Прошу пояснить, как мне следует действовать в следующей ситуации. В результате дарения я получила садовый участок в СНТ и строение на нем. После оформления в собственность участка и строения размером до 38 кв. м и получения двух свидетельств я снесла это строение и построила новый двухэтажный дом общей площадью около 90 кв. м. Это произошло четыре года назад. Теперь я решила оформить строение. Надо ли мне снимать снесенный дом с регистрации? Как мне это осуществить наиболее простым способом и без больших затрат - как временных, так и денежных? Слышала, что существует упрощенный порядок оформления подобных строений.
Н.М. Хромова,
юрист
Журнал "Юрист спешит на помощь", N 12, декабрь 2015 г., с. 48-49.
Упрощенный порядок оформления существует. Он предусмотрен ст. 25.3 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон).
В упрощенном порядке также регистрируется право собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, который создан на земельном участке, предназначенном для такого строительства или для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке). Речь пойдет об индивидуальном жилом садовом или приусадебном доме (дачном доме). Поскольку вы не указали, какой тип вашего дома, предположим, что речь идет о дачном доме.
Для оформления прав на дачный дом, садовый дом, гараж в регистрирующий орган (Росреестр) представляются:
1) заявление;
2) документ об оплате государственной пошлины - квитанция, оплаченная от имени лица, в отношении которого совершается регистрационное действие (подлинник и ксерокопия) (в соответствии с пп. 24 п. 1 ст. 333.33 НК РФ - 350 руб.);
3) документ, удостоверяющий личность;
4) доверенность - в случае обращения по доверенности (подлинник и ксерокопия);
5) правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен объект недвижимого имущества (представление такого документа не требуется, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном законом порядке);
6) декларация об объекте недвижимого имущества - документ, подтверждающий факт создания объекта недвижимого имущества на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке либо факт создания гаража или иного объекта недвижимого имущества (если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством РФ выдача разрешения на строительство) и содержащий описание такого объекта недвижимого имущества. Декларацию гражданин составляет самостоятельно.
Для оформления прав на объект индивидуального жилищного строительства (такими объектами считаются отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи) на государственную регистрацию представляются:
1) заявление;
2) документ об оплате государственной пошлины - квитанция, оплаченная от имени лица, в отношении которого совершается регистрационное действие (подлинник и ксерокопия);
3) документ, удостоверяющий личность;
4) доверенность - в случае обращения по доверенности (подлинник и ксерокопия);
5) правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен объект недвижимого имущества (представление такого документа не требуется, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном законом порядке);
6) документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание.
Документом, который подтверждает факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, или факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, расположенном в границах населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), и содержит описание такого объекта индивидуального жилищного строительства, является разрешение органа местного самоуправления на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию. Разрешение на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию запрашивается органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе местного самоуправления, если заявитель не представил указанные документы самостоятельно. До 1 марта 2018 г. разрешение на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию не запрашивается, и правоустанавливающий документ на земельный участок является единственным основанием для государственной регистрации прав на такой объект индивидуального жилищного строительства.
Документы на госрегистрацию можно представить лично, через многофункциональный центр, в электронной форме или направить по почте (ст. 16 Закона). Следует помнить, что оформление ведется по предварительной записи (наиболее полную информацию уточняйте на сайте Росреестра).
Документы подаются по месту нахождения участка (там, где вы получали свидетельство о государственной регистрации права на землю и предыдущее строение).
Не забудьте снять с регистрационного учета старый дом, который был снесен.
В соответствии с ч. 6 ст. 20 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" с заявлением о снятии с учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости. По смыслу ч. 1.1 ст. 21, пп. 4-6 ч. 1 ст. 22 указанного закона вместе с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости заявитель (представитель) подает следующие документы:
1) акт обследования, подтверждающий прекращение существования объекта недвижимости (при снятии с учета такого объекта недвижимости) в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера;
2) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается представитель заявителя);
3) копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на соответствующий объект недвижимости.
1 декабря 2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Юрист спешит на помощь"
"Юрист спешит на помощь" - журнал, посвященный защите прав и интересов
граждан. Издается при участии Министерства юстиции Российской Федерации
и Ассоциации юристов России. Периодичность выхода - 1 раз в месяц