Не выполнили госзадание - верните остаток субсидии
Л. Морозова,
эксперт журнала "Учреждения культуры и искусства:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 12, декабрь 2015 г., с. 24-29
4 ноября 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 03.11.2015 N 301-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2016 год" (далее - Федеральный закон N 301-ФЗ), предусматривающий возврат в бюджет остатков субсидии, предоставленной на выполнение государственного задания. В каких случаях такой возврат осуществляется? На какие учреждения распространяется обязанность по возврату субсидии? Действуют ли новые правила в отношении субсидии, предоставленной на выполнение государственного (муниципального) задания в 2015 году? На эти и другие вопросы ответим в статье.
Напомним, что государственное (муниципальное) задание формируется для бюджетных и автономных учреждений, а также казенных учреждений, определенных в соответствии с решением органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств (п. 3 ст. 69.2 БК РФ).
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов (п. 4 ст. 69.2 БК РФ, п. 7, 9 Положения N 671*(1), п. 39 Положения N 640*(2)):
- путем предоставления субсидий бюджетным или автономным учреждениям;
- в пределах доведенных казенным учреждениям лимитов бюджетных обязательств в соответствии с показателями бюджетной сметы.
В отношении казенных учреждений (получателей бюджетных средств) установлено, что бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря. Не использованные получателями бюджетных средств остатки бюджетных средств, находящиеся не на едином счете бюджета, не позднее двух последних рабочих дней текущего финансового года подлежат перечислению получателями бюджетных средств на единый счет бюджета (п. 3, 4 ст. 242 БК РФ). Таким образом, у казенных учреждений все неиспользованные остатки доведенных им бюджетных средств в конце года возвращаются в бюджет.
В отношении бюджетных и автономных учреждений до введения Федерального закона N 301-ФЗ обязательному возврату в бюджет подлежали неиспользованные остатки только тех субсидий, которые имели целевое назначение (далее - целевые субсидии) (п. 18 ст. 30 Федерального закона N 83-ФЗ*(3), п. 3.17 ст. 2 Закона об автономных учреждениях*(4)). Неиспользованный остаток субсидии, предоставленной на выполнение государственного (муниципального) задания, бюджетные (автономные) учреждения могли использовать в очередном финансовом году для достижения целей, ради которых они созданы (п. 17 ст. 30 Федерального закона N 83-ФЗ и п. 3.15 ст. 2 Закона об автономных учреждениях в редакции до введения Федерального закона N 301-ФЗ).
С принятием Федерального закона N 301-ФЗ порядок расходования неиспользованных остатков субсидий, предоставленных бюджетным (автономным) учреждениям на выполнение государственного (муниципального) задания, поменялся. Теперь эти остатки, так же как и остатки целевых субсидий, следует возвращать в бюджет, если указанными учреждениями не достигнуты показатели государственного (муниципального) задания.
Возврат неиспользованных остатков субсидии на выполнение госзадания
В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом N 301-ФЗ в п. 17 ст. 30 Федерального закона N 83-ФЗ и п. 3.15 ст. 2 Закона об автономных учреждениях, не использованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных бюджетным (автономным) учреждениям из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ на выполнение государственного (муниципального) задания, используются в очередном финансовом году для достижения целей, ради которых эти учреждения созданы, при достижении бюджетным (автономным) учреждением показателей государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), характеризующих объем государственной (муниципальной) услуги (работы). Федеральными законами, законами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований может быть предусмотрен возврат в соответствующий бюджет остатка субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания соответственно федеральными бюджетными (автономными) учреждениями, бюджетными (автономными) учреждениями субъекта РФ, муниципальными бюджетными (автономными) учреждениями в объеме, соответствующем не достигнутым показателям государственного (муниципального) задания указанными учреждениями.
Кроме того, п. 2 ст. 5 Федерального закона N 301-ФЗ прямо установлено, что средства в объеме остатков субсидий, предоставленных в 2015 году федеральным бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ), образовавшихся в связи с недостижением установленных государственным заданием показателей, характеризующих объем государственных услуг (работ), а также целевых субсидий, в отношении которых наличие потребности в направлении их на те же цели в 2016 году не подтверждено, в объеме неподтвержденных остатков, подлежат в установленном Правительством РФ порядке возврату в федеральный бюджет для направления в 2016 году на увеличение объема зарезервированных бюджетных ассигнований на реализацию дополнительных мер по поддержке отраслей экономики, социальной поддержке граждан, поддержке бюджетов субъектов РФ и оказанию гуманитарной помощи населению иностранных государств сверх объема, установленного Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2016 год".
