Новые требования к плану ФХД
О. Марова,
эксперт журнала "Учреждения культуры и искусства:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 12, декабрь 2015 г., с. 13-23.
Приказом Минфина РФ от 24.09.2015 N 140н (далее - Приказ N 140н) внесены изменения в Требования к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утвержденные Приказом Минфина РФ от 28.07.2010 N 81н (далее - Требования N 81н). В соответствии с данным документом бюджетные и автономные учреждения ежегодно формируют план финансово-хозяйственной деятельности (далее - план ФХД). В статье рассмотрим, как он будет составляться с учетом принятых изменений.
Основные положения по формированию планов ФХД сформулированы в Требованиях N 81н. На основании данного документа на уровне различных ведомств разработаны собственные требования. Так, Приказом Минкультуры РФ от 18.11.2010 N 712 утвержден Порядок составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности подведомственных бюджетных учреждений. Кроме этого, на уровне субъектов и муниципалитетов также разрабатываются требования к составлению планов ФХД подведомственными учреждениями. Они также должны соответствовать Требованиям N 81н.
Изменения, внесенные Приказом N 140н, необходимо будет учитывать при подготовке планов ФХД на 2017 год, но органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя, может быть установлено требование о применении изменений, начиная с плана на 2016 год (п. 2 Приказа N 140н).
Структура плана ФХД
В соответствии с п. 4 Требований план ФХД составляется учреждением по кассовому методу в рублях с точностью до двух знаков после запятой по форме, утвержденной учредителем с соблюдением положений п. 8 Требований.
Его структуру можно представить следующим образом:
План ФХД |
/--------------\ /--------------\ /-----------\
| Заголовочная | /-------|Содержательная|------\ |Оформляющая|
| часть | | | часть | | | часть |
\--------------/ | \--------------/ | \-----------/
/--------------\ /--------------\
| Текстовая | | Табличная |
| часть | | часть |
\--------------/ \--------------/
В заголовочной части плана ФХД указываются:
- гриф утверждения документа, содержащий наименование должности, подпись (и ее расшифровку) лица, уполномоченного утверждать план, и дату утверждения;
- наименование документа;
- дата составления документа;
- наименование учреждения;
- наименование подразделения (в случае составления им плана);
- наименование органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя;
- дополнительные реквизиты, идентифицирующие учреждение (подразделение) (адрес фактического местонахождения, ИНН и КПП учреждения (подразделения)), код по реестру участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса;
- финансовый год (финансовый год и плановый период), на который представлены содержащиеся в документе сведения;
- наименование единиц измерения показателей, включаемых в план и их коды по ОКЕИ и (или) ОКВ.
В текстовой составляющей содержательной части плана указываются:
- цели деятельности учреждения (подразделения) в соответствии с федеральными законами, иными нормативными (муниципальными) правовыми актами и уставом учреждения (положением подразделения);
- основные виды деятельности учреждения (подразделения), в соответствии с уставом учреждения (положением подразделения);
- перечень услуг (работ), относящихся к основным видам деятельности учреждения (подразделения), предоставление которых для физических и юридических лиц осуществляется в том числе за плату;
- общая балансовая стоимость недвижимого государственного (муниципального) имущества на дату составления плана ФХД (в разрезе стоимости имущества, закрепленного собственником имущества за учреждением на праве оперативного управления; приобретенного учреждением (подразделением) за счет выделенных собственником имущества учреждения средств; приобретенного учреждением (подразделением) за счет доходов, полученных от иной приносящей доход деятельности);
- общая балансовая стоимость движимого государственного (муниципального) имущества на дату составления плана ФХД, в том числе балансовая стоимость особо ценного движимого имущества;
- иная информация по решению органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя.
Табличная часть плана теперь будет представлена пятью таблицами, каждая из которых имеет свой номер и название. Рассмотрим порядок заполнения этих таблиц.
Составление таблиц
Таблица 1. Показатели финансового состояния учреждения (подразделения). Условно в данной таблице можно выделить три части, в которых отражаются данные:
- о нефинансовых активах;
- о финансовых активах;
- об обязательствах.
В первой части приводятся данные в суммовом выражении (в тыс. руб.) о стоимости нефинансовых активов, в том числе о балансовой и остаточной стоимости недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества.
