Проект системы исполнительного кодекса Российской Федерации
В.М. Шерстюк,
доктор юридических наук, профессор кафедры
гражданского процесса юридического факультета
МГУ им. М.В. Ломоносова
Журнал "Законодательство", N 11, ноябрь 2015 г., с. 68-76.
Приказом министра юстиции РФ от 15 января 2015 г. N 3 создана межведомственная рабочая группа по подготовке проекта Исполнительного кодекса РФ (далее также - Кодекс) и утвержден ее состав. Членам рабочей группы разослан для обсуждения проект структуры Кодекса.
Не все специалисты знают, что речь идет о третьей версии документа. Эта работа с перерывами продолжается уже около 15 лет.
В 2001 г. распоряжением заместителя руководителя Администрации Президента РФ Д.Н. Козака в рамках проводимой в то время в соответствии с Указом Президента РФ судебной реформы была создана рабочая группа для подготовки изменений и дополнений в Федеральные законы "Об исполнительном производстве" и "О судебных приставах" и предложений о реформировании системы исполнительного производства. Председателем был назначен профессор В.М. Шерстюк, автор настоящей статьи. Заместителем председателя по научной работе и сопредседателем группы стал профессор В.В. Ярков, значительно укрепивший ее потенциал.
В состав коллектива были включены как научные, так и практические работники. В процессе рассмотрения поставленных перед группой вопросов составители пришли к выводу о наличии предпосылок для создания Исполнительного кодекса, а не соответствующего федерального закона, и приступили к реализации этой идеи. Начали с разработки концепции и структуры Исполнительного кодекса РФ, которые публиковались в периодической печати для обсуждения*(1).
Работа над первым проектом Кодекса завершилась в 2004 г., в том же году текст был напечатан*(2). К сожалению, он не был реализован государственными органами.
Распоряжениями Министерства юстиции РФ от 23 ноября 2005 г. и от 24 января 2007 г. была сформирована рабочая группа для подготовки второго проекта Исполнительного кодекса РФ, также под руководством профессора В.М. Шерстюка. Участники коллектива учли опыт создания первого Кодекса, использовали лучшие его идеи. В 2008 г. второй Кодекс был готов, проект опубликовали для обсуждения*(3). Но по неизвестным причинам этот документ, как и первый, не стал действующим законом*(4).
Таким образом, созданная по приказу министра юстиции РФ от 15 января 2015 г. N 3 рабочая группа приступает к подготовке уже третьего проекта Исполнительного кодекса РФ. Думается, в основе его создания должен лежать принцип преемственности. За годы работы над первым и вторым проектами накоплен богатый опыт, который, безусловно, окажет значительную помощь при написании нового закона*(5).
Первое, о чем хочется сказать в связи с началом очередного этапа создания Кодекса, это организация труда разработчиков. За последние 15 лет автор этих строк убедился в том, что работа над проектом Исполнительного кодекса РФ имеет специфику и специалистов ждет немало трудностей. Чтобы легче было их преодолеть, рабочая группа в целом и каждый ее член в отдельности должны иметь принципиальные ориентиры. При создании Кодекса, как показал опыт двух предшествующих групп, прежде всего возникает немало спорных вопросов методологического характера, без решения которых невозможно двигаться вперед. Поэтому, как представляется, следовало бы начинать не со структуры документа, а с его концепции. Затем разработанную концепцию нужно обсудить публично, без спешки и с учетом замечаний окончательно определить основные положения, на которые затем придется опираться при рассмотрении конкретных проблем.
Так в свое время поступили при работе над первым проектом Кодекса. Его концепция широко публиковалась*(6), сделанные замечания обсуждались и были учтены.
Работа над вторым проектом Кодекса также начиналась с разработки его концепции, которая была утверждена комиссией Правительства РФ по законопроектной деятельности в декабре 2006 г.
В 2015 г., как уже было отмечено, на рассмотрение третьей рабочей группы Министерством юстиции РФ передан проект структуры Исполнительного кодекса РФ (речь идет о проекте системы, которая будет положена в основу Кодекса). Полагаем, что разосланный проект нуждается в доработке. Сейчас он не в полной мере соответствует сложному многоуровневому характеру процессуальных отношений, возникающих в исполнительном производстве.
