Экзамен сдал, без прав остался. Прокуратура судится с наиболее слабой в правовом отношении стороной - гражданином
Л. Воропаев,
юрист
Журнал "Юрист спешит на помощь", N 11, ноябрь 2015 г., с. 30-32.
Полагаю, что с позицией районного суда и прокуратуры, которые пришли к мнению о необходимости аннулирования водительского удостоверения граждан, которые проходили обучение в негосударственных образовательных учреждениях (далее - автошкола), у которых, в свою очередь, действие лицензий по подготовке водителей соответствующей категории прекращено, согласиться нельзя.
В силу ст. 2 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями требований, которые установлены Законом о лицензировании, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Таким образом, данный закон регулирует вопрос предупреждения, выявления и пресечения нарушений юридическим лицом, его должностными лицами, индивидуальным предпринимателями требований нормативных актов. В связи с этим применение его к правоотношениям, возникшим между гражданином и государством, при получении права на управление транспортным средством необоснованно.
Согласно п. 2, 4 ч. 1 ст. 7 Закона о лицензировании должностные лица лицензирующих органов в порядке, установленном законодательством РФ, при осуществлении лицензирования имеют право проводить проверки соискателей лицензий и лицензиатов; применять меры по пресечению административных правонарушений и привлечению виновных в их совершении лиц к административной ответственности в порядке, установленном законодательством РФ.
В ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ установлена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
В силу ст. 1.2 КоАП РФ задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина.
Из сказанного следует, что именно государственный орган, осуществляющий надзор за лицензированием соответствующих учреждений, который и осуществил прекращение действия указанной выше лицензии и не выявил и не пресек нарушение со стороны соответствующей автошколы, не привлек как само юридическое лицо, так и должностных лиц данного учреждения к ответственности, не приостановил деятельность данного образовательного учреждения при подготовке кандидатов в водители соответствующей категории, тем самым не обеспечил защиту прав граждан, которые обратились в данную автошколу за получением образовательных услуг, что привело к получению гражданином документа об образовании в учреждении, лишенном лицензии.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о лицензировании при осуществлении лицензирования должностные лица лицензирующих органов в случае ненадлежащего исполнения своих обязанностей и в случае совершения противоправных действий (бездействия) несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Между тем сведений о том, что прокуратура приняла меры по выявлению и привлечению к ответственности должностных лиц, бездействие которых привело к данным последствиям, не представлено. Напротив, прокуратура изыскала возможность обратиться с исковым заявлением в суд к наиболее слабой (в правовом отношении) в данной ситуации стороне - гражданину, получившему водительское удостоверение, для аннулирования соответствующего права.
Помимо этого, в силу п. 2 Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.10.2014 N 1097 "О допуске к управлению транспортными средствами" (далее - Правила проведения экзаменов), проведение экзаменов, выдача российских национальных и международных водительских удостоверений и обмен иностранных водительских удостоверений осуществляются подразделениями Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ, на которые возложены обязанности по проведению экзаменов, выдаче российских национальных и международных водительских удостоверений и обмену иностранных водительских удостоверений.
Согласно пп. "а" п. 9 Правил проведения экзаменов порядок взаимодействия с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и направления экзаменатора определяется МВД России.
В силу п. 66 Инструкции о порядке организации работы по приему квалификационных экзаменов и выдаче водительских удостоверений в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 20.07.2000 N 782, государственная инспекция ведет учет и должна иметь копии лицензий, выданных в установленном порядке образовательным учреждениям, осуществляющим подготовку и переподготовку водителей транспортных средств на обслуживаемой территории.
Согласно п. 18 Правил проведения экзаменов для сдачи экзамена и выдачи российского национального водительского удостоверения кандидатом в водители представляются заявление и иные документы, в том числе документ, подтверждающий прохождение в установленном порядке соответствующего профессионального обучения по программам профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий.
В соответствии с п. 23 Правил проведения экзаменов основаниями для отказа в допуске к экзаменам, выдаче российского национального и международного водительского удостоверения и обмене иностранного водительского удостоверения являются в том числе представление документов, не соответствующих требованиям законодательства РФ, а также содержащих недостоверную информацию.
В силу п. 22 Правил проведения экзаменов об отказе в допуске к экзаменам, выдаче российского национального и международного водительского удостоверения и обмене иностранного водительского удостоверения должностное лицо подразделения Госавтоинспекции обязано в установленном порядке сообщить заявителю в письменной форме с указанием причин отказа.
Согласно п. 20 Правил проведения экзаменов после рассмотрения представленных документов кандидату в водители назначаются место, дата и время проведения экзаменов.
Из системного анализа данных норм следует, что именно на Госавтоинспекции лежит обязанность по проверке документов, которые подает кандидат в водители, на соответствие их требований действующему законодательству (в том числе на наличие у автошколы действующей лицензии, копия которой должна имеется у ГИБДД) и в случае предоставления документов, противоречащих таковым, Государственная инспекция безопасности дорожного движения обязана отказать в допуске гражданина к сдаче экзаменов, чего сделано не было. Таким образом, кандидат в водители полагал, что предоставленные им документы полностью соответствуют требованиям действующего законодательства.
Помимо этого, судом установлено, что ранее автошколе соответствующая лицензия была выдана, а впоследствии ее действие было прекращено. Напротив, не установлено, а прокуратурой не доказано, что кандидат в водители при заключении соответствующего договора на оказание образовательных услуг не проверил наличие у автошколы соответствующей лицензии, а также, что последний сомневался в том, что получает образование в учреждении, осуществляющим деятельность не в соответствии с законом.
В силу п. 5 ст. 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются. Поэтому можно говорить о том, что гражданин, который получил водительское удостоверение, действовал исключительно добросовестно, в отличие от государственных органов, указанных выше. В связи с этим последствия неправомерных действий (бездействия) государственных органов не могут служить основанием для аннулирования права управления у гражданина, который исключительно добросовестно реализовывал свои права.
Более того, согласно п. 26 Правил проведения экзаменов российские национальные водительские удостоверения выдаются лицам, достигшим установленного ст. 26 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" возраста, имеющим соответствующее медицинское заключение, успешно сдавшим экзамены, предусмотренные п. 9 Правил проведения экзаменов.
В суде не оспаривалось, что гражданин, который обучился в автошколе, успешно прошел экзаменационные испытания, что является ключевым показателем в подтверждении наличия у последнего необходимых навыков и знаний для управления транспортным средством соответствующей категории.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Юрист спешит на помощь"
"Юрист спешит на помощь" - журнал, посвященный защите прав и интересов
граждан. Издается при участии Министерства юстиции Российской Федерации
и Ассоциации юристов России. Периодичность выхода - 1 раз в месяц