Пенсионные права можно отстоять в суде
В.П. Кузнецова,
эксперт журнала
"Отдел кадров коммерческой организации"
Журнал "Отдел кадров коммерческой организации", N 12, декабрь 2015 г., с. 52-59.
Как мы с вами знаем, в этом году вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон о страховых пенсиях). Во исполнение отдельных его положений были приняты различные нормативные акты, одним из которых является Постановление Правительства РФ от 18.03.2015 N 249 "Об утверждении правил установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (далее - Правила). Согласно этому нормативному акту выплата повышенной страховой пенсии зависит, в частности, от места регистрации гражданина, получающего такую пенсию. Однако не нарушает ли данное положение гражданские права?
Немного о страховой пенсии
Страховой пенсией является ежемесячная денежная выплата, цель которой - компенсация застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Законом о страховых пенсиях. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств (ст. 3 Закона о страховых пенсиях).
Право на страховую пенсию имеют граждане РФ, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных Законом о страховых пенсиях.
Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, при соблюдении ими определенных условий имеют право на страховую пенсию наравне с гражданами РФ, за исключением некоторых случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ (ч. 3 ст. 4 Закона о страховых пенсиях).
Статьей 6 Закона о страховых пенсиях установлено три вида страховой пенсии:
- по старости;
- по инвалидности;
- по случаю потери кормильца.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величине индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30 (ст. 8 Закона о страховых пенсиях).
К сведению. Страховая пенсия по инвалидности устанавливается независимо от причины инвалидности, продолжительности страхового стажа застрахованного лица, продолжения инвалидом трудовой и (или) иной деятельности и от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы.
Лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и инвалидности. Аналогичное правило действует в отношении лиц, работавших не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, однако для них необходим страховой стаж большей продолжительности: для женщин - не менее 20 лет, для мужчин - не менее 25 лет (ч. 4, 5 ст. 17 Закона о страховых пенсиях).
Претензии "северян" к пенсионному законодательству
Верховный суд 07.10.2015 рассматривал дело по заявлению М. об оспаривании положений нормативных актов. Гражданка М. является получателем пенсии по старости и имеет право на повышенную фиксированную выплату за работу на Крайнем Севере. Проживает она в городе Петропавловск-Камчатский, где не имеет собственного жилья и не может зарегистрироваться, чтобы получать повышенную пенсию.
Согласно п. 5, 7, 10, 11 Правил выплата повышенной фиксированной выплаты к пенсии по старости ставится в зависимость от регистрации по месту жительства. По мнению М., данные пункты нарушают ч. 2 ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее - Закон о праве на свободу передвижения). Соответственно она обратилась в ВС РФ с административным исковым заявлением о признании недействующими названных положений Правил.
К сведению. Напомним, что с 15.09.2015 введен в действие Кодекс административного судопроизводства, которым урегулирован порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении ВС РФ, судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
Интересы Правительства РФ, принявшего Правила, в судебном заседании представлял Минтруд, представители которого возражали против удовлетворения заявленных требований. Они пояснили, что наличие регистрации по месту пребывания или по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях является необходимым условием для назначения повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии с применением районного коэффициента. Оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы уполномоченным органом государственной власти и не нарушают прав заявителя.
Нормы правил о повышении пенсии
Согласно п. 5 Правил установление повышения фиксированной выплаты и дополнительное увеличение повышения фиксированной выплаты осуществляется территориальным органом ПФР по месту жительства (пребывания) на Крайнем Севере гражданина РФ либо по месту жительства на Крайнем Севере иностранного гражданина или лица без гражданства, обратившихся с заявлением об установлении страховой пенсии (назначении страховой пенсии, перерасчете ее размера, переводе с одного вида пенсии на другой).
При этом регистрация по месту жительства подтверждается в отношении гражданина РФ соответствующей отметкой в паспорте либо свидетельством о регистрации по месту жительства (для лица, не достигшего 14-летнего возраста), а в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства отметкой в виде на жительство.