В разделе финансовых активов отражаются показатели:
- об общей величине денежных средств учреждения;
- о величине денежных средств на счетах учреждения;
- о денежных средствах, размещенных на депозитах в кредитной организации;
- об иных финансовых инструментах;
- дебиторской задолженности по доходам;
- дебиторской задолженности по расходам;
В разделе об обязательствах приводятся данные о наличии у учреждения долговых обязательств, кредиторской задолженности, в том числе просроченной.
Таблица 2. Показатели по поступлениям и выплатам учреждения (подразделения). В ней приводятся данные о всех планируемых поступлениях и выбытиях. Наименование поступлений и выбытий приводится в графе 1. В графе 2 проставляются коды строк. По всем показателям должны быть указаны коды бюджетной классификации РФ (КБК) (графа 3). Данные об общем объеме финансового обеспечения приводятся в графе 4. Далее необходимо выделить:
- планируемые поступления и расходы за счет субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания (графа 5);
- планируемые поступления и выплаты за счет субсидии, предоставляемой в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ (целевая субсидия) (графа 6);
- планируемые поступления и выплаты за счет субсидии на осуществление капитальных вложений (графа 7);
- планируемые поступления и выбытия за счет средств ОМС (графа 8);
- планируемые поступления и выбытия в рамках деятельности по оказанию услуг (выполнению работ) на платной основе и иной приносящей доход деятельности (общая сумма) (графа 9);
- планируемые поступления и выбытия за счет грантов из графы 9 (графа 10).
Особенности заполнения строк таблицы 2 следующие:
Строка | Порядок заполнения | Примечания |
Указываются поступления от доходов, всего | ||
Отражаются доходы от собственности | ||
Отражаются доходы от оказания услуг, выполнения работ | ||
Отражаются доходы от штрафов, пеней, иных сумм принудительного изъятия | Только в графах 4 и 9 | |
Отражаются безвозмездные поступления от наднациональных организаций, правительств иностранных государств, международных финансовых организаций | ||
Отражаются иные субсидии, предоставленные из бюджета | ||
Отражаются прочие доходы | ||
Отражаются доходы от операций с активами | ||
Указываются выплаты по расходам, всего | ||
Отражаются данные о расходах на выплаты персоналу, всего | ||
Отражаются расходы на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда | Возможно открытие дополнительных строк | |
Отражаются расходы на социальные и иные выплаты населению, всего | ||
Отражаются расходы на уплату налогов, сборов и иных платежей, всего | ||
Отражаются расходы на безвозмездные перечисления организациям | ||
Отражаются показатели на прочие расходы | Кроме расходов на закупку товаров, работ, услуг | |
Отражаются расходы на закупку товаров, работ, услуг, всего | Под ней открываются дополнительные строки | |
Отражается поступление финансовых активов, всего | ||
Отражается увеличение остатков средств | Из строки 300 | |
Отражаются прочие поступления | ||
Отражается выбытие финансовых активов, всего | ||
Отражается уменьшение остатков средств | Из строки 400 | |
Отражаются прочие выбытия | ||
Отражается остаток средств на начало года | ||
Отражается остаток средств на конец года | ||
* В графе 3 по строкам 110-180, 300-420 указываются коды КОСГУ. ** В графе 3 по строкам 210-260 указываются коды видов расходов бюджетов. *** По строкам 500, 600 в графах 4-10 указываются планируемые суммы остатков средств на начало и на конец планируемого года, если указанные показатели по решению органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, планируются на этапе формирования проекта плана ФХД, либо указываются фактические остатки средств при внесении изменений в утвержденный план после завершения отчетного финансового года. |
Кроме этого, следует учитывать, что по строке 120 в графе 10 указываются плановые показатели по доходам от грантов, предоставление которых из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ осуществляется по кодам 613 "Гранты в форме субсидии бюджетным учреждениям" или 623 "Гранты в форме субсидии автономным учреждениям" видов расходов бюджетов.
По строкам 210-250 в графах 5-10 указываются плановые показатели только в случае принятия органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, решения о планировании выплат по соответствующим расходам раздельно по источникам их финансового обеспечения.
При этом плановые показатели по расходам по строке 260 графы 4 на соответствующий финансовый год должны быть равны показателям граф 4-6 по строке 0001 таблицы 2.1, о которой мы расскажем ниже.
Таблица 2.1. Показатели выплат по расходам на закупку товаров, работ, услуг учреждения (подразделения). В эту таблицу заносятся планируемые суммы выплат по расходам на закупку товаров, работ, услуг. Показатели отражаются в рублях с точностью до копеек. В графах с 4 по 6 общая сумма планируемых закупок с распределением по годам: очередной финансовый год, 1-й год планового периода, 2-й год планового периода. Согласно п. 8.1 Требований N 81н порядок заполнения граф 7-12 данной таблицы следующий:
- по строке 1001 указываются суммы оплаты в соответствующем финансовом году по контрактам (договорам), заключенным до начала очередного финансового года, при этом в графах 7-9 указываются суммы оплаты по контрактам, заключенным в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ*(1), а в графах 10-12 - по договорам, заключенным в соответствии с Федеральным законом N 223-ФЗ*(2);
- по строке 2001 указываются в разрезе года начала закупки суммы планируемых в соответствующем финансовом году выплат по контрактам (договорам), для заключения которых планируется начать закупку, при этом в графах 7-9 указываются суммы планируемых выплат по контрактам, для заключения которых в соответствующем году согласно Федеральному закону N 44-ФЗ планируется разместить извещение об осуществлении закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд либо направить приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или проект контракта, а в графах 10-12 указываются суммы планируемых выплат по договорам, для заключения которых в соответствии с Федеральным законом N 223-ФЗ осуществляется закупка (планируется начать закупку) в порядке, установленном положением о закупке.
При этом необходимо обеспечить соотношение следующих показателей:
Показатели | Соотношение | Показатели |
Графы 4-12 по строке 0001 | = | сумме показателей граф 4-12 по строкам 1001 и 2001 |
Графа 4 по строкам 0001, 1001 и 2001 | = | сумме показателей граф 7 и 10 по строкам 0001, 1001 и 2001 |
Графа 5 по строкам 0001, 1001 и 2001 | = | сумме показателей граф 8 и 11 по строкам 0001, 1001 и 2001 |
Графа 6 по строкам 0001, 1001 и 2001 | = | сумме показателей граф 9 и 12 по строкам 0001, 1001 и 2001 |
Строка 0001 граф 7-9 по каждому году формирования показателей выплат по расходам на закупку товаров, работ, услуг | > | показателей по строке 260 в графах 5-8 таблицы 2 на соответствующий год (у бюджетных учреждений) |
> | показателей по строке 260 в графе 7 таблицы 2 на соответствующий год (у автономных учреждений) | |
Показатели строки 0001 граф 10-12 | < | показателей строки 260 графы 9 таблицы 2 на соответствующий год (у бюджетных учреждений) |
Строки 0001 граф 10-12 | = | 0, если все закупки товаров, работ и услуг осуществляются в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ |
Таблица 3. Сведения о средствах, поступающих во временное распоряжение учреждения (подразделения). Данная таблица заполняется в случае принятия органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, решения об отражении операций со средствами, поступающими во временное распоряжение учреждения (подразделения), в разрезе содержащихся в ней плановых показателей. В этом случае строка 030 графы 3 таблицы 4 не заполняется.
По строкам 010, 020 в графе 4 таблицы 3 отражаются планируемые суммы остатков средств во временном распоряжении на начало и на конец планируемого года, если указанные показатели по решению органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, отражаются на этапе формирования проекта плана ФХД либо указываются фактические остатки указанных средств при внесении изменений в план после завершения отчетного финансового года.
Таблица 4. Справочная информация. Согласно представленной таблице в ней справочно указываются суммы публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, полномочия по исполнению которых от имени органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления передаются в установленном порядке учреждению (подразделению). Также указываются суммы бюджетных инвестиций (в части переданных полномочий государственного (муниципального) заказчика в соответствии с БК РФ), а также средства во временном распоряжении учреждения (подразделения), при принятии органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, решения об отражении указанных сведений в таблице 4.
Форма сведений о целевых субсидиях
В соответствии с п. 13 Требований N 81н при предоставлении учреждению субсидии согласно абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ, субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимости в такую собственность учреждение составляет и представляет учредителю сведения об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственному (муниципальному) учреждению (ф. 0501016).