Понимание логики строения системы имеет ключевое значение для уяснения состава и структуры отрасли права, ее внутренней согласованности и непротиворечивости.
В работе над проектом системы Исполнительного кодекса РФ следует иметь в виду, что она зиждется на системе исполнительного права. Как и другие большие и содержательные системы (отрасли права), исполнительное право имеет сложное многоуровневое устройство, которое обусловлено особенностями предмета его правового регулирования - общественных отношений, возникающих в исполнительном производстве, во всем богатстве их содержания и переплетения*(7). По образному выражению Л.С. Явича, "формально логически можно себе представить пирамиду, которая складывается из структурированных норм, группирующихся в отдельные институты права, образующие отрасли права, объединяющиеся в более крупные автономные образования, составляющие в своем единстве правовую систему государства"*(8).
Система исполнительного права, как и всякая система, обладает определенным набором подсистем. Чтобы познать систему исполнительного права, надо прежде всего установить, из каких компонентов (норм, институтов, объединений институтов и т.д.) она состоит. В литературе верно отмечено, что "решение проблем системы права предполагает тщательное предварительное изучение тех ее подсистем, комплекс которых и образует данную систему. Иначе говоря, успех познания системного целого зависит от знания частей, ее составляющих. На основе такого знания окажется возможным также и практическое совершенствование как системы в целом, так и ее подсистем"*(9).
В системе исполнительного права можно выделить следующие уровни: правовая норма, институт, объединение институтов, подотрасль, отрасль исполнительного права.
В состав любого уровня системы исполнительного права могут входить не любые элементы, а только такие, которые обладают типовыми признаками. Элементы, входящие в состав любого уровня системы, должны быть однородными и однопорядковыми по сфере действия.
Поскольку дифференциация системы исполнительного права обусловлена структурой отношений в исполнительном производстве, то расчленение этой отрасли права на части должно осуществляться не произвольно по усмотрению исследователя, а в соответствии с закономерностями, присущими предмету правового регулирования (с учетом его состава, структуры и т.п.) и на основе различных объективных факторов, которые принято называть системообразующими. Классификация предмета правового регулирования обязана соответствовать реальной классификации процессуальных отношений, которые подвергаются юридическому опосредованию. Такое деление раскрывает виды этих отношений, вызывающих к жизни самостоятельные подразделения системы исполнительного права.
Сложная архитектура отношений в исполнительном производстве, целевая направленность их дифференциации предполагают последовательное использование самых разных оснований классификации. Применение лишь какого-либо одного критерия не позволит выявить все структурные подразделения системы исполнительного права, тогда как введение совокупности возможных классифицирующих признаков поможет установить все их многообразие. С.С. Алексеев справедливо утверждал, что "реальные разновидности правовых институтов могут быть с достаточной точностью установлены лишь тогда, когда при их рассмотрении поочередно вводятся различные классификационные основания с учетом действия различных системообразующих факторов. Лишь при таком подходе становится возможным выявить подлинную картину реально существующих институтов, каждый из которых занимает определенное место в системе отрасли права"*(10). Введение различных классификационных оснований с учетом многих системообразующих факторов позволяет выявить не только правовые институты системы исполнительного права, но и иные структурные подразделения отрасли (объединения институтов и др.).
Полагаем, что на первом этапе отношения, возникающие при исполнении исполнительных документов, в зависимости от целевой направленности следует распределить в две большие подгруппы (подсистемы):
1) принудительное исполнение исполнительных документов органами, организациями и иными лицами, исполняющими требования исполнительных документов;
2) проверка законности постановлений и действий органов, организаций и иных лиц, исполняющих требования исполнительных документов.
Эти группы отношений имеют различное назначение. Первая предназначена для принудительного исполнения исполнительных документов по существу. Главное предназначение второй группы - проверить, имеются ли предусмотренные законом основания к отмене постановлений, действий (бездействия) органов, организаций и иных лиц, исполняющих требования исполнительных документов.
Такое деление процессуальных отношений успешно использовано законодателем при определении структуры процессуальных нормативных актов и стало, по существу, общепринятым. В подтверждение сказанного можно сослаться, в частности, на структуру Основ законодательства о гражданском судопроизводстве Союза ССР. В разделе III этого документа обособлены нормы, регулирующие производство в суде первой инстанции, в разделе VI - нормы, регулирующие производство в суде кассационной и надзорной инстанций и пересмотр постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам.
Кроме того, в Арбитражном процессуальном кодексе РФ 1995 г. раздел II посвящен производству в суде первой инстанции, в разделе III ("Производство по пересмотру решений") собраны правовые нормы, регулирующие производство в апелляционной инстанции, производство в кассационной инстанции, производство в порядке надзора, пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам судебных актов арбитражного суда, вступивших в законную силу.
Аналогично устроен АПК РФ 2002 г.
В действующем Гражданском процессуальном кодексе РФ также имеется самостоятельный раздел "Производство в суде первой инстанции" (раздел II), охранительный же блок, включающий "Производство в суде апелляционной инстанции", "Производство в суде кассационной инстанции", "Производство в суде надзорной инстанции", "Пересмотр по вновь открывшимся и новым обстоятельствам судебных актов, вступивших в законную силу", выделен в двух самостоятельных разделах ГПК РФ (разделы III и IV).
Указанные две группы процессуальных отношений являются, по нашему мнению, главными, определяющими в исполнительном производстве. Они и составляют объективную основу целостной системы отношений в исполнительном производстве. Выделение на первом этапе данных двух групп, полагаем, предопределяет дифференциацию исполнительного права на две соответствующие подсистемы (подотрасли).
Приведенная нами дифференциация отношений в исполнительном производстве не нашла отражения в проекте структуры Кодекса, разосланном в июне 2015 г. членам рабочей группы, что в дальнейшем отрицательно повлияло на логику построения системы законодательства об исполнительном производстве.
Каждая из выделенных нами двух групп отношений имеет свои целевую направленность, назначение и содержание. Вместе с тем эти группы отношений являются подсистемами единой и целостной системы исполнительного права, они однородны по своему содержанию, поскольку имеют общие задачи, принципы, субъектный состав, порядок извещения и вызова лиц, участвующих в исполнительном производстве, и др.
Однородность двух выделенных нами подсистем, наличие у них общих элементов, возникающих в исполнительном производстве, предопределяют юридическую однородность соответствующих подсистем исполнительного права. Эти подсистемы тоже имеют общие элементы - процессуальные нормы и институты. Данное обстоятельство может служить основой для интеграции правового регулирования на этом самым высоком уровне строения системы исполнительного права, т.е. для обобщенной регламентации того единого, совпадающего, что свойственно двум отмеченным группам процессуальных отношений. Наличие общих элементов у названных групп в исполнительном производстве и общих элементов у правовых подсистем позволяет, не нарушая логики построения отрасли права, выделить в ней Общую часть, в которой могут быть закреплены, в частности, следующие общие институты: "Общие положения", "Органы, организации, лица, исполняющие требования исполнительных документов", "Отводы. Порядок их рассмотрения", "Лица, участвующие в исполнительном производстве", "Сроки в исполнительном производстве", "Расходы в исполнительном производстве", "Извещения и вызовы в исполнительном производстве", "Порядок раскрытия информации об исполнительных производствах", "Ответственность за нарушение исполнительного законодательства"*(11).
Такое деление отношений в исполнительном производстве и норм, их регулирующих, на Общую часть и Особенную часть, включающую две большие подсистемы (подотрасли), является укрупненным и логически предполагает последующую конкретизацию. Продолжение дифференциации отношений, возникающих в исполнительном производстве, при изучении системы исполнительного права связано с определением на каждом ее уровне различных классифицирующих признаков этих отношений. Важно лишь, чтобы всякий раз был использован именно тот признак, который объективно предопределяет обособление в исполнительном производстве соответствующих подразделений.
Отношения, возникающие в подсистеме "Принудительное исполнение исполнительных документов органами, организациями и иными лицами, исполняющими требования исполнительных документов", в зависимости от вида исполнительных документов, подлежащих принудительному исполнению, можно подразделить на две подгруппы (подсистемы):
1) исполнение исполнительных документов имущественного характера;
2) исполнение исполнительных документов неимущественного характера.