Таким образом, если по завершении текущего года (начиная с 2015 года) показатели, характеризующие объем государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) бюджетными (автономными) учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, не достигнуты, то образовавшиеся на конец года остатки субсидии, предоставленной на выполнение такого задания, подлежат возврату в соответствующий бюджет.
Отражение показателей, характеризующих объем государственной (муниципальной) услуги, работы, и сведений о фактическом их достижении
Показатели, характеризующие объем государственных (муниципальных) услуг (работ), оказываемых (выполняемых) бюджетными (автономными) учреждениями, устанавливаются в государственном (муниципальном) задании (п. 2 Положения N 671, п. 3 Положения N 640). Напомним, что в отношении бюджетных (автономных) учреждений государственное (муниципальное) задание формируется их учредителями (п. 3 Положения N 671, п. 5 Положения N 640).
Согласно действующей форме государственного задания, приведенной в приложении к Положению N 671, показатели, характеризующие объем государственной услуги (работы), отражаются в п. 6 данной формы. Согласно новой форме государственного задания, приведенной в приложении 1 к Положению N 640 и применяемой при формировании государственного задания на 2016 год, такие показатели указываются в п. 3.2 формы государственного задания. По каждому показателю отражается его наименование, единица измерения и значение на очередной год и плановый период.
Сведения о фактическом достижении показателей, установленных в государственном (муниципальном) задании, отражаются в отчете о его исполнении, а именно:
1) форма отчета об исполнении государственного задания, приведенная в приложении к Положению N 671 (п. 9), содержит в себе значение показателя, характеризующего объем государственной услуги (работы), утвержденное в государственном задании, фактическое значение данного показателя, достигнутое за отчетный период, и характеристику причин отклонений от запланированный значений (при наличии таких отклонений);
2) форма отчета об исполнении государственного задания, приведенная в приложении 2 к Положению N 640, включает в себя следующую информацию:
- значение показателя, характеризующего объем государственной услуги (работы), утвержденное в государственном задании;
- фактическое значение данного показателя, достигнутое на отчетную дату;
- допустимое (возможное) отклонение при сравнении плановых и фактических значений;
- отклонение, превышающее допустимое (возможное) значение, с указанием причин такого отклонения.
Пример
Бюджетным учреждением культуры размещена на официальном сайте следующая информация о муниципальном задании на оказание услуги по показу спектаклей, концертов, концертных программ и иных зрелищных программ, и его исполнении.
Наименование показателя, характеризующего объем муниципальной услуги, оказываемой в рамках муниципального задания | Единица измерения | Значение показателя на 2015 год, утвержденное в муниципальном задании | Фактическое значение показателя, достигнутое за 2015 год | Источник информации о фактических показателях |
Количество публичных показов спектаклей, выступлений, представлений, проведенных в год (в том числе на гастролях) | ЕД | 107 | 107 | Годовой отчет учреждения, статистическая отчетность |
Из приведенных данных о муниципальном задании и его исполнении следует, что показатели, характеризующие объем муниципальной услуги, оказываемой в рамках муниципального задания, достигнуты в полной мере, соответственно, в данном случае у учреждения не возникнет обязанности по возврату неиспользованных остатков субсидии, предоставленной на выполнение такого задания.
Порядок возврата неиспользованных остатков субсидии, предоставленной на выполнение государственного (муниципального) задания, в случае недостижения показателей, характеризующих объем государственных (муниципальных) услуг (работ), как было отмечено выше, должен быть установлен Правительством РФ.
* * *
В случае недостижения показателей, характеризующих объем государственных услуг (работ), утвержденных в государственном задании, неиспользованный остаток субсидии, предоставленной на выполнение такого задания, подлежит возврату в бюджет. Данное правило распространяется на бюджетные (автономные) учреждения, поскольку именно они получают субсидии в качестве финансового обеспечения выполнения государственного задания.
Обязанность по возврату неиспользованных остатков субсидии на государственное задание введена Федеральным законом N 301-ФЗ и распространяется в том числе на субсидии, предоставленные в 2015 году.
Помимо такой обязанности, по мнению автора, за невыполнение установленных объемов государственного задания руководитель бюджетного (автономного) учреждения может быть привлечен к административной ответственности, если одним из условий, определенных порядком предоставления субсидии на выполнение государственного задания, является его выполнение (Письмо Минфина РФ от 24.04.2015 N 02-10-09/23856). В частности, согласно п. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ нарушение юридическим лицом, являющимся получателем субсидий, условий их предоставления, влечет наложение административного штрафа:
- на должностных лиц в размере от 10 000 до 30 000 руб.;
- на юридических лиц - от 2 до 12% суммы полученной субсидии.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Положение о формировании государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.09.2010 N 671 (утрачивает силу с 01.01.2016).
*(2) Положение о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 N 640 (вступает в силу с 01.01.2016).
*(3) Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".
*(4) Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"