Индивидуализация как закономерность развития современного российского законодательства*(1)
Н.А. Власенко,
доктор юридических наук, профессор,
заведующий отделом теории законодательства
Института законодательства и сравнительного правоведения
при Правительстве Российской Федерации
Журнал "Журнал российского права", N 12, декабрь 2015 г., с. 11-17.
Современное право многофункционально. Его регулятивное свойство - адекватная и все более востребованная составляющая усложняющегося мира, новых тенденций человеческой практики, обостряющихся социальных, экономических, международных и межнациональных отношений. Подчеркнем: остро востребованными главным образом становятся общенормативное свойство права, индивидуальное правовое регулирование, нормативно-индивидуальные, нормативно-ценностные комплексы и др. Расширяется роль нормативных правовых актов, в том числе законов, которые теперь не только средство регламентирования важнейших в жизни человека непосредственных прав и гарантий, но и инструмент государственного управления и контроля. В связи с этим уходит на второй план роль правительственных и ведомственных правовых актов. Тенденция централизации правовых начал, несомненно, в праворегулировании прогрессирует, в том числе на муниципальном уровне. Прогноз относительно так называемого мягкого права, которому еще недавно прочили перспективу в регулировании не только международных, но и внутринациональных отношений, вряд ли сбудется.
Отечественная юридическая наука, безусловно, отстает в осмыслении новых тенденций и явлений правовой действительности. Не станем винить в этом научное сообщество, как это иногда случается. Общеизвестно, что гуманитарные науки консервативны, особенно об обществе, к которым принадлежит и правоведение. Общество, его движение часто динамичны, скачкообразны и способны к неожиданным поворотам. События в Европе, на Африканском континенте - тому пример. Рано или поздно как юридическая наука, так и другие социальные науки будут видеть и исследовать изменения в праве, востребованность социальной практикой его свойств, новые векторы его динамики.
Задача настоящего исследования - на основе современной законопроектной практики попытаться осмыслить новые тенденции в развитии современного российского законодательства.
Проблемы индивидуального правового регулирования, его соотношения с нормативным для юридической науки не новы (Ф.Н. Фаткуллин, Т.Я. Хабриева, А.Ф. Черданцев, Ю.А. Тихомиров, А.Ф. Ноздрачев, И.А. Минникес, Ю.А. Решетов, Т.В. Кашанина, В.В. Ершов и др.). Мнения ученых в части понимания индивидуального правового регулирования в основном сводятся к следующему. Индивидуальное правовое регулирование есть логическое продолжение нормативного, средство достижения определенности права, определенности относительно субъектов права. Здесь и блага, которые предоставляют право и ответственность, и многое другое, что мы относим к результату праворегулирования. Первостепенную роль, несомненно, играют судебные решения, административные акты и другие средства достижения правовой определенности. В русле такого плана рассуждений многие авторы говорят о феномене саморегуляции в праве, что следует поддержать. Данный подход позволяет оттенить такое качество права, как его способность достигать определенности при конкретизации прав и обязанностей посредством договоров и других юридических средств.
Проблема индивидуального правового регулирования продолжает исследоваться. Интересные суждения в этом плане высказаны И.А. Минникесом. Автор справедливо указывает на тенденции индивидуализации в праворегулировании в связи с такими критериями, как возрастной, психологический и др.*(2) В.В. Ершов также ставит вопрос о необходимости расширить диапазон осмысления индивидуального регулирования, что очевидно*(3). Однако предложенный автором подход рассматривать правовое и индивидуальное регулирование общественных отношений как парные категории вряд ли продуктивен. Заметим, что сама постановка вопроса о категориях в правоведении спорна и нуждается в обосновании, тем более когда речь идет об обосновании такого плана категорий. Парные категории (движение и покой, качество и количество, причина и следствие, необходимое и случайное, содержание и форма и т.д.) предполагают некую обособленность каждой, взаимоисключаемость их содержания, "отталкивание" содержимого*(4). Нормативное и индивидуальное регулирование лежат в однородной плоскости - области регулирования, т.е. их природа и состоит в опосредовании общественных отношений. Более того, у них одна задача и, что более важно, это средства одного механизма, который мы называем праворегулированием. В.В. Ершов, кроме того, пишет о парности не нормативного, а правового и индивидуального регулирования. Полагаем, что правовое регулирование охватывает и нормативное, и индивидуальное. Комментарии здесь излишни.
Какое отношение имеет сказанное к рассматриваемой проблеме? Во-первых, важен вывод ученых о том, что индивидуализация в праве - явление достаточно широкое и далеко не сводящееся к правоприменительному акту. Во-вторых, современное понимание индивидуализации в праве дает нам основание рассматривать это свойство и относительно системы законодательства. Однако система законодательства не существует вне системы права. Изменения в системе законодательства неизбежно влекут изменения в системе права.
Не исключаем, что тенденции, о которых пойдет речь, можно назвать и фрагментацией. И наверное, термин "фрагментация" здесь тоже уместен, по крайней мере как уточняющий синоним. Несомненно, это нужно обсуждать, как и соотношение фрагментации в законодательстве с явлением правовой конкретизации, данные явления пересекаются.
Анализ законодательной практики показывает, что в настоящее время наметились следующие тенденции индивидуализации в ее развитии.
1. Появление ряда организующих (управленческих) законов, задача которых - упорядочить, оптимизировать проведение того или иного политического, спортивного, социального или иного мероприятия. К их числу можно отнести:
Федеральный закон от 8 мая 2009 г. N 93-ФЗ "Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран - участников форума "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество" в 2012 году, о развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 108-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В этом же плане можно рассматривать и Федеральный закон от 20 апреля 2015 г. N 88-ФЗ "О единовременной выплате за счет средств материнского (семейного) капитала" и др.
В статье 1 указанного Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 310-ФЗ сказано следующее: "Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи... и развитием города Сочи как горноклиматического курорта". Аналогичная формулировка содержится и в ст. 1 названного Федерального закона от 7 июня 2013 г. N 108-ФЗ. По структуре и содержанию законы схожи, как, впрочем, и их предшественники, а именно упомянутый Федеральный закон от 8 мая 2009 г. N 93-ФЗ.
2. Еще одна тенденция, по сути, "взрывающая" сложившиеся и действующие пласты нормативной правовой регуляции, - появление законов, придающих особый статус отдельным территориям. Условно эти законы можно назвать территориальными. Почему "взрывающие"? Эти документы по-иному решают целый комплекс вопросов, так или иначе связанных с земельным, административным, гражданским, финансовым, таможенным и иным законодательством. К таким законам следует отнести, например:
Федеральный закон от 28 сентября 2010 г. N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково";
Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 212-ФЗ "О свободном порте Владивосток";
Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". В данном случае речь идет о так называемой Новой Москве. В этом русле принят и ряд законов о Республике Крым. В настоящее время инициируются проекты федеральных законов об особом статусе Новосибирска и других городов России.
В статье 1 названного Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 43-ФЗ сказано, что его положения применяются к отношениям, возникающим при подготовке и утверждении документации по планировке территории, резервировании земель, изъятии земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества, предоставлении земельных участков, установлении сервитутов для размещения на присоединенных территориях объектов федерального значения и объектов регионального значения. Все это, как следует из содержания статьи, необходимо в целях реализации государственных задач в области развития соответствующих инфраструктур на данной территории. Как видно, Закон носит организующе-комплексный характер, и лишь с долей условности его можно отнести к группе территориальных. Иначе говоря, здесь территорию как критерий следует понимать достаточно широко.
3. К так называемым территориальным законам примыкают и законы статутные. Речь идет о тенденции развития федерального законодательства - закреплении собственного, скажем, хозяйственного статуса.
