Оспаривание актов налоговых органов
С. Топлакалцян,
младший юрисконсульт,
ООО "Центр правового обслуживания",
г. Москва
Газета "эж-ЮРИСТ", N 49, декабрь 2015 г.
Проектом федерального закона N 892365-6 предусматривается обязанность физических и юридических лиц оплачивать государственную пошлину при обжаловании акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами.
Размер госпошлины для физических лиц составит 300 руб., для юридических лиц - 4500 руб. Следует отметить, что размер госпошлины при подаче заявления об оспаривании актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, идентичен размеру госпошлин, уплачиваемых при подаче искового заявления об оспаривании нормативных правовых актов, что исключает необходимость заявителю, не имеющему правовых знаний, устанавливать принадлежность акта к нормативным актам или актам, содержащим разъяснения законодательства и обладающим нормативными свойствами.
Введение законодателем положения, устанавливающего необходимость уплаты государственной пошлины при подаче заявления об оспаривании актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, представляется логичным. Так, отсутствие данной нормы права могло породить споры в суде. Дела об оспаривании акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами федеральных органов государственной власти, рассматриваются ВС РФ в качестве суда первой инстанции. Дела об оспаривании актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований, рассматриваются верховными судами республик, краевыми, областными судами, судами городов федерального значения, судами автономных областей и судами автономных округов.
Обязанность по доказыванию соответствия положений оспариваемого акта действительному смыслу разъясняемых им нормативных положений лежит на органе или должностном лице, принявших акт, обладающий нормативными свойствами.
Какие акты федеральных органов исполнительной власти подпадают под понятие актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами? В проекте федерального закона "О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (в части установления порядка судебного рассмотрения дел об оспаривании отдельных актов)" N 892355-6 (п. "б" ст. 1) определены признаки акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами: неоднократное применение общеобязательного предписания в отношении неопределенного круга лиц.
Следует разграничивать понятия ненормативного акта и акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами. Ненормативный акт - документ, вынесенный в отношении конкретного субъекта, который исчерпывается однократным исполнением. К примеру, в налоговых правоотношениях к актам ненормативного характера (ненормативным актам) относятся: решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, решение об отказе в возмещении НДС.
Порядок их обжалования предусмотрен главой 19 ч. 1 НК РФ. В частности, обжалование ненормативных актов в отличие от актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, может быть осуществлено как в досудебном порядке, так и в судебном.
Более того, с января 2014 года налоговые споры, связанные с обжалованием ненормативных актов налоговых органов, подлежат сначала урегулированию в административном (досудебном) порядке, только потом можно обращаться в суд. Это правило является императивным и не подлежит изменению.
Таким образом, с внесением изменений в КАС РФ у налогоплательщиков появится два пути оспаривания и признания недействующими ненормативных актов. Если акт является ненормативным, то действовать необходимо согласно порядку, установленному главой 19 НК РФ. Если же акт является ненормативным, но содержит разъяснения законодательства и обладает нормативными свойствами, то надо придерживаться порядка, который предусмотрен КАС РФ.
Следовательно, с внесением изменений у налогоплательщиков появится возможность оспаривать и признавать недействующими письма Министерства финансов РФ и Федеральной налоговой службы РФ, содержащие общеобязательные нормы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "эж-ЮРИСТ"
Издание: Российская правовая газета "эж-ЮРИСТ"
Учредитель: ЗАО ИД "Экономическая газета"
Подписные индексы:
41019 - для индивидуальных подписчиков
41020 - для предприятий и организаций
Адрес редакции: 127994, ГСП-4, г. Москва, Бумажный проезд, д. 14
Телефоны редакции: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Телефоны/факс: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Информация о подписке: (095) 152-0330
E-mail: lawyer@ekonomika.ru
Internet: www.akdi.ru