Потребительский интерес и возможное участие туристов в предупреждении банкротства туроператора
А.В. Гурьев,
преподаватель кафедры гражданско-правовых
дисциплин ВФ РАНХиГС;
аспирант кафедры гражданско-правовых
дисциплин Волгоградского филиала
Российской академии народного хозяйства
и государственной службы при Президенте РФ
Журнал "Право и экономика", N 12, декабрь 2015 г., с. 59-62.
В современных условиях развития общественных отношений в сфере туризма отдельно взятый турист (потребитель туристского продукта) не может оказывать значительного влияния на предупреждение банкротства туроператора. Это связано, прежде всего, с тем, что туристы, в отличие от иных кредиторов (организации гостиничного бизнеса, транспортные организации и др.), не обладают для этого достаточным финансовым ресурсом.
Тем не менее у туристов есть свой интерес в недопущении возникновения состояния банкротства туроператора и, как следствие, интерес в том, чтобы не произошло введения в судебном порядке процедур банкротства (главным образом конкурсного производства) в отношении туроператора.
Автор соглашается с тем утверждением, что "потребители, как правило, не есть лишь пассивная сторона в сделках с предпринимателями, они являются равноправными участниками деловых отношений. Главный эгоистический деловой интерес потребителей - приобретение товаров и услуг - реализуется посредством самостоятельного установления контактов с производителями и продавцами продукции (услуг, работ) на основе самостоятельного поиска контрагентов по принципу максимизации выгоды"*(1) [1].
Потребительский интерес туриста формируется и реализуется потребительским поведением, которое является не только экономическим, но и социально-психологическим феноменом.
По мнению автора, потребительский интерес туриста направлен на:
1) своевременное получение качественных услуг по получению туристского продукта по приемлемой цене в соответствии с договором с туроператором;
2) возврат в полном объеме уплаченных денежных средств в случае неполучения указанных услуг в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором своих обязательств. Из вышесказанного следует, что потребитель заинтересован в финансовой устойчивости туроператора, и возникает вопрос: каким образом турист может повлиять на предупреждение банкротства туроператора?
Проанализируем закрепленные в различных нормативных актах права туристов-потребителей, возникающие в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором своих обязательств.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 года N 317 "Об утверждении Государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" на 2013-2020 гг."*(2) [2] задачей государства является повышение качества и доступности услуг в сфере внутреннего и международного туризма.
Действующее законодательство о туристской деятельности (ст. 6 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. N 132-Ф3 "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"*(3)) [3, 4] наделяет следующими правами туристов, пострадавших от неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором своих обязательств:
- право на обеспечение экстренной помощи за счет средств компенсационного фонда объединения туроператоров в сфере выездного туризма;
- право на возмещение в установленном законодательством порядке убытков и компенсацию морального вреда в случае невыполнения условий договора о реализации туристского продукта туроператором или турагентом. Применительно к данному пункту нужно обратить внимание на высказывание И.А. Мингеса, который отмечает, что право требования возмещения имущественного ущерба и морального вреда за нарушение личной безопасности может возникнуть лишь в случае наличия причинной связи между неправомерным действием (бездействием) - лишением жизни, повреждением здоровья и ограничением физической свободы - нарушением психического благополучия гражданина [4]. Таким образом, туристу для привлечения туроператора к гражданско-правовой ответственности необходимо доказать наличие состава гражданского правонарушения.
Однако, если право на обеспечение экстренной помощи в силу прямого государственного регулирования турист реализовать может, реализация права на возмещение убытков в случае банкротства туроператора практически невозможна. Это, как уже было сказано, связано с тем, что в случае признания в судебном порядке туроператора несостоятельным (банкротом) требования кредиторов - потребителей туристского продукта подлежат удовлетворению в третью очередь после удовлетворения требований кредиторов первой и второй очередей. И, как часто бывает на практике, имущества обанкротившейся организации не всегда достаточно для полного удовлетворения всех требований кредиторов.
Как было отмечено, отдельно взятый турист не может повлиять на предупреждение банкротства туроператора. В то же время объединение туристов обладает существенно большими возможностями в этой сфере.
В настоящее время в российском законодательстве отсутствует нормативно урегулированный подход, который позволил бы туристам влиять на предупреждение банкротства туроператора.
Автор полагает, что по каждой туристской организации, которая не исполняет свои обязательства в отношении определенного числа потребителей туристских услуг, по инициативе Объединения потребителей России должен регистрироваться комитет кредиторов туроператора для наиболее тщательного целевого общественного контроля деятельности туроператора.
В связи с этим автор предлагает дополнить Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-Ф3 (ред. от 03.05.2012) "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" положениями, регулирующими создание и деятельность комитета кредиторов туроператора в качестве кредитора неплатежеспособного туроператора. В общих чертах это могут быть следующие положения.