Безусловно, это нередко пересекается и с административно-территориальным делением, земельными отношениями и т.д. Это говорит о необходимости анализировать данную закономерность как связанную с рассмотренной выше. В качестве примера сошлемся на Федеральный закон "Об инновационном центре "Сколково", в ст. 1 которого сказано: "Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при реализации проекта создания и обеспечения функционирования территориально обособленного комплекса (инновационного центра "Сколково") и обеспечении жизнедеятельности на его территории". Спустя четыре года был принят аналогичный по характеру Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 326-ФЗ "О Национальном исследовательском центре "Институт имени Н.Е. Жуковского". В настоящее время в действующем законодательстве таких законов около семи. Однако желающих иметь "собственный" закон о своем ведомстве (организации) не уменьшается. Здесь, несомненно, проскальзывают ведомственные интересы. В качестве примера можно сослаться на проект закона "Об органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ"*(5). Идею упорядочения и придания системности законодательству по контролю за оборотом наркотиков следует поддержать. Между тем в заключении Института законодательства и сравнительного правоведения (далее - Институт) справедливо указано, что в законопроекте предпринята попытка одновременно урегулировать и правовое положение органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и основы правового статуса сотрудников названных органов. Однако следует учитывать, что правовой статус сотрудников хотя и тесно связан с правовым положением органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, тем не менее не совпадает с ним по содержанию.
В настоящее время практика правового регулирования исходит из того, что правовое положение государственных органов и правовой статус государственных служащих регламентируются различными правовыми актами. Например, федеральными законами от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции", от 30 ноября 2011 г. N 342 "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации", от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "О Федеральной службе безопасности".
Кроме того, для полноценной правовой регламентации служебных отношений в данном ведомстве необходимо четко определить, к какому виду государственной службы будет относиться данная государственная служба. Этого в представленной редакции указанного выше законопроекта не сделано*(6).
Однако это достаточно мягкий вывод. Если говорить более строго, то очевидно следующее. В законопроекте содержится 126 статей и лишь 25 из них (и достаточно скромных по объему), объединенных в гл. 3, посвящены принципам и полномочиям органов наркоконтроля, а остальные 15 глав - правовым основам службы в указанном ведомстве. Здесь и присвоение званий, и поощрения, и виды отпусков, и др.
Очевидно, что тенденция принятия так называемых статутных законов имеет под собой основания. Несомненно, государство вправе по собственному усмотрению индивидуализировать полномочия какого-либо хозяйствующего субъекта или организации. Это необходимо с экономической, военно-стратегической, социально-культурной точек зрения. Между тем в этом случае неизбежно вторжение в налогообложение, государственную службу и др. Как следствие, ценность законодательства в этих сферах начинает снижаться; более того, такого плана конкретизация, несомненно, повлияет на общенормативную ценность права, т. е. она начнет девальвироваться.
4. Достаточно устойчивой можно назвать тенденцию принятия законов в сфере отдельных видов человеческой деятельности. Представляется, что современная традиция принятия законов по производству особо важных для общества предметов, прежде всего продуктов питания, началась с момента принятия Закона РФ от 14 мая 1993 г. N 4973-I "О зерне". Очевидно, что зерно - национальное достояние Российской Федерации, фактор устойчивости ее экономики (ст. 1). В продолжение его разработан законопроект "О зерновых товарных складах общего пользования"*(7). Цель документа - обеспечить условия для развития рынка услуг по хранению зерна, защитить права и интересы физических и юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную деятельность в данной отрасли (ст. 1). Институт поддержал законопроект, хотя при этом возникла мысль: а почему бы эти вопросы не решить принятием постановления Правительства РФ? Однако специалисты в обоснование своей позиции ссылаются на практику других государств, и быть может, с этим стоит согласиться. Хотя этот аргумент также малоубедителен.
