Местная администрация начисляет компенсацию за приобретение школьной (спортивной) формы многодетным семьям
Н. Фимина,
эксперт журнала "Казенные учреждения:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 12, декабрь 2015 г., с. 34-39.
В большинстве российских регионов многодетной считается семья, имеющая в своем составе трех и более несовершеннолетних детей. Одной из мер социальной поддержки многодетных семей является выплата компенсации за приобретение школьной (спортивной) формы. В каких случаях нужно начислить компенсацию? Начислять ли ее, если один из детей учится в кадетской школе? Начислять ли компенсацию, если пропущен срок обращения за ее выплатой? Как быть, если местные власти не приняли нормативный акт о выплате компенсации? Как отразить ее в бюджетном учете? Рассмотрению этих вопросов посвящена настоящая статья.
В каких случаях нужно начислить компенсацию?
Общие основы для начисления и выплаты компенсации за приобретение школьной (спортивной) формы устанавливает Указ Президента РФ от 05.05.1992 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" (далее - Указ N 431). В соответствии с п. 1 данного документа правительствам республик в составе РФ, органам исполнительной власти краев, областей, автономных образований, г. Москвы и Санкт-Петербурга предписывается:
- определить категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке, с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона;
- установить для многодетных семей бесплатное обеспечение согласно предусмотренным нормативам школьной формой либо заменяющим ее комплектом детской одежды для посещения школьных занятий, а также спортивной формой на весь период обучения детей в общеобразовательной школе.
Таким образом, прямо указывается на необходимость издания регионального нормативного акта по рассматриваемому вопросу. Именно данным актом нужно руководствоваться при определении случаев начисления компенсации.
Например, в Постановлении администрации города Фрязино МО от 21.08.2015 N 466 "Об утверждении Порядка и условий выплаты денежной компенсации на школьную форму либо заменяющий ее комплект одежды, а также спортивную форму для посещения школьных занятий многодетным семьям" установлены следующие правила. Многодетной считается семья, воспитывающая трех и более несовершеннолетних детей. К многодетным семьям приравниваются семьи, утратившие статус многодетных в связи с достижением одним или несколькими детьми совершеннолетия, при условии, что совершеннолетние дети обучаются в образовательных учреждениях всех типов по очной форме обучения и не достигли 23 лет.
Компенсационные выплаты начисляются в размере:
- 1500 руб. в год за школьную форму либо заменяющий ее комплект одежды для посещения школьных занятий;
- 1000 руб. в год на спортивную форму.
При этом в любом случае при применении нормативных правил о начислении и выплате компенсации нужно принимать во внимание тот факт, что по российскому законодательству усыновленные дети и их родители (законные представители) имеют те же права, что и родители с их собственными детьми (п. 1 ст. 137 СК РФ).
Начислять ли компенсацию, если один из детей учится в кадетской школе?
На практике возможна ситуация, когда один из детей обучается в учреждении военизированного типа, например в кадетской школе-интернате, то есть находится на полном государственном обеспечении. В такой ситуации нужно принимать во внимание положения региональных нормативных актов по вопросу начисления компенсации.
Так, некоторые региональные акты содержат положения, предполагающие, что компенсация не назначается и не выплачивается на детей, которые находятся на полном государственном обеспечении в соответствующей общеобразовательной организации (см., например, п. 1.5 Порядка, утвержденного Постановлением администрации городского округа Балашиха МО от 23.05.2014 N 340/12-ПА).
Если же подобных указаний в местном нормативном акте нет, на наш взгляд, оснований для отказа в компенсации не имеется. Вместе с тем окончательное решение этого вопроса все-таки остается за компетентными органами на местах. Так, согласно п. 2.12 Порядка, утвержденного Постановлением администрации Клинского муниципального района МО от 17.06.2014 N 1315, спорные вопросы по предоставлению компенсации, возникающие между родителями детей и общеобразовательным учреждением, регулируются управлением образования в соответствии с действующим законодательством РФ.
Начислять ли компенсацию, если пропущен срок обращения за ее выплатой?
Большое число региональных актов содержит ограничения в отношении срока обращения за выплатой компенсации. Например, в соответствии с п. 2.3 Порядка, утвержденного Постановлением администрации городского округа Химки МО от 10.04.2015 N 401, заявление на выплату компенсации принимается с 1 сентября до 1 октября текущего календарного года.