При составлении сведений (ф. 0501016) в них указываются (п. 13 Требований N 81н):
- наименование целевой субсидии с указанием цели, на осуществление которой предоставляется эта субсидия (графа 1);
- аналитический код, присвоенный органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, для учета операций с целевой субсидией (графа 2);
- КБК исходя из экономического содержания планируемых поступлений и выплат (графа 3);
- код объекта капитального строительства (объекта недвижимости, мероприятия (укрупненного инвестиционного проекта), включенного в федеральную адресную инвестиционную программу, на строительство (реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение) или приобретение которого предоставляется субсидия на осуществление капитальных вложений (графа 4);
- не использованные на начало текущего финансового года остатки целевых субсидий, на суммы которых подтверждена в установленном порядке потребность в направлении их на те же цели в разрезе кодов субсидий по каждой субсидии, с отражением в графе 5 кода субсидии, в случае если коды субсидии, присвоенные для учета операций с целевой субсидией в прошлые годы и в новом финансовом году, различаются, в графе 6 - суммы разрешенного к использованию остатка (графы 5, 6);
- суммы возврата дебиторской задолженности прошлых лет, на которые подтверждена в установленном порядке потребность в направлении их на те же цели, с отражением в графе 7 кода субсидии, в случае если коды субсидии, присвоенные для учета операций с целевой субсидией в прошлые годы и в новом финансовом году, различаются, в графе 8 - разрешенные к использованию суммы (графы 7, 8);
- сумма планируемых на текущий финансовый год поступлений целевых субсидий (графа 9);
- сумма планируемых на текущий финансовый год выплат, источником финансового обеспечения которых являются целевые субсидии (графа 10).
Плановые показатели по выплатам могут быть детализированы до уровня групп и подгрупп видов расходов бюджетной классификации РФ, а по группе "Поступление нефинансовых активов" - с указанием кода группы КОСГУ.
В случае если учреждению (подразделению) предоставляется несколько целевых субсидий, показатели сведений (ф. 0501016) формируются по каждой целевой субсидии без формирования группировочных итогов.
Формирование объемов планируемых выплат, указанных в сведениях (ф. 0501016), осуществляется в соответствии с нормативным (муниципальным) правовым актом, устанавливающим порядок предоставления целевой субсидии из соответствующего бюджета.
Оформляющая часть плана ФХД
Особенности заполнения оформляющей части плана ФХД сформулированы в п. 18-24 Требований N 81н. Согласно этим требованиям план ФХД должен быть подписан должностными лицами, ответственными за содержащиеся в нем данные, - руководителем учреждения (подразделения) (уполномоченным им лицом), руководителем финансово-экономической службы учреждения (подразделения) или иным уполномоченным руководителем лицом, исполнителем документа.
В целях внесения изменений в план ФХД и (или) сведения (ф. 0501016) составляются новые план и (или) сведения, показатели которых не должны вступать в противоречие в части кассовых операций по выплатам, проведенным до внесения изменения в указанные документы.
В случае изменения подведомственности учреждения план ФХД составляется в порядке, установленном органом исполнительной власти (органом местного самоуправления), который после изменения подведомственности будет осуществлять в отношении учреждения функции и полномочия учредителя.
План ФХД государственного (муниципального) автономного учреждения (план с учетом изменений) утверждается руководителем автономного учреждения на основании заключения наблюдательного совета данного учреждения.
В соответствии с новой редакцией п. 22 Требований N 81н план ФХД государственного (муниципального) бюджетного учреждения (план с учетом изменений) утверждается руководителем указанного учреждения, если иное не установлено органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя. Ранее он утверждался учредителем бюджетного учреждения, а учредитель мог передать право утверждения плана ФХД руководителю учреждения.
План подразделения (план с учетом изменений) утверждается руководителем учреждения.
Сведения (ф. 0501016), сформированные учреждением, утверждаются органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя.
* * *
В соответствии с изменениями, внесенными Приказом N 140н, при составлении плана ФХД необходимо заполнить пять таблиц.
Они значительно отличаются от тех, что были представлены ранее в Требованиях N 81н и имеют вполне конкретную форму. Плановые показатели по расходам, включенные в план ФХД, начиная с 2017 года необходимо будет формировать в соответствии с планом закупок. По решению органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, в представленные таблицы может включаться иная информация, при необходимости могут вводиться новые строки и графы, но общая их структура должна быть соблюдена и должна соответствовать Требованиям N 81н.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
*(2) Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"