Пример Закона РФ о зерне не остался незамеченным. Повторно в Институт поступил проект федерального закона "О развитии виноградарства и виноделия в Российской Федерации"*(8), обсуждается и дорабатывается законопроект "О пчеловодстве"*(9). В части законодательных предложений эту тему можно продолжить.
Тенденции индивидуализации (фрагментации, персонификации) набирают определенную динамику. Исследователи должны это учитывать при изучении структуры законодательства. Рамки традиционных исследований данной проблематики, заложенные еще в середине прошлого столетия, должны уступать иным оценкам. И чем раньше отечественная юридическая наука обратит на это внимание, тем лучше и для практических рекомендаций, и для показателей науки права.
Объективной оценки требуют управленческие механизмы, их динамика. Правительственные и ведомственные нормативные акты начинают уступать дорогу законам. В связи с этим характеристика закона как документа, главным образом обеспечивающего права граждан, их свободы и гарантии, расширяется. Так называемое управленческое законодательство динамично и стабильно, что свидетельствует о слиянии законодательной (представительной) и исполнительной властей. Принцип разделения властей в этом плане, мягко скажем, корректируется и отодвигается на второй план, уступая место объективной тенденции централизации государственной власти. Возможно, это характерно для определенного исторического периода, в котором мы сейчас проживаем. Будущее покажет.
Возникает и проблема традиционного понимания такой принципиальной ценности права, как нормативный правовой акт. Насколько имманентны данному виду правовых документов управленческие правила? Это требует дополнительных исследований. В связи с этим следует видеть и негативные моменты, касающиеся злоупотребления правом. Речь идет о соблазне создания "местечковых" регуляторов. Кроме того, растет объем законодательного массива. В настоящее время необходима реальная систематизация законодательства - плановая и научно обоснованная. По большому счету данной проблемой пока не занимались ни исследователи, ни законодательные органы. Соответственно, возникает и другой вопрос: все ли управленческие проблемы нужно решать посредством такого сложного и затратного механизма, как законодательный процесс? Например, в сфере судебных присутствий действует около 33 федеральных законов, в области определения участков недр, предоставляемых на условиях соглашения о разделе продукции, - 17 федеральных законов. Быть может, какие-то уже в принципе технически отработанные правовые механизмы перенести в русло правительственного нормотворчества? Все это пригодится в обсуждении и принятии политических и юридически выверенных решений.
Видимо, и отраслевое законодательство должно быть более гибким, требуются механизмы, обеспечивающие принятие оперативных решений в сфере, например, предоставления земельных участков. Возможно, тогда Министерству экономического развития РФ не пришлось бы разрабатывать проект федерального закона об особенностях предоставления земельных участков в Дальневосточном федеральном округе*(10).
Сказанное выше отнюдь не говорит в пользу того, что настала пора все управленческие вопросы решать посредством законодательного механизма. Вряд ли есть необходимость в законопроекте о продаже вина в пунктах общественного питания санаториев*(11), в законопроекте о запрете пальмового масла*(12) и др. Скорее, это уровень правительственного нормотворчества. Иначе говоря, к складывающимся тенденциям нужно относиться осторожно и, что называется, не навредить. Поставленные нами проблемы, несомненно, требуют дальнейшего обсуждения и более глубоких исследований.
Библиографический список
Демидова А. и др. Закон о поправке здоровья // Ведомости. 2015. 19 авг.
Ершов В.В. Правовое и индивидуальное регулирование общественных отношений как парные категории // Российский судья. 2013. N 2.
Минникес И.А. Элементы индивидуального правового регулирования в гражданском процессуальном праве.
Минникес И.А. Элементы индивидуального правового регулирования в семейном праве.
Мухина М. До последней капли масла // Российская газета. 2015. 19 окт.
Нехайчук Ю. Гектары для масс // Ведомости. 2015. 12 нояб.
Шентулин А.П. Категории диалектики. М., 1971.
------------------------------------------------------------------------
*(1) В основе статьи - тезисы доклада автора на Ученом совете Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ 28 октября 2015 г.
*(2) См.: Минникес И.А. Элементы индивидуального правового регулирования в семейном праве. Минникес И.А. Элементы индивидуального правового регулирования в гражданском процессуальном праве.
*(3) См.: Ершов В.В. Правовое и индивидуальное регулирование общественных отношений как парные категории // Российский судья. 2013. N 2. С. 5.
*(4) См.: Шентулин А.П. Категории диалектики. М., 1971. С. 153-203.
*(5) Подготовлен Федеральной службой РФ по контролю за оборотом наркотиков (N П4-41686).
*(6) См. Заключение на проект федерального закона "Об органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ" от 31 августа 2015 г. N 01-15/564.
*(7) Проект федерального закона "О зерновых товарных складах общего пользования" (подготовлен Минсельхозом России), вх. 2659 от 14 августа 2015 г.
*(8) Проект федерального закона "О развитии виноградарства и виноделия в Российской Федерации", N ДМ-П11-44пр от 27 мая 2014 г.
*(9) Проект федерального закона N 869166-6 "О пчеловодстве" (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 25 августа 2015 г.), N П-11-34332 от 15 июля 2014 г.
*(10) Проект федерального закона N 930602-6 "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков в Дальневосточном федеральном округе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 26 августа 2015 г. N 23276-ПК/Д234. Подробнее см.: Нехайчук Ю. Гектары для масс // Ведомости. 2015. 12 нояб.
*(11) См.: Демидова А. и др. Закон о поправке здоровья // Ведомости. 2015. 19 авг.
*(12) См.: Мухина М. До последней капли масла // Российская газета. 2015. 19 окт.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Власенко Н.А. Индивидуализация как закономерность развития современного российского законодательства
Vlasenko N.A. Individual Approach as a Trend in the Development of the Russian Legislation
Анализируются современные тенденции развития отечественного законодательства. Автор считает, что сложившиеся в 30-50-х гг. прошлого столетия традиции по исследованию системы законодательства не отвечают имеющей место в этой сфере правовой системы реальности. Важнейшей тенденцией современной динамики законодательства является индивидуализация правовых сфер регулирования. Речь идет о появлении такой разновидности законов, как организующие (управленческие), где прописываются условия и порядок проведения политических, социальных и иных мероприятий (Олимпиады, чемпионата мира по футболу и др.). Другая тенденция - это появление статутных законов, закрепляющих особое положение предприятия, организации, ведомства. Автор полагает, что не все законопроекты такого плана отвечают объективной необходимости. Анализируются и другие закономерности законодательной индивидуализации. Делается вывод, что тенденции индивидуализации (фрагментации) набирают силу и это необходимо учитывать при исследовании структуры законодательства, а также выработке концепции его развития.
The article examines modern trends in the development of domestic legislation. The author believes that the research traditions of the 1930-1950s do not any longer correspond to the realities of the legal system of today. The most important trend in modern dynamics of law is the individualization of the legal scope of regulation. Today we witness the creation of new types of laws - management, organization - to provide for the terms and conditions for social, political and other various types of events (Olympic Games, football World Cup, etc.). Also we witness the emergence of statutory laws which are created to lay down special status for various enterprises, organizations, agencies. The author believes that not all of those draft laws are of objective necessity. Examples are many. Other rules ofindividualization are subject to analysis. In general, it is concluded that the trend of individualization (fragmentation) is gaining momentum, and this is to be taken into account when we study the structure of the legislation and the structure of law.
Ключевые слова: нормативное правовое регулирование, индивидуальное правовое регулирование, законодательство, система законодательства, кризис права.
Keywords: legal regulation, individual legal regulation, legislation, system of legislation, the crisis of law.
Индивидуализация как закономерность развития современного российского законодательства
Автор
Н.А. Власенко - доктор юридических наук, профессор, заведующий отделом теории законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации
"Журнал российского права", 2015, N 12