практике вопросов, как правило, не вызывает.
В свою очередь, для военнослужащих, не имеющих воинского звания офицера, реализация права на обучение по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования, а также на подготовительных отделениях федеральных государственных образовательных организаций высшего образования за счет средств федерального бюджета с освоением образовательных программ по очно-заочной или заочной форме обучения (далее - образовательные программы) в соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 19 Федерального закона N 76 поставлена в зависимость от непрерывной продолжительности военной службы по контракту (не менее трех лет).
Порядок реализации военнослужащими, не имеющими воинского звания офицера, права на обучение за счет средств федерального бюджета по образовательным программам и предоставление учебных отпусков закреплен в Правилах реализации права военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (за исключением офицеров), непрерывная продолжительность военной службы по контракту которых составляет не менее трех лет, на обучение по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования, а также на подготовительных отделениях федеральных государственных образовательных организаций высшего образования за счет средств федерального бюджета с освоением образовательных программ по очно-заочной или заочной форме обучения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2014 г. N 1155 (далее - Правила N 1155, Постановление N 1155 соответственно).
Учебные отпуска, согласно п. 6 Правил N 1155, предоставляются военнослужащим при получении образования соответствующего уровня впервые, а также военнослужащим, направленным на обучение федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
В связи с изданием Постановления N 1155 было признано утратившим силу Постановление Правительства Российской Федерации "О порядке обучения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (за исключением офицеров), в государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования и на подготовительных отделениях (курсах) федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования" от 7 февраля 2006 г. N 78 (далее - Постановление N 78), ранее закреплявшее порядок реализации военнослужащими, не имеющими воинского звания офицера, права на обучение, а также продолжительность учебных отпусков.
В целом Федеральный закон N 76-ФЗ, Правила N 1155 достаточно четко устанавливают порядок реализации военнослужащими, не имеющими воинского звания офицера, непрерывная продолжительность военной службы по контракту которых составляет не менее трех лет, права на обучение и предоставление учебных отпусков во время прохождения военной службы.
Вместе с тем, на практике все чаще встречаются случаи поступления на военную службу граждан Российской Федерации, не имеющих воинского звания офицера и непрерывной продолжительности военной службы более трех лет, которые на момент поступления на военную службу по контракту уже обучаются по образовательным программам за счет средств федерального бюджета или на договорной (коммерческой) основе, либо случаи, когда военнослужащие, не имеющие воинского звания офицера и непрерывной продолжительности военной службы более трех лет, начинают обучение по образовательным программам не за счет средств федерального бюджета, а на договорной (коммерческой) основе.
Федеральный закон N 273-ФЗ и Федеральный закон N 76-ФЗ не запрещают указанным гражданам Российской Федерации поступать на военную службу по контракту, а указанным военнослужащим - на обучение на договорной (коммерческой) основе, однако порядок предоставления учебных отпусков таким гражданам Российской Федерации также не закрепляют.
Таким образом, перед командиром воинской части, в которой указанные военнослужащие проходят военную службу, встает вопрос, могут ли таким военнослужащим предоставляться учебные отпуска и если да, то в каком порядке и на основании каких законодательных и (или) подзаконных актов Российской Федерации, а также какой продолжительности учебные отпуска должны быть предоставлены.
Предоставлять гражданам Российской Федерации, не имеющим воинского звания офицера и непрерывной продолжительности военной службы более трех лет, которые на момент поступления на военную службу по контракту уже обучаются по образовательным программам за счет средств федерального бюджета или на договорной (коммерческой) основе, учебные отпуска, например, в соответствии со ст. 173 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс), нельзя по следующим основаниям.
В соответствии с п. 4 ст. 1, п. 2 ст. 2 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ (далее - Федеральный закон N 53-ФЗ) граждане Российской Федерации вправе поступить на военную службу при условии их соответствия предъявляемым требованиям.
Гражданин Российской Федерации согласно п. 4 ст. 32 Федерального закона N 53-ФЗ и п. 8 ст. 4 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237, считается поступившим на военную службу по контракту и соответственно военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, со дня вступления в силу контракта.
Согласно ст. 11 Трудового кодекса действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, не распространяется на военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы.