Поскольку в Указе N 431 никаких сроков не установлено, граждане иногда обращаются в суд с требованием выплатить компенсацию даже в случае пропуска предусмотренного срока. Так, по материалам одного из дел в ходе судебного заседания было определено, что заявление о выплате компенсации за приобретение школьной формы на ребенка было подано в управление образования администрации города фактически спустя месяц после срока для подачи документов. Гражданин настаивал, что, утверждая указанный порядок, глава города вышел за рамки предоставленных полномочий, определив сроки подачи заявления на выплату компенсации. Однако суд эти доводы не поддержал, подтвердив, что "опоздавшему" заявителю правомерно отказали в выплате компенсации (см. Решение мирового судьи судебного участка N 32 Долгопрудненского района МО от 11.04.2013 N 2-90/2013).
Как быть, если местные власти не приняли нормативный акт о выплате компенсации?
Как мы сказали выше, Указ N 431 прямо предписывает регионам издавать собственные нормативно-правовые акты по вопросам выплаты компенсации. Однако не ясно, как быть, если соответствующий акт на региональном (местном) уровне не принят.
Судебные органы решают данный вопрос по-разному. В качестве примера положительного для граждан разбирательства можно назвать Решение мирового судьи судебного участка N 83 Коломенского района МО от 16.05.2013 N 2-140/83-13.
Как указал суд, доводы об отсутствии в пределах городского округа Коломна механизма реализации меры социальной поддержки многодетной семьи в виде выплаты денежной компенсации за приобретение школьной и спортивной формы не могут являться основанием для отказа в удовлетворении требования о выплате компенсации. Суд обязал Управление образования городского округа Коломна выплатить денежные средства в возмещение произведенных расходов на приобретение школьной и спортивной формы.
В другом регионе заявителю, подавшему аналогичный иск, было отказано (Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 15.03.2012 N 2-757/2012). Суд указал следующее. На региональном уровне не были разработаны нормативные документы, регулирующие выплаты многодетным семьям стоимости школьной и спортивной формы, не было предусмотрено бесплатное обеспечение данной формой как за счет средств территориальных фондов социальной поддержки населения, так и за счет средств местных бюджетов.
На основании п. 3 Указа N 431 Минфину совместно с Минсоцзащиты поручено разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных указом. Однако такой порядок и условия возмещения расходов приняты не были.
В отсутствие федерального регулирования порядка и условий возмещения расходов на осуществление мер социальной поддержки многодетным семьям собственное правовое регулирование данного вопроса субъектом РФ, предполагающее отказ от выплаты, не противоречит федеральному законодательству и не нарушает прав граждан.
Как отразить компенсацию в бюджетном учете?
В соответствии с нормами Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденных Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 N 65н (далее - Указания N 65н), предусмотрено применение подстатей 262 "Пособия по социальной помощи населению" и 263 "Пенсии, пособия, выплачиваемые организациями сектора государственного управления" КОСГУ.
Подстатья 263 КОСГУ предназначена для отражения расходов по социальному обеспечению категорий граждан, ранее занимавших должности в соответствии с законодательством РФ, либо выплаты за особые заслуги перед РФ, кроме выплат по пенсионному, медицинскому и социальному страхованию. Рассматриваемой ситуации это не касается.
Следовательно, расходы на выплату компенсации за приобретение школьной (спортивной) формы необходимо отражать по подстатье 262 "Пособия по социальной помощи населению" КОСГУ (разд. V Указаний N 65н). На данную подстатью КОСГУ относятся расходы по социальному обеспечению населения вне рамок систем государственного пенсионного, социального, медицинского страхования, в том числе на оплату пособий и денежных компенсаций различным категориям граждан.
Пример
Расходы органа местного самоуправления на выплату компенсации за приобретение школьной (спортивной) формы составили 190 000 руб. Финансирование расходов на предоставление компенсации осуществляется за счет средств бюджета муниципального района в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных на данный вид расходов в текущем календарном году.
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Начислена компенсация | КРБ 1 401 20 262 | КРБ 1 302 62 730 | 190 000 |
Перечислена компенсация получателям | КРБ 1 302 62 830 | КРБ 1 304 05 262 | 190 000 |
Отметим, что в соответствии с п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению все виды установленных действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, определенных согласно законодательству РФ). В связи с этим рассматриваемые компенсации НДФЛ не облагаются.
Также сумма компенсации не облагается страховыми взносами во внебюджетные фонды, поскольку она осуществлена не в рамках трудовых отношений либо отношений по гражданско-правовому или авторскому договору (ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования").
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"