Каждая группа имеет свои особенности. Вместе с тем выделенные подсистемы имеют много общего - исполнение в обоих случаях проходит одни и те же этапы (стадии): возбуждение исполнительного производства; подготовка к применению мер принудительного исполнения; применение мер принудительного исполнения; отложение, приостановление исполнительного производства; окончание исполнительного производства.
Логика внутреннего строения отношений в подсистеме "Принудительное исполнение исполнительных документов органами, организациями и иными лицами, исполняющими требования исполнительных документов" показывает, что все общее для двух групп отношений на каждом из этапов развития исполнительного производства можно выделить и урегулировать распределенными по соответствующим институтам общими нормами, которые надо вынести в Общую часть раздела II проекта Исполнительного кодекса РФ. Специфические же черты, характеризующие сущность каждого из двух подразделов, следует урегулировать специальными правовыми нормами. Эти нормы, разбитые по институтам, разместятся в двух особых названных выше подразделах.
Именно так (и совершенно правильно) в свое время поступила рабочая группа при подготовке второго проекта Исполнительного кодекса РФ, выделив в раздел II Особенной части следующие общие институты: "Возбуждение исполнительного производства", "Подготовка к применению мер принудительного исполнения", "Применение мер принудительного исполнения", "Отложение, приостановление исполнительного производства", "Окончание исполнительного производства"*(12). Такое решение соответствует внутреннему многоуровневому строению системы отношений, возникающих в исполнительном производстве, и многоуровневому строению системы исполнительного права.
Подраздел "Исполнение исполнительных документов имущественного характера" тоже имеет сложную структуру.
В зависимости от субъектов, на чье имущество обращается взыскание, здесь можно выделить три группы отношений:
1) отношения, возникающие при обращении взыскания на имущество граждан;
2) отношения, возникающие при обращении взыскания на имущество организаций;
3) отношения, возникающие при обращении взыскания в отношении казны Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также организаций, финансируемых за счет соответствующих бюджетов.
Несмотря на наличие значительной специфики исполнения исполнительных документов, предопределившей выделение названных групп отношений, эти группы имеют много общего, поскольку независимо от вида субъектов-должников обращение взыскания на различные виды имущества происходит по общим правилам. Например, наложение взыскания на денежные средства должника осуществляется по общим правилам независимо от того, кто является должником - гражданин или организация*(13).
Эти общие правила обращения взыскания на конкретные виды имущества, которые не распространяются на отношения, возникающие при обращении взыскания в отношении казны Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также организаций, финансируемых за счет соответствующих бюджетов, во избежание повторений в исполнительном праве следует выделить в Общую часть (в Общие положения), распределив их по соответствующим институтам.
В результате подраздел (или раздел) "Исполнение исполнительных документов имущественного характера" может выглядеть следующим образом: "Общие правила обращения взыскания на имущество должника", "Обращение взыскания на денежные средства должника", "Обращение взыскания на ценные бумаги", "Обращение взыскания на имущественные права", "Обращение взыскания на имущество некоторых организаций и их членов (участников)", "Обращение взыскания на недвижимое имущество", "Обращение взыскания на транспортные средства и другие виды самоходной техники", "Совершение исполнительных действий в отношении прав долгосрочной аренды", "Обращение взыскания на драгоценные металлы и камни, ювелирные и другие изделия из золота, платины и металлов платиновой группы, драгоценных камней и жемчуга, а также лом и отдельные части таких изделий", "Обращение взыскания на антиквариат, культурные ценности, коллекции и собрания", "Обращение взыскания на животных, птиц, растения, биологический материал", "Особенности обращения взыскания на исключительные права, иные имущественные права, связанные с использованием результатов интеллектуальной деятельности", "Исполнение исполнительных документов по нескольким исполнительным производствам".
В подраздел "Особенности обращения взыскания на имущество граждан" следует включить три главы. В первую главу, посвященную обращению взыскания на доходы физических лиц, войдут нормы о порядке обращения взыскания на имущество граждан; об обращении взыскания на зарплату и иные доходы, в том числе о размере взыскания; об обращении взыскания на доходы военнослужащих и сотрудников внутренних дел; о видах доходов и имущества, на которое не может быть обращено взыскание; нормы, устанавливающие имущественные иммунитеты физических лиц. Во вторую главу - нормы, регулирующие особенности исполнения исполнительных документов о взыскании штрафа, назначенного в качестве наказания за совершение преступления и о конфискации имущества. В третью - нормы, регулирующие исполнение исполнительных документов, выданных по судебным актам, вынесенным в защиту групповых интересов и прав учредителей (участников) юридического лица.