Таким образом, на граждан Российской Федерации, заключивших контракт о прохождении военной службы, действие ст. 173 Трудового кодекса не распространяется.
По указанной причине ст. 173 Трудового кодекса не может применяться и к военнослужащим, не имеющим воинского звания офицера и непрерывной продолжительности военной службы более трех лет, обучающимся по образовательным программам на договорной (коммерческой) основе либо за счет средств федерального бюджета.
Предоставлять вышеназванным военнослужащим учебные отпуска в соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 19 Федерального закона N 76-ФЗ и изданными в рамках реализации его положений Правилами N 1155, по нашему мнению, также невозможно, так как абз. 2 п. 2 ст. 19 Федерального закона N 76-ФЗ такого права не закрепляет, а значит и указанные подзаконные акты такого права закреплять (предоставлять) не могут.
Вместе с тем, поскольку военнослужащие одной категории должны иметь одинаковый уровень прав и социальных гарантий, то право на предоставление учебных отпусков рассматриваемой нами категории военнослужащих, а также порядок реализации этого права, по мнению автора, должны быть закреплены в п. 2 ст. 19 Федерального закона N 76-ФЗ. Пока соответствующие изменения не будут внесены в п. 2 ст. 19 Федерального закона N 76-ФЗ, военнослужащие, которые начали обучение по образовательным программам (за счет средств федерального бюджета или на договорной (коммерческой) основе) до поступления на военную службу по контракту, независимо от того, получают ли они образование соответствующего уровня впервые или нет, вправе реализовывать свое право на образование только во время предоставляемых им основных и дополнительных отпусков.
Следующий вопрос, который возникает на практике у командира воинской части: должен ли военнослужащий уведомлять командира о своем поступлении в образовательную организацию на обучение по образовательным программам и если указанный военнослужащий не уведомил командира о поступлении на военную службу, вправе ли командир отказать военнослужащему в предоставлении учебных отпусков?
В соответствии со ст. 26 Федерального закона N 76-ФЗ военнослужащий обязан быть дисциплинированным и строго соблюдать требования общевоинских уставов.
Согласно п. 19 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. N 1495 (далее - Устав), военнослужащий обязан докладывать своему непосредственному начальнику обо всех случаях, которые могут повлиять на исполнение военнослужащим его обязанностей.
Поступление военнослужащего в образовательную организацию на обучение по образовательным программам непосредственно влияет на исполнение военнослужащим своих должностных обязанностей, дает ему право на освобождение от их исполнения на длительный период, что, в свою очередь, может повлечь снижение боеготовности воинской части, в которой военнослужащий проходит военную службу по контракту, а значит требует от командира воинской части принятия соответствующих и, главное, своевременных мер по недопущению снижения боеготовности воинской части.
Таким образом, несообщение военнослужащим о поступлении в образовательную организацию на обучение по образовательным программам, независимо от причин такого несообщения, является нарушением военнослужащим требований ст. 26 Федерального закона N 76-ФЗ и Устава и образует дисциплинарный проступок, за который военнослужащий может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.
В то же время несообщение военнослужащим о поступлении на обучение в образовательную организацию по образовательным программам не является основанием для отказа в предоставлении ему учебных отпусков (при условии, что образование соответствующего уровня военнослужащим получается впервые), поскольку в их предоставлении, согласно п. 10 Правил N 1155, может быть отказано только в связи с участием военнослужащего в учениях, походах кораблей и других мероприятиях, перечень которых определяется руководителями федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, а также в случае направления военнослужащего, обучающегося в образовательной организации, в служебную командировку продолжительностью свыше трех месяцев, в том числе для участия в миротворческих и контртеррористических операциях (п. 11 Правил N 1155). При этом военнослужащему, участвующему в указанных мероприятиях, командиром воинской части выдается справка, которая вместе с личным заявлением является основанием для переноса времени прохождения промежуточной (итоговой) аттестации либо предоставления в установленном порядке академического отпуска.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Право на обучение и предоставление учебных отпусков военнослужащим, проходящим военную службу по контракту: вопросы практики
Автор
Д.И. Ковтков - консультант отдела Правового департамента Министерства обороны Российской Федерации, советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса, аспирант Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, магистрант Высшей школы государственного администрирования (факультет) Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
Журнал "Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение", N 8, август 2015 г.