Комитет кредиторов туроператора является некоммерческой организацией и создается в организационно-правовой форме публично-правовой компании. Речь идет о юридическом лице, осуществляющем публично-правовые функции, создаваемом на основании отдельных федеральных законов, административных актов и имеющем особый правовой статус [6].
Законодательное закрепление публично-правовой компании, как одной из организационно-правовых форм юридических лиц, основано на Федеральном законе от 05.05.2014 г. N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"*(4) [7].
Число потребителей, в отношении которых туроператор не исполнил или ненадлежащим образом исполнил свои обязательства, должно рассчитываться исходя требований, изложенных в п. 2 ст. 6 Федерального закона от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Федеральным законом от 29.12.2014 г. N 482-ФЗ были внесены изменения в указанную статью 6, согласно которым для возбуждения дела о банкротстве в отношении должника-юридического лица требования кредиторов в совокупности должны составлять не менее трехсот тысяч рублей*(5) [8].
Автор полагает, что минимальный объем требований кредиторов-потребителей, являющийся основанием для создания комитета кредиторов туроператора, должен составлять 1/3 от требований, изложенных в п. 2 ст. 6 Федерального закона от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Минимальный размер требований кредиторов-потребителей к туроператору в совокупности должен составлять не менее ста тысяч рублей.
Основанием для создания комитета кредиторов туроператора являются данные, полученные в результате проведенных проверок контролирующими органами государственной власти, заключение Ассоциации туроператоров России о деятельности туроператора, а также обращение территориальных отделений объединений туроператоров.
Для финансового обеспечения деятельности комитета кредиторов туроператора необходимо создание фонда, состоящего из взносов, которые вносятся от Ассоциации туроператоров России и их территориальных подразделений. Фонд - это объединение финансовых ресурсов, которые аккумулируются на специальном банковском счете комитетом кредиторов туроператора. Фонд должен формироваться исключительно денежными взносами.
Однако было бы не справедливо и неэффективно возлагать бремя формирования такого фонда лишь на Ассоциацию туроператоров России.
Ввиду конституционного закрепления права гражданина на отдых (ч. 5 ст. 37 Конституции РФ*(6)) [9] и государственного признания туристской деятельности в качестве одной из приоритетных отраслей экономики Российской Федерации (ст. 3 Федерального закон от 24 ноября 1996 г. N 132-Ф3 "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"*(7)) [10] Российская Федерация и субъекты Российской Федерации в лице уполномоченных органов также должны участвовать в формировании указанного фонда.
Представляется, что порядок регистрации комитета кредиторов туроператора в организационно-правовой форме публично-правовой компании должен проходить в упрощенном порядке с целью скорейшего удовлетворения требований кредиторов-потребителей.
В целях экономии времени и финансовых ресурсов необходимо создание примерной формы устава комитета кредиторов туроператора, которая утверждается Правительством Российской Федерации.
Комитет кредиторов туроператора должен формироваться из представителей потребителей - туристов, представителей Ассоциации туроператоров России и представителей уполномоченного органа государственной власти. Высшим органом управления комитета кредиторов является наблюдательный совет, утверждаемый уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
К полномочиям комитета кредиторов туроператора в самых общих чертах можно отнести:
1) заключение от лица комитета кредиторов туроператора с туристами-потребителями договора об уступке требования (договора цессии) к туроператору;
2) аккумулирование задолженности каждого кредитора-потребителя в единый пул после перехода требования комитету кредиторов туроператора;
3) запрос у туроператора (его учредителей) информации, касающейся его финансового состояния;
4) разработка совместно с туроператором плана по финансовому оздоровлению туроператора;
5) утверждение совместно с туроператором графика погашения задолженности комитету кредиторов туроператора. На основании утвержденного графика погашения задолженности между комитетом кредиторов и туроператором заключается мировое соглашение. При недостижении соглашения о предмете и содержании мирового соглашения, оно передается на рассмотрение и утверждение в суд. Решение суда об утверждении мирового соглашения подлежит немедленному исполнению.
После погашения задолженности туроператором комитет кредиторов туроператора ликвидируется в силу закона, а оставшиеся денежные средства выплачиваются лицам, сформировавшим фонд, пропорционально их взносам.
Таким образом, наравне с предпринимательским интересом со стороны юридических лиц - кредиторов туроператора, в предупреждении банкротства туроператора существенно заинтересованы сами туристы, как потребители. Однако действующее российское законодательство не позволяет туристам активно участвовать в принятии мер по предупреждению банкротства и восстановлению платёжеспособности туроператора. Автор предлагает нормативно урегулировать указанные общественные отношения путем формирования публично-общественной организации (комитета кредиторов туроператора), обладающей рядом полномочий по работе с туристами и туроператором в целях предупреждения его банкротства.