Второй подраздел раздела III будет посвящен особенностям обращения взыскания на имущество организаций. Его так и следует именовать - "Особенности обращения взыскания на имущество организаций".
В третьем подразделе раздела III разместятся правовые нормы, регулирующие отношения, возникающие при обращении взыскания в отношении казны Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также организаций, финансируемых за счет соответствующих бюджетов. Эти отношения и правовые нормы, их регулирующие, на данном уровне системы исполнительного права не поддаются интеграции с нормами, содержащимися в первом и втором подразделах, регулирующих обращение взыскания на имущество граждан и организаций. Следовательно, эти две группы отношений и норм, их регулирующих, не однородны с третьей, не составляют целостности и с точки зрения логического построения систем не должны размещаться в одном структурном подразделении. Однако размещение норм, регулирующих обращение взыскания в отношении казны, в самостоятельное структурное подразделение на одном уровне системы с объединенными в одну группу нормами первого и второго подразделов привело бы, как было сказано, к неоправданному усложнению системы*(14).
Подобным образом, лишь с некоторым своеобразием, решен вопрос о структуре раздела "Исполнение исполнительных документов имущественного характера" в проекте второго Исполнительного кодекса РФ*(15).
Отношения, связанные с исполнением исполнительных документов неимущественного характера, правовые нормы и институты, их регулирующие, выделяются в самостоятельный раздел. Структура этого раздела, полагаем, может в основном базироваться на проекте второго Исполнительного кодекса РФ*(16).
Здесь выделены пока два подраздела: "Особенности исполнения исполнительных документов по делам из семейных правоотношений" и "Осуществление мер принудительного исполнения неимущественного характера в отношении отдельных категорий дел". Эти два подраздела имеют общие признаки (черты), что позволяет в какой-то мере интегрировать правовой материал. Поэтому вполне правомерно и здесь все общее вынести в Общие положения.
Часть II проекта Кодекса завершает раздел, посвященный исполнению решений иностранных судов и иностранных третейских судов (арбитражей) в Российской Федерации и судов Российской Федерации за рубежом.
Часть III проекта Кодекса посвящена проверке законности постановлений и действий органов, организаций и иных лиц, исполняющих требования исполнительных документов. Эта проверка осуществляется в судебном и административном порядке вышестоящим в порядке подчиненности должностным лицом. В зависимости от субъекта проверки возникающие здесь отношения можно разделить на соответствующие две группы. Каждая группа отношений, возникающих при проверке законности постановлений и действий, имеет свою специфику. Вместе с тем у них есть и общие элементы, в частности общие задачи, субъект и объект обжалования. Это обстоятельство можно учесть при изложении правового материала в части III проекта Исполнительного кодекса РФ.
С учетом изложенного часть III проекта Кодекса может быть представлена следующим образом.
Раздел I "Общие положения" (выделение Общих положений в проекте Кодекса здесь считаю необязательным).
Раздел II "Проверка законности постановлений и действий органов, организаций и иных лиц, исполняющих требования исполнительных документов судом". К изложению материала в этом разделе надо подойти внимательно, чтобы избежать дублирования правовых норм, закрепленных в ГПК РФ. Поскольку над проектом ГПК РФ в настоящее время идет работа, необходимо согласовывать решения с группой разработчиков. Думается, здесь следует закрепить, в частности, правовые нормы, предусматривающие право участников исполнительного производства и других заинтересованных лиц на обжалование и предъявление иска (о возмещении вреда, взыскании денежной компенсации за нарушение сроков исполнения исполнительных документов и др.), нормы о подведомственности дел между судом общей юрисдикции и арбитражным судом, как это сделано во втором проекте Исполнительного кодекса РФ*(17).
