Представление электронной отчетности через представителя
Д.Ю. Гусаров,
эксперт журнала "Пищевая промышленность:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Пищевая промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", N 12, декабрь 2015 г., с. 72-75.
Налоговый кодекс разрешает представлять налоговые декларации в электронной форме не только лично, но и через представителя. Причем в ст. 80 НК РФ, определяющей порядок представления налоговых деклараций (расчетов), не уточнено, кто может выступать в роли представителя. Данное обстоятельство позволяет компании заключить со специализированной организацией договор на представление отчетности в налоговую инспекцию и внебюджетные фонды по каналам ТКС. Такая организация заверит декларации (расчеты) своей ЭЦП по доверенности и обеспечит обмен документами в электронном виде (это условие нужно обязательно предусмотреть в условиях договора*(1)) между компанией и контролерами. Подобный вариант сдачи отчетности выгоден (из-за сравнительно небольшого документооборота с контролерами), прежде всего, субъектам малого и среднего предпринимательства, а также представителям бизнеса, применяющим налоговые спецрежимы. Но он имеет некоторые особенности, которые мы поясним в рамках настоящего материала.
Если есть представитель - значит, должна быть доверенность
Возможность подачи электронной отчетности через уполномоченного представителя (как упоминалось выше) прямо обусловлена нормой п. 4 ст. 80 НК РФ. В связи с тем, что налоговые декларации (расчеты) в таком случае подписывает уполномоченный представитель своей усиленной квалифицированной электронной подписью, право подписи названных документов должно быть подтверждено соответствующей доверенностью (п. 3 ст. 29, п. 5 ст. 80 НК РФ). Ее реквизиты, как основание для представительства, указываются в налоговой декларации (расчете).
К сведению. В Информации ФСС РФ "О сроках представления в территориальный орган ФСС РФ расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам с 1 января 2015 года" сказано следующее. Согласно ч. 1 ст. 5.1 и п. 4 ч. 1 ст. 28 Закона N 212-ФЗ*(2) плательщик страховых взносов может участвовать в отношениях, регулируемых названным законом, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено Законом N 212-ФЗ. Страхователи, в частности, вправе представлять через уполномоченного представителя расчет по форме 4-ФСС в территориальный орган фонда по месту своего учета, в том числе в электронном виде.
Каких-либо особых требований к оформлению данной доверенности положениями ст. 80 НК РФ не установлено. Иначе говоря, это стандартная доверенность на представление интересов, согласно которой третьему лицу могут передаваться полномочия:
- на подписание и представление налоговой и другой отчетности;
- на обмен документами с налоговой инспекцией и внебюджетными фондами;
- на исполнение прочих обязанностей, включая сверку расчетов с бюджетом и подписание документов по проверке. Перечень подобных обязанностей зависит от того, что полномочия передаются специализированной организации по договору.
Доверенность представляется в особом порядке
Доверенность (а точнее, ее копия), подтверждающая полномочия сторонней организации подписывать и представлять налоговую отчетность, представляется в инспекцию. В частности, абз. 3 п. 5 ст. 80 НК РФ обязывает прилагать копию доверенности к налоговой декларации. А абзацем 4 названного пункта определено, что если сама декларация (расчет) представляется в электронной форме, то и копия доверенности может быть представлена в инспекцию в электронной форме по каналам ТКС.
Но тут есть один нюанс, на который обратили внимание специалисты ФНС в Письме от 09.11.2015 N ЕД-4-15/19558@. Они напомнили: порядок представления налогоплательщиками налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по ТКС отражен в Методических рекомендациях *(3).
Пунктом 1.11 Методических рекомендаций установлено, что при представлении налоговой декларации (расчета) в электронной форме по ТКС представителем налогоплательщика документ (копия документа), дающий право на подтверждение достоверности и полноты сведений, указанных в декларации (расчете), предоставляется налоговому органу до направления налоговой декларации (расчета).
Указанное требование (о предоставлении копии доверенности до сдачи отчетности) содержится также в п. 1 разд. 1 Порядка формирования и ведения информационного ресурса "Доверенность"*(4).
Кроме того, уполномоченное лицо (представитель) до начала осуществления своей деятельности должно направить в инспекцию информационное сообщение с указанием реквизитов доверенности. Это следует из п. 5 Методических рекомендаций по формированию информационного сообщения о доверенности (направлены Письмом ФНС России от 24.01.2011 N 6-8-04/0002@).
Обратите внимание! В случае представления налоговой декларации (расчета) представителем налогоплательщика передаваемая налоговая декларация сопровождается информационным сообщением о представительстве (п. 2.2 Методических рекомендаций).
Исходя из изложенного, специалисты ФНС в Письме N ЕД-4-15/19558@ предупредили: направления вместе с электронным документом лишь информационного сообщения о реквизитах доверенности без предварительной отправки в инспекцию ее копии недостаточно для подтверждения полномочий уполномоченного представителя.
Что следует из сказанного? То, что из-за отсутствия копии доверенности полномочия представителя считаются неподтвержденными, и это влечет за собой отказ в приеме отчетности в электронной форме. Последствия подобного отказа, полагаем, читателю не нужно объяснять.
Данное предупреждение налоговиков, надо признать, справедливо. Ведь при приемке налоговой декларации в электронном формате проверяются указанные в ней (а также в информационном сообщении, подаваемом вместе с ней) сведения об ИНН отправителя (представителя), реквизиты владельца ЭП в сертификате электронной подписи и т.д. (п. 4.2 Методических рекомендаций). Для осуществления этой проверки и нужна копия доверенности (как источника проверяемых сведений).
Вместе с тем есть один момент, на котором, считаем, следует обратить внимание. Ведомственные акты требуют предоставления инспекторам копии доверенности до направления отчетности. ФНС в Письме N ЕД-4-15/19558@ также указывает на необходимость предварительной отправки электронной копии доверенности. Но в этих документах не уточнено, какой период времени должен пройти между отправкой копии доверенности и самой декларации - часы или дни. При формальном подходе даже небольшой разрыв по времени между отправкой доверенности и отчетности указывает на то, что копия доверенности направлена заранее (то есть предварительно). Но согласятся ли с таким подходом налоговики?
Попутно добавим следующее. ФАС ПО в Постановлении от 02.10.2012 по делу N А06-8915/2011 пришел к выводу, что отсутствие сведений о доверенности представителя не является основанием для привлечения налогоплательщика к ответственности по ст. 119 НК РФ за опоздание с отчетностью. Названной статьей предусмотрена ответственность за нарушение сроков представления налоговой декларации. Подача декларации без документа, подтверждающего полномочия представителя на ее подписание, не образует состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена поименованной статьей.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Подобное условие является гарантией выполнения установленного п. 5.1 ст. 23 НК РФ требования о представлении в налоговую инспекцию квитанции о приеме документов в электронной форме по каналам ТКС. Напомним: за неисполнение этого требования предусмотрена побудительная мера в виде приостановления операций по счетам в банках (пп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ).
*(2) Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
*(3) Методические рекомендации по организации электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, утв. Приказом ФНС России от 31.07.2014 N ММВ-7-6/398@.
*(4) Утвержден Приказом ФНС России от 23.04.2010 N ММВ-7-6/200@.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"