Список литературы
1. Что такое потребительский бизнес? [Электронный ресурс] // Ответ@МаП.ги. - Режим доступа: http://otvet.mail.ru/ question/58264640
2. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 года N 317 "Об утверждении Государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" на 2013 - 2020 гг." // Собрание законодательства РФ. -2014. -N 18 (часть II). - Ст. 2163.
3. Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" от 24 ноября 1996 г. N 132-Ф3 // Собрание законодательства РФ. - 1996. - N 49. - Ст. 5491.
4. Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 3 мая 2012 года N 47-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2012. - N 19. - Ст. 2281.
5. Мингес И.А. Юридические гарантии личной безопасности граждан: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01 / Мингес Изабелла Александровна. - М., 2000. - 21 с.
6. Чиркин В.Е. Юридическое лицо публичного права [Текст] / В.Е. Чиркин - М.: Норма, 2007. - 352 с.
7. Федеральный закон "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" от 05.05.2014 г. N 99-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2014. - N 19 - Ст. 2304.
8. Федеральный закон Российской Федерации "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника" от 29.12.2014 г. N 476-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2015. - N 1. - Ст. 35.
9. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - N 31. - Ст. 4398.
10. Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" от 24 ноября 1996 г. N 132-Ф3 // Рос. газ. - 1996. - 03 дек. (N 231).
------------------------------------------------------------------------
*(1) URL: http://otvet. mail.ru/question/58264640.
*(2) "Собрание законодательства РФ", 2014. N 18 (часть II). Ст. 2163.
*(3) "Собрание законодательства РФ", 1996. N 49. Ст. 5491; 2012. N 19. Ст. 2281.
*(4) "Собрание законодательства РФ", 12.05.2014, N 19, ст. 2304.
*(5) "Собрание законодательства РФ", 05.01.2015, N 1 (часть I), ст. 35.
*(6) "Собрание законодательства РФ", 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
*(7) "Российская газета", от 03.12.1996 г. N 231.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Гурьев А.В. Потребительский интерес и возможное участие туристов в предупреждении банкротства туроператора
Guriev A.V. Consumer interest and tourists' participation in preventing the bankruptcy of the tour operator
В статье приведен краткий анализ действующего законодательства о банкротстве в части удовлетворения требований кредиторов-потребителей туристского продукта. Показаны недостатки в указанной сфере правового регулирования и предложен один из путей выхода из сложившейся ситуации. С целью устранения пробела в законодательстве в виде отсутствия нормативно урегулированного подхода, который позволил бы туристам влиять на предупреждение банкротства туроператора, автор предлагает создать комитет кредиторов туроператора в качестве кредитора неплатежеспособного туроператора.
This article presents a brief analysis of the current legislation regarding bankruptcy creditors' claims, consumers of the tourist product. The drawbacks are shown in this sphere of legal regulation and one of the ways out of this situation is suggested. In order to eliminate the gap in the legislation as a lack of settled regulatory approach that would allow tourists to influence the prevention of bankruptcy of the tour operator, the author proposes to establish a committee of creditors of the tour operator as a creditor of the insolvent tour operator.
Ключевые слова: банкротство туроператора, потребительский интерес, турист-потребитель, общественное объединение потребителей, комитет кредиторов туроператора
Keywords: bankruptcy of tour operator, consumer interest, tourist-consumer, consumer associations, creditors' committee of tour operator
Потребительский интерес и возможное участие туристов в предупреждении банкротства туроператора
Автор
А.В. Гурьев - преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин ВФ РАНХиГС; аспирант кафедры гражданско-правовых дисциплин Волгоградского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.
Родился в гор. Волгоград 28.09.1990 г.
Научная специализация: 12.00.03 "Гражданское право, предпринимательское право, семейное право, международное частное право". Основные направления научных исследований: несостоятельность (банкротство) как институт предпринимательского права; правовое регулирование сделок, основания их недействительности; правовое регулирование безналичных расчетов с использованием банковских карт; правовое регулирование инвестиционной деятельности в Российской Федерации.
Участвовал в качестве докладчика в трех научных конференциях в России:
- XV Региональная конференция молодых исследователей Волгоградской области, 9-12 ноября 2010 г.;
- Региональная научно-практическая конференция "Актуальные проблемы противодействия коррупции в Российской Федерации", 30 ноября 2010 г.;
- Восьмой Всероссийский конкурс молодежи образовательных учреждений и научных организаций на лучшую работу "Моя законотворческая инициатива". Государственная Дума ФС РФ, 2013 г.
Журнал "Право и экономика", 2015, N 12