Патентные работники: держим руку на пульсе
Е.А. Логинова,
эксперт журнала "Пищевая промышленность:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Пищевая промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", N 12, декабрь 2015 г., с. 55-58.
Патент на работу - это не только подтверждение факта законного нахождения иностранного гражданина на территории РФ. Согласно ст. 2 Закона N 115-ФЗ*(1) патент - это документ, подтверждающий право иностранного гражданина, прибывшего в РФ в порядке, не требующем получения визы, на временное осуществление на территории субъекта РФ трудовой деятельности. Некоторые вопросы, связанные с приемом на работу иностранцев, осуществляющих свою трудовую деятельность на основании патента, мы уже рассматривали на страницах нашего журнала *(2). В связи с внесением поправок в нормативные документы, регулирующие сферу подобных трудовых отношений, а также с появлением разъяснений официальных органов на этот счет считаем целесообразным вернуться к обозначенной теме.
О порядке зачета работодателем фиксированных авансовых платежей
Если на предприятии трудятся легальные иностранные работники, имеющие патент, то доходы, получаемые такими работниками, подлежат обложению НДФЛ по общей ставке 13%, независимо от статуса их получателя - резидент или нерезидент (п. 1 ст. 224, п. 2 и 3 ст. 226 НК РФ).
При исчислении суммы налога к уплате в бюджет налоговый агент должен учесть уплаченный иностранным работником фиксированный авансовый платеж за период действия патента применительно к соответствующему налоговому периоду*(3). Подобная обязанность налогового агента определена п. 6 ст. 227.1 НК РФ.
Так, если исчисленная сумма НДФЛ за месяц соответствующего налогового периода меньше суммы уплаченного фиксированного авансового платежа, то разницу можно принять к вычету в следующем месяце. В случае если сумма фиксированных авансовых платежей превысит сумму НДФЛ по итогам налогового периода, названная разница не является суммой излишне уплаченного налога и не подлежит возврату или зачету налогоплательщику (п. 7 ст. 227.1 НК РФ).
Исполнить вышеупомянутую обязанность налоговый агент может лишь при наличии уведомления о подтверждении права на осуществление уменьшения исчисленной суммы налога на сумму уплаченных налогоплательщиком фиксированных авансовых платежей. Данное уведомление (форма которого утверждена Приказом ФНС России от 17.03.2015 N ММВ-7-11/109@) он должен получить в налоговом органе по месту своего учета. Как - пояснено в Письме ФНС России от 23.09.2015 N БС-4-11/16682@.
Для получения уведомления налоговый агент должен обратиться с соответствующим заявлением в инспекцию. Форма такого заявления законодательно не установлена, но рекомендована в приложении 1 к Письму ФНС России от 19.02.2015 N БС-4-11/2622. Однако оформлять подобное заявление по каждому работнику не нужно, достаточно приложить к нему список физических лиц, претендующих на уменьшение исчисленной суммы НДФЛ на сумму уплаченных фиксированных авансовых платежей. А вот уведомление инспекция выдаст (в срок, не превышающий 10 дней со дня получения заявления) в отношении каждого физического лица, указанного в заявлении.
И еще. Специалисты ФНС в Письме N БС-4-11/16682@ отметили, что после получения из налоговой инспекции уведомления налоговый агент при уменьшении исчисленного НДФЛ вправе учитывать суммы уплаченных ранее фиксированных авансовых платежей за период действия патента независимо от даты получения данного уведомления.
Об указании в патенте профессии (специальности, должности, вида трудовой деятельности)
По общему правилу в патенте не отражается профессия (специальность, должность, вид трудовой деятельности) иностранного гражданина. В этом случае при отсутствии указания в патенте профессии иностранного гражданина данный гражданин вправе осуществлять трудовую деятельность по любой должности.
В то же время высшее должностное лицо субъекта РФ в силу п. 29 ст. 13.3 Закона N 115-ФЗ вправе принять решение об указании в выдаваемом на территории соответствующего субъекта РФ патенте на осуществление трудовой деятельности профессии (специальности, должности, вида трудовой деятельности) иностранного гражданина.
Абзацем 2 п. 16 ст. 13.3 Закона N 115-ФЗ установлен запрет на осуществление иностранным работником трудовой деятельности на территории соответствующего субъекта по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), которая не поименована в патенте. Аналогичный запрет предусмотрен п. 4.2 названной статьи для работодателей - они также не вправе привлекать иностранного гражданина к трудовой деятельности в указанных обстоятельствах. Административную ответственность в этом случае понесут обе стороны (ст. 18.10, 18.15 КоАП РФ): для граждан размер штрафа составит от 2 до 5 тыс. руб., для юридических лиц и их должностных лиц - от 250 тыс. до 800 тыс. руб. и от 25 тыс. до 50 тыс. руб. соответственно.
Однако сведения в патенте о профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности) иностранный гражданин при необходимости может изменить (абз. 2 п. 15 ст. 13.3 Закона N 115-ФЗ). Для этого ему нужно обратиться в территориальный орган ФМС с соответствующим заявлением по форме, утвержденной Приказом ФМС России от 08.12.2014 N 639.
Добавим: после того, как эта форма была скорректирована Приказом ФМС России от 02.10.2015 N 445, в ней учтены все основания (включая Ф.И.О. и реквизиты документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина) для внесения изменений в сведения, отраженные в патенте. Обращаем внимание: изменить Ф.И.О. или реквизиты документа гражданин должен в оговоренные п. 15 ст. 13.3 Закона N 115-ФЗ сроки (в течение семи дней со дня изменений). Для корректировки сведений о профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности) подобный срок не установлен.
В перспективе
Срок временного пребывания иностранного гражданина на территории РФ, приехавшего из страны с безвизовым режимом, не может превышать 90 суток. Указанный срок может быть продлен на период действия патента на осуществление трудовой деятельности на территории того или иного субъекта РФ (п. 1 ст. 5 Закона N 115-ФЗ).
При этом работодатель как сторона, принимающая иностранного гражданина в РФ, в настоящее время обязан сообщить в трехдневный срок территориальные органы ФМС о пролонгации срока действия патента и, соответственно, о продлении срока пребывания (регистрации) этого гражданина на территории РФ (п. 42 Постановления Правительства РФ от 15.01.2007 N 9 "О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", ст. 5 Закона N 115-ФЗ).
В связи с тем, что период действия патента может продлеваться неоднократно (напомним: общий срок действия патента не может превышать двух лет), работодателю в настоящее время приходится несколько раз обращаться в территориальный орган ФМС с ходатайством о продлении сроков регистрации временно пребывающего иностранного работника. В противном случае ему грозит штраф по ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ, который налагается на должностных лиц в размере от 40 тыс. до 50 тыс. руб., на юридических лиц - от 400 тыс. до 500 тыс. руб.
В перспективе необходимость в подаче подобных сообщений может отпасть. ФМС подготовила соответствующий законопроект (в настоящее время он прошел стадию общественного обсуждения). Согласно ему поставщиком в государственную систему миграционного учета сведений о строках пребывания временно пребывающих на территории РФ иностранных граждан станут госорганы, например, ФНС, которая при получении авансового платежа по НДФЛ будет передавать данные о продлении патента иностранного работника.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 25.02.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
*(2) См. статью Е.А. Логиновой "Что нужно учесть, нанимая на работу "патентных" работников?", N 8, 2015.
*(3) Дополнительно по данному вопросу см. статью О.П. Гришиной "О "зарплатных" налогах иностранