Изменения, внесенные в требования к плану финансово-хозяйственной
деятельности
И. Зернова,
эксперт журнала "Учреждения физической культуры и спорта:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение", N 12, декабрь 2015 г., с. 57-64.
С 23.10.2015 вступили в силу изменения *(1), внесенные в Требования к плану финансово-хозяйственной деятельности*(2) (далее - Требования). Учреждения обязаны применять данные изменения при формировании Плана финансово-хозяйственной деятельности (далее - План) начиная с Плана на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов. Кроме того, приказом, внесшим поправки, предусмотрено, что учредители могут установить требование о составлении Плана с учетом изменений начиная с Плана на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов. В связи с этим предлагаем ознакомиться с основными изменениями.
Прежде всего следует обратить внимание на то, что внесенными в Требования изменениями уточняется: План нужно составлять по кассовому методу в рублях с точностью до двух знаков после запятой.
Рассмотрим изменения, внесенные в заголовочную и содержательную части Плана.
Изменения в заголовочной части Плана
В заголовочной части Плана изменений мало. Они подразумевают, что среди дополнительных реквизитов надо будет указывать код по реестру участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса.
Изменения в содержательной части Плана
Изменения содержательной стороны Плана произошли в текстовой и табличной частях.
В текстовой части изменения носят уточняющий характер. Так, среди показателей текстовой части нужно отражать перечень услуг (работ), относящихся в соответствии с уставом (положением подразделения) к основным видам деятельности учреждения (подразделения), предоставление которых для физических и юридических лиц осуществляется в том числе за плату. То есть в названный перечень включаются услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности, оказываемые (выполняемые) в рамках и госзадания, и приносящей доход деятельности. В прежней редакции Требований предусмотрено включение в перечень только платных услуг.
Значительные изменения произошли в табличной части Плана. С их учетом она состоит теперь из следующих таблиц:
- таблица 1 "Показатели финансового состояния учреждения (подразделения)", включающая сведения о нефинансовых и финансовых активах, обязательствах, принятых на последнюю отчетную дату, предшествующую дате составления Плана;
- таблица 2 "Показатели по поступлениям и выплатам учреждения (подразделения)";
- таблица 2.1 "Показатели выплат по расходам на закупку товаров, работ, услуг учреждения (подразделения)";
- таблица 3 "Сведения о средствах, поступающих во временное распоряжение учреждения (подразделения)";
- таблица 4 "Справочная информация".
Кроме того, предусмотрено, что в табличной части Плана может отражаться другая информация по решению органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, с соблюдением структуры (в том числе строк и граф) табличной части и дополнением (при необходимости) иными строками и графами.
Разберем порядок заполнения указанных таблиц подробнее.
Таблица 1. Эта таблица заполнялась учреждениями и ранее. Однако перечень показателей согласно изменениям детализирован:
1. Из финансовых активов (всего) ранее выделялись дебиторские задолженности по доходам и расходам. С учетом обновлений кроме дебиторской задолженности учреждениям нужно будет указывать:
а) денежные средства учреждений (всего), в том числе:
- на счетах;
- на депозитах в кредитной организации;
б) иные финансовые инструменты.
2. Из обязательств (всего) ранее выделялась просроченная кредиторская задолженность. После внесения изменений учреждениям следует указывать еще долговые обязательства и общую сумму кредиторской задолженности.
Таблица 2. Показатели по поступлениям и выплатам ранее отражались учреждениями по лицевым счетам, открытым в органах, осуществляющих кассовое обслуживание, и по счетам, открытым в кредитных организациях.
С учетом внесенных изменений показатели Плана по поступлениям и выплатам формируются учреждением (подразделением) в разрезе:
- субсидий на выполнение государственного задания;
- целевых субсидий;
- субсидий на осуществление капитальных вложений;
- средств обязательного медицинского страхования;
- поступлений от оказания услуг (выполнения работ) на платной основе и от иной приносящей доход деятельности (всего), в том числе грантов.
В этой таблице из всех поступлений от доходов учреждениям предстоит выделять:
- доходы от собственности (код строки 110):
- доходы от оказания услуг, выполнения работ (код строки 120);
- доходы от штрафов, пеней, других сумм принудительного изъятия (код строки 130);
- безвозмездные поступления от наднациональных организаций, правительств иностранных государств, международных финансовых организаций (код строки 140);
- иные субсидии, предоставленные из бюджета (код строки 150);
- прочие доходы (код строки 160);
- доходы от операций с активами (код строки 180).
Из всех выплат по расходам следует выделить:
а) выплаты персоналу (всего), из них - оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда (код строки 211);
б) социальные и иные выплаты населению, всего (код строки 220), из них - уплату налогов, сборов и других платежей (всего), из них - безвозмездные перечисления организациям (коды строк 230, 240);
в) прочие расходы (кроме расходов на закупку товаров, работ, услуг) (код строки 250);
г) расходы на закупку товаров, работ, услуг (всего) (код строки 260).
Из всех поступлений финансовых активов необходимо выделять (код строки 300):
- увеличение остатков средств (код строки 310);
- прочие поступления (код строки 320).
Из всех выбытий финансовых активов выделяются (код строки 400):
- уменьшение остатков средств (код строки 410);
- прочие выбытия (код строки 420).
В строках 500 и 600 указываются остатки средств на начало и конец года соответственно.
Обратите внимание! С учетом изменений Плана в графе 3 по строкам 110-180, 300-420 прописываются коды КОСГУ по строкам 210-280 - коды видов расходов бюджетов (новый п. 8.1 Требований).
При заполнении таблицы нужно учитывать, что:
1) по строкам 500, 600 в графах 4-10 указываются планируемые суммы остатков средств на начало и на конец планируемого года, если названные показатели по решению органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, планируются на этапе формирования проекта Плана, либо фактические остатки средств при внесении изменений в утвержденный План после завершения отчетного финансового года;
2) по строке 120 в графе 10 вносятся плановые показатели по доходам от грантов, предоставление которых из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ осуществляется по кодам 613 "Гранты в форме субсидии бюджетным учреждениям" или 623 "Гранты в форме субсидии автономным учреждениям" видов расходов бюджетов;
3) по строкам 210-250 в графах 5-10 отражаются плановые показатели только в случае принятия органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, решения о планировании выплат по соответствующим расходам раздельно по источникам их финансового обеспечения.
При этом плановые показатели по расходам по строке 260 графы 4 на соответствующий финансовый год должны быть равны показателям граф 4-6 по строке 0001 таблицы 2.1.
Таблица 2.1. Такую таблицу учреждения ранее не предоставляли. В ней предстоит указывать сумму выплат по расходам на закупку товаров, работ и услуг, всего (код строки 0001), в том числе:
- на оплату контрактов, заключенных до начала очередного финансового года (код строки 1001);
- на закупку товаров, работ, услуг по году начала закупки (код строки 2001).
Отдельно отметим, что в графах 7-12 этой таблицы отражаются:
1) по строке 1001 - суммы оплаты в соответствующем финансовом году по контрактам (договорам), заключенным до начала очередного финансового года, причем в графах 7-9 указываются суммы оплаты по контрактам, заключенным на основании Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а в графах 10-12 - по договорам, заключенным согласно Федеральному закону от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц";
2) по строке 2001 - в разрезе года начала закупки суммы планируемых в соответствующем финансовом году выплат по контрактам (договорам), для заключения которых предполагается начать закупку. Причем в графах 7-9 отражаются суммы планируемых выплат по контрактам, для заключения которых в соответствующем году согласно Федеральному закону N 44-ФЗ предполагается разместить извещение об осуществлении закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд либо направить приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или проект контракта, а в графы 10-12 вносятся суммы планируемых выплат по договорам, для заключения которых в силу Федерального закона N 223-ФЗ осуществляется закупка (предполагается начать закупку) в порядке, установленном положением о закупке.
При этом необходимо обеспечить соотношение следующих показателей:
1) показатели граф 4-12 по строке 0001 должны быть равны сумме показателей соответствующих граф по строкам 1001 и 2001;
2) показатели графы 4 по строкам 0001, 1001 и 2001 должны быть равны сумме показателей граф 7 и 10 по соответствующим строкам;
3) показатели графы 5 по строкам 0001, 1001 и 2001 должны быть равны сумме показателей граф 8 и 11 по соответствующим строкам;
4) показатели графы 6 по строкам 0001, 1001 и 2001 должны быть равны сумме показателей граф 9 и 12 по соответствующим строкам;
5) показатели по строке 0001 граф 7-9 по каждому году формирования показателей выплат по расходам на закупку товаров, работ, услуг:
- для бюджетных учреждений не могут быть меньше показателей по строке 260 в графах 5-8 таблицы 2 на соответствующий год;
- для автономных учреждений не могут быть меньше показателей по строке 260 в графе 7 таблицы 2 на соответствующий год;
6) для бюджетных учреждений показатели строки 0001 граф 10-12 не могут быть больше показателей строки 260 графы 9 таблицы 2 на соответствующий год;
7) показатели строки 0001 граф 10-12 должны быть равны нулю, если все закупки товаров, работ и услуг осуществляются сообразно Федеральному закону N 44-ФЗ.
Таблица 3. Эта таблица заполняется в случае принятия органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, решения об отражении операций со средствами, поступающими во временное распоряжение учреждения (подразделения), в разрезе содержащихся в таблице плановых показателей. В таком случае строка 030 графы 3 таблицы 4 не заполняется.
Причем по строкам 010, 020 в графе 4 таблицы 3 указываются планируемые суммы остатков средств во временном распоряжении на начало и на конец планируемого года, если названные показатели по решению органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, отражаются на этапе формирования проекта Плана, либо фактические остатки данных средств при внесении изменений в План после завершения отчетного финансового года.
Таблица 4. Помимо справочной информации об объеме публичных обязательств (всего) и объеме средств, поступивших во временное распоряжение (всего), ранее указываемых учреждениями, им предстоит теперь отражать объем бюджетных инвестиций (в части переданных полномочий государственного (муниципального) заказчика в силу БК РФ), всего.
Согласно изменениям плановые показатели по выплатам должны формироваться учреждением (подразделением) на основании Требований в разрезе соответствующих показателей, содержащихся в таблице 2.
Общая сумма расходов учреждения на закупки товаров, работ, услуг, отраженная в Плане, должна быть детализирована в плане закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, формируемом в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
При получении целевой субсидии учреждение должно составить и представить органу, осуществляющему функции и полномочия учредителя, сведения об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственному (муниципальному) учреждению (код формы документа по ОКУД 0501016).
При составлении названных сведений учреждению (подразделению) следует обратить внимание, что в графе 3 указывается (исходя из экономического содержания планируемых поступлений и выплат) код по бюджетной классификации РФ, а не код КОСГУ.
Плановые показатели по выплатам могут быть детализированы до уровня групп и подгрупп видов расходов бюджетной классификации РФ, а по группе "Поступление нефинансовых активов" - с указанием кода группы классификации операций сектора государственного управления.
Изменения в требованиях к утверждению Плана
Согласно нововведениям в отношении бюджетных учреждений предусмотрено, что План утверждается руководителем учреждения, если иное не установлено органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя. До внесения в Требования изменений План утверждался органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя. При этом последний вправе в установленном им порядке предоставить право утверждать План руководителю государственного (муниципального) бюджетного учреждения.
Для автономных учреждений План по-прежнему утверждается руководителем на основании заключения наблюдательного совета АУ.
* * *
В заключение отметим, что изменения, внесенные в Требования, должны применяться начиная с планирования на 2017 год и очередной плановый период. При этом учредитель на основании п. 2 Приказа Минфина РФ N 140н (которым утверждены изменения) может принять решение о составлении подведомственными учреждениями Плана с учетом внесенных поправок. В случае принятия такого решения данные изменения должны быть введены в соответствующем порядке. Напомним, что порядок составления Плана определяется непосредственно учредителем с учетом Требований, установленных Минфином.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Утверждены Приказом Минфина РФ от 24.09.2015 N 140н "О внесении изменений в Требования к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утвержденные Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 июля 2010 г. N 81н".
*(2) Требования к Плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утв. Приказом Минфина РФ от 28.07.2010 N 81н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"