Если гражданин зарегистрирован по месту пребывания, то подтверждением этого факта является свидетельство о регистрации по месту пребывания.
На основании п. 7 Правил при переезде гражданина РФ на новое место жительства (пребывания) либо иностранного гражданина или лица без гражданства на новое место жительства на Крайнем Севере, где установлен иной районный коэффициент, повышение фиксированной выплаты и дополнительное увеличение повышения фиксированной выплаты производятся с учетом размера районного коэффициента по новому месту жительства (пребывания).
Когда гражданин переезжает на новое место жительства на Крайнем Севере, где установлен более низкий районный коэффициент, либо вовсе выезжает за пределы названных районов, повышение фиксированной выплаты пересчитывается в сторону уменьшения.
В соответствии с п. 10 Правил обстоятельства, влекущие перерасчет повышения фиксированной выплаты, таковы:
- снятие гражданина РФ с регистрационного учета по месту жительства (пребывания) на Крайнем Севере либо снятие иностранного гражданина или лица без гражданства с регистрации по месту жительства на Крайнем Севере;
- истечение срока регистрации гражданина РФ по месту пребывания на Крайнем Севере;
- постановка гражданина РФ на регистрационный учет по месту жительства (пребывания) либо регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства на Крайнем Севере, где установлен более низкий районный коэффициент, либо за пределами Крайнего Севера;
- подача в территориальный орган ПФР заявления о запросе выплатного (пенсионного) дела при переезде на новое место жительства (пребывания) на Крайнем Севере при переезде на новое место жительства на Крайнем Севере, где установлен более низкий районный коэффициент, либо за пределами Крайнего Севера;
- подача в территориальный орган ПФР заявления о переезде на новое место жительства (пребывания) на Крайнем Севере, где установлен более низкий районный коэффициент, либо за пределами Крайнего Севера;
- несоблюдение пенсионером установленного ч. 19 ст. 21 Закона о страховых пенсиях требования о ежегодном подтверждении факта регистрации по месту получения страховой пенсии на Крайнем Севере.
Пунктом 11 Правил определено, что снятие гражданина РФ с регистрационного учета по месту жительства (пребывания) на Крайнем Севере либо истечение срока регистрации гражданина РФ по месту пребывания на Крайнем Севере подтверждаются сведениями, предоставляемыми ПФР (его территориальным органам) ФМС (ее территориальными органами) в рамках межведомственного информационного взаимодействия, либо документами, представленными лицом в территориальный орган ПФР по собственной инициативе.
Изучив названные пункты, действительно можно сделать вывод, что если гражданин зарегистрирован или временно пребывает на территории районов Крайнего Севера или в приравненных к ним местностях, то повышение фиксированной выплаты ему полагается. Если же он переезжает в местности, где не применяются районные коэффициенты, размер выплаты снижается.
Нормы Закона о страховых пенсиях для "северян"
В соответствии с ч. 9 ст. 17 Закона о страховых пенсиях лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии производится в сумме, равной увеличению фиксированной выплаты к страховой пенсии, увеличенной на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством РФ в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных лиц в этих районах (местностях).
К сведению. На основании ч. 1 и 2 ст. 16 Закона о страховых пенсиях фиксированная выплата к страховой пенсии по старости или инвалидности устанавливается в сумме 3935 руб. в месяц. При этом фиксированная выплата к страховой пенсии по инвалидности инвалидам III группы, а также по случаю потери кормильца составляет 50% названной суммы.
Согласно ч. 11 ст. 17 Закона о страховых пенсиях порядок установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии определяется Правительством РФ. Во исполнение данного предписания Правительство РФ утвердило Правила.
Что решил суд?
Рассматривая заявление М., ВС РФ установил, что Правила определяют порядок установления и выплаты лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, повышения фиксированных выплат к страховой пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, а также дополнительного увеличения повышений фиксированной выплаты к указанным страховым пенсиям, предусмотренных ч. 9 и 10 ст. 17 Закона о страховых пенсиях.
Лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии устанавливается в сумме, равной 50% суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, а лицам, проработавшим не менее 20 календарных лет в приравненных к районам Крайнего Севера местностях и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, - в сумме, равной 30% суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии (ч. 4, 5 ст. 17 Закона о страховых пенсиях).
Обратите внимание! Право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии предоставляется независимо от места жительства застрахованного лица (ч. 12 ст. 17 Закона о страховых пенсиях).
Лицам из числа проживающих в районах Крайнего Севера либо приравненных к ним местностях, имеющим право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии, предоставляется право выбора варианта установления указанного повышения: либо в повышенном размере, предусмотренном ч. 4 и 5 ст. 17 Закона о страховых пенсиях, либо с применением районного коэффициента в соответствии с ч. 9 ст. 17 указанного закона.
Если гражданин выбирает последний вариант, повышение фиксированной выплаты к пенсии устанавливается с учетом районного коэффициента, определенного Правительством РФ, в зависимости от района (местности) проживания.
Право на повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии на районный коэффициент, соответствующий месту проживания (пребывания) получателя пенсии, обусловлено исключительно фактом проживания (пребывания) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и предусмотрено Законом о страховых пенсиях. Согласно ч. 10 ст. 17 названного закона изменение повышения выплаты к страховой пенсии связывается с изменением районного коэффициента места проживания (пребывания) пенсионера. Это нашло свое отражение в п. 7, 10, 11 Правил, также предусматривающих, что изменение места жительства (пребывания) пенсионера влечет соответствующие изменения повышения фиксированной выплаты и перерасчет пенсии.
К сведению. Требование п. 5, 7, 10, 11 Правил о подтверждении места жительства и пребывания соответствующей регистрацией установлено в целях применения ч. 9 ст. 17 Закона о страховых пенсиях и исключения случаев необоснованного предоставления пенсионной льготы, поскольку положения указанной нормы распространяются исключительно на лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Оспариваемые пункты Правил, предусматривающие, что изменение места жительства (пребывания) пенсионера влечет изменение повышения фиксированной выплаты и перерасчет пенсии, соответствуют требованию ч. 10 ст. 17 Закона о страховых пенсиях, согласно которой изменение повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии связывается с изменением районного коэффициента места проживания (пребывания) пенсионера. Документы, подтверждающие место жительства (пребывания) в определенном районе Крайнего Севера или приравненной к таким районам местности, служат основанием для определения конкретного коэффициента, на который необходимо увеличить обычный размер фиксированной выплаты к страховой пенсии, поскольку размеры районных коэффициентов в зависимости от района различаются.
Таким образом, документальное подтверждение факта проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, которым в силу ст. 3 Закона о праве на свободу передвижения является регистрация по месту жительства либо пребывания, - необходимое условие повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии с применением районного коэффициента. Вместе с тем при невозможности документально подтвердить факт проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях ввиду отсутствия соответствующей регистрации по месту жительства либо пребывания пенсионер лишен права, даже при наличии иных доказательств, на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии.
По мнению ВС РФ, в силу Закона о праве на свободу передвижения регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов РФ. Следовательно, заявление М. подлежит удовлетворению.
Решением от 07.10.2015 N АКПИ15-859 ВС РФ признал недействующими п. 5, 7, 10, 11 Правил в той мере, в которой отсутствие регистрации по месту жительства или по месту пребывания у лица, проживающего в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, ограничивает право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Подведем итог
Как показывает практика, Закон о страховых пенсиях и нормативные акты, принятые во исполнение него, недостаточно проработаны. Как мы видим, не прошло и года, а суд уже признает отдельные их положения нарушающими права граждан. Надеемся, что уполномоченные на издание правовых актов органы будут более основательно подходить к разработке таковых, а инициативные граждане - следить за их работой и в случае чего обращаться в компетентные органы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"