Раздел III "Проверка законности постановлений и действий органов, организаций и иных лиц, исполняющих требования исполнительных документов вышестоящим в порядке подчиненности должностным лицом" будет включать правовые нормы и институты, подробно регламентирующие сроки и порядок обжалования и рассмотрения жалоб участников исполнительного производства и иных заинтересованных лиц*(18).
Приложение 1
Проект системы Исполнительного кодекса Российской Федерации
Часть 1. Общие положения
Глава 1. Основные положения
Глава 2. Органы, организации и иные лица, исполняющие требования исполнительных документов
Глава 3. Отводы. Порядок их рассмотрения
Глава 4. Участники исполнительного производства
Глава 5. Меры принудительного исполнения
Глава 6. Сроки в исполнительном производстве
Глава 7. Расходы по совершению исполнительных действий
Глава 8. Извещения и вызовы в исполнительном производстве органов, организаций и иных лиц, исполняющих требования исполнительных документов
Глава 9. Порядок раскрытия информации об исполнительных производствах
Глава 10. Ответственность за нарушение исполнительного законодательства
Часть 2. Принудительное исполнение исполнительных документов органами, организациями и иными лицами, исполняющими требования исполнительных документов
Раздел 1. Общие положения (стадии исполнения)
Глава 1. Возбуждение исполнительного производства
Глава 2. Исполнительные документы
Глава 3. Подготовка к применению мер принудительного исполнения
Глава 4. Применение мер принудительного исполнения
Глава 5. Отложение, приостановление исполнительного производства
Глава 6. Окончание исполнительного производства
Раздел 2. Исполнение исполнительных документов имущественного характера
Подраздел 1. Общие правила исполнения исполнительных документов имущественного характера
Глава 1. Общие правила обращения взыскания на имущество
Глава 2. Обращение взыскания на имущество, ограниченное в обороте
Глава 3. Порядок обращения взыскания на денежные средства должника
Глава 4. Обращение взыскания на ценные бумаги
Глава 5. Обращение взыскания на имущественные права
Глава 6. Обращение взыскания на имущество некоторых организаций и их членов (участников)
Глава 7. Обращение взыскания на недвижимое имущество
Глава 8. Обращение взыскания на транспортные средства и другие виды самоходной техники
Глава 9. Совершение исполнительных действий в отношении прав долгосрочной аренды
Глава 10. Обращение взыскания на драгоценные металлы и камни, ювелирные и другие изделия из золота, платины и металлов платиновой группы, драгоценных камней и жемчуга, а также лом и отдельные части таких изделий
Глава 11. Обращение взыскания на антиквариат, культурные ценности, коллекции и собрания
Глава 12. Обращение взыскания на животных, птиц, растения, биологический материал
Глава 13. Особенности обращения взыскания на исключительные права, иные имущественные права, связанные с использованием результатов интеллектуальной деятельности
Глава 14. Особенности исполнения исполнительных документов по нескольким исполнительным документам
Глава 15. Исполнение обеспечительных мер, принятых судом
Подраздел 2. Особенности обращения взыскания на имущество граждан
Глава 16. Обращение взыскания на доходы физических лиц
Глава 17. Особенности исполнения исполнительных документов о взыскании штрафа, назначенного в качестве наказания за совершение преступления и о конфискации имущества
Глава 18. Исполнение исполнительных документов, выданных по судебным актам, вынесенным по защите групповых интересов и о защите прав учредителей (участников) юридического лица
Подраздел 3. Особенности обращения взыскания на имущество организаций
Подраздел 4. Особенности совершения исполнительных действий в отношении казны Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также организаций, финансируемых за счет соответствующих бюджетов (см. второй вариант раздела 2 в приложении 2)
Раздел 3. Исполнение исполнительных документов неимущественного характера
Глава 1. Общие положения
Глава 2. Особенности исполнения исполнительных документов по делам из семейных правоотношений
Глава 3. Осуществление мер принудительного исполнения неимущественного характера в отношении отдельных категорий дел
Раздел 4. Исполнение решений иностранных судов и иностранных третейских судов (арбитражей) в Российской Федерации и судов Российской Федерации за рубежом
Часть 3. Проверка законности и обоснованности постановлений, действий (бездействия) органов, организаций и иных лиц, исполняющих требования исполнительных документов
Раздел 1. Общие положения
Глава 1. Подведомственность жалоб на постановления, действия (бездействие) органов, организаций и иных лиц, исполняющих требования исполнительных документов
Глава 2. Субъекты обжалования
Глава 3. Объекты обжалования
Раздел 2. Рассмотрение заявлений и жалоб судом
Раздел 3. Рассмотрение заявлений и жалоб в порядке подчиненности
Приложение 2
Второй вариант раздела 2 части 2 проекта Исполнительного кодекса Российской Федерации
Раздел 2. Исполнение исполнительных документов имущественного характера
Подраздел 1. Исполнение исполнительных документов имущественного характера в отношении граждан и организаций
§ 1. Общие правила исполнения исполнительных документов имущественного характера в отношении граждан и организаций
Глава 1. Общие правила обращения взыскания на имущество
Глава 2. Обращение взыскания на имущество, ограниченное в обороте
Глава 3. Порядок обращения взыскания на денежные средства должника
Глава 4. Обращение взыскания на ценные бумаги
Глава 5. Обращение взыскания на имущественные права
Глава 6. Обращение взыскания на имущество некоторых организаций и их членов (участников)
Глава 7. Обращение взыскания на недвижимое имущество
Глава 8. Обращение взыскания на транспортные средства и другие виды самоходной техники
Глава 9. Совершение исполнительных действий в отношении прав долгосрочной аренды
Глава 10. Обращение взыскания на драгоценные металлы и камни, ювелирные и другие изделия из золота, платины и металлов платиновой группы, драгоценных камней и жемчуга, а также лом и отдельные части таких изделий
Глава 11. Обращение взыскания на антиквариат, культурные ценности, коллекции и собрания
Глава 12. Обращение взыскания на животных, птиц, растения, биологический материал
Глава 13. Особенности обращения взыскания на исключительные права, иные имущественные права, связанные с использованием результатов интеллектуальной деятельности
Глава 14. Исполнение обеспечительных мер, принятых судом
Глава 15. Особенности исполнения исполнительных документов по нескольким исполнительным документам
§ 2. Особенности обращения взыскания на имущество граждан
Глава 16. Обращение взыскания на доходы физических лиц
Глава 17. Особенности исполнения исполнительных документов о взыскании штрафа, назначенного в качестве наказания за совершение преступления и о конфискации имущества.
Глава 18. Исполнение исполнительных документов, выданных по судебным актам, вынесенным по защите групповых интересов и о защите прав учредителей (участников) юридического лица.
§ 3. Особенности обращения взыскания на имущество организаций
Подраздел 2. Особенности совершения исполнительных действий в отношении казны Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также организаций, финансируемых за счет соответствующих бюджетов
Список литературы
1. Алексеев С.С. Структура советского права. М., 1975.
2. Игнатенко А., Кириленко И., Матвеев А. и др. К разработке проекта Исполнительного кодекса Российской Федерации // Хозяйство и право. 2001. N 10.
3. Исаенкова О.В., Шерстюк В.М., Ярков В.В. Концепция Исполнительного кодекса РФ (тезисы) // Законодательство. 2002. N 5, 6, 7.
4. Исполнительный кодекс Российской Федерации. Проект / Под ред. В.М. Шерстюка, В.В. Яркова. М., 2009.
5. Керимов Д.А. Философские проблемы права. М., 1972.
6. Шерстюк В.М. Категория "уровень строения системы гражданского процессуального права": понятие, теоретическое и практическое значение // Вестник гражданского процесса. 2014. N 6.
7. Шерстюк В.М. Система советского гражданского процессуального права (вопросы теории). М., 1989.
8. Явич Л.С. Общая теория права. Л., 1976.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Игнатенко А., Кириленко И., Матвеев А. и др. К разработке проекта Исполнительного кодекса Российской Федерации // Законодательство. 2001. N 8; Они же. К разработке проекта Исполнительного кодекса Российской Федерации // Хозяйство и право. 2001. N 10; Они же. К разработке проекта Исполнительного кодекса Российской Федерации // Арбитражная практика. 2001. N 11; Исаенкова О.В., Шерстюк В.М., Ярков В.В. Концепция Исполнительного кодекса РФ (тезисы) // Законодательство. 2002. N 6. С. 4-15.
*(2) Проект Исполнительного кодекса Российской Федерации (с пояснительной запиской В.М. Шерстюка, В.В. Яркова). Краснодар; СПб., 2004.
*(3) Исполнительный кодекс Российской Федерации. Проект / Под ред. В.М. Шерстюка, В.В. Яркова. М., 2009.
*(4) Подробнее об истории подготовки проекта Исполнительного кодекса РФ 2004 г., Исполнительного кодекса РФ 2008 г. и о составе рабочих групп см.: Там же. С. 3-10.
*(5) Ценность имеющихся наработок, полагаем, объясняется во многом тем, что над первым и вторым проектами Кодекса работало много талантливых специалистов. Так, за прошедшие годы три члена рабочей группы (профессора Д.Х. Валеев, О.В. Исаенкова, Г.Д. Улетова) защитили докторские диссертации по темам, связанным с кодификацией исполнительного права. К сожалению, эти ученые не привлечены в состав третьей рабочей группы, хотя находятся в расцвете творческих сил и могли бы внести весомые предложения, направленные на совершенствование исполнительного права и организацию законотворческой работы.
*(6) Исаенкова О.В., Шерстюк В.М., Ярков В.В. Указ. соч. N 5-7; Они же. Концепция Исполнительного кодекса РФ (тезисы) // Арбитражная практика. 2002. N 6. С. 4-15; Проблемы защиты прав и законных интересов граждан и организаций: Материалы международной научно-практической конференции. Сочи, 2002. Ч. 1.
*(7) О понятии и практическом значении категории " уровень системы процессуального права" см.: Шерстюк В.М. Система советского гражданского процессуального права (вопросы теории). М., 1989. С. 11-13; Он же. Категория "уровень строения системы гражданского процессуального права": понятие, теоретическое и практическое значение // Вестник гражданского процесса. 2014. N 6.
*(8) Явич Л.С. Общая теория права. Л., 1976. С. 126.
*(9) Керимов Д.А. Философские проблемы права. М., 1972. С. 295.
*(10) Алексеев С.С. Структура советского права. М., 1975. С. 136.
*(11) Эти общие для всей отрасли права институты были выделены рабочей группой во втором проекте Исполнительного кодекса.
*(12) Исполнительный кодекс Российской Федерации. Проект / Под ред. В.М. Шерстюка, В.В. Яркова.
*(13) Отношения, возникающие при обращении взыскания в отношении казны Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также организаций, финансируемых за счет соответствующих бюджетов, вряд ли можно признать однородными с отношениями, возникающими в первых двух группах отношений, но они объединяются в одну группу по формальному признаку, чтобы не допустить неоправданного усложнения системы исполнительного права на этом ее уровне.
*(14) См. вариант раздела III части 2 проекта.
*(15) Исполнительный кодекс Российской Федерации. Проект / Под ред. В.М. Шерстюка, В.В. Яркова.
*(16) Там же. С. 173-174.
*(17) Там же. С. 66.
*(18) За основу при работе над проектом можно взять материал, подготовленный рабочей группой во втором проекте. См.: Там же. С. 66-68.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Шерстюк В.М. Проект системы исполнительного кодекса Российской Федерации
Sherstyuk V.M. Draft of executive code of Russian Federation
В.М. Шерстюк - доктор юридических наук, профессор кафедры гражданского процесса юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
V.M. Sherstyuk - Professor, Doctor of legal sciences Department of civil procedure Lomonosov Moscow State University Law School
В статье рассмотрены проблемы построения системы проекта Исполнительного кодекса Российской Федерации. В приложении приведена схема проекта.
The article analyzes development of the structure system for the RF Executive Code. The Appendix presents the scheme of the structure system.
Ключевые слова: система Исполнительного кодекса РФ; уровень системы; часть; раздел; подраздел; глава
Keywords: Concept of RF Executive Code; system level; part; section; paragraph; chapter
Проект системы исполнительного кодекса Российской Федерации
Автор
В.М. Шерстюк - доктор юридических наук, профессор кафедры гражданского процесса юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Практический журнал для руководителей и юристов "Законодательство", 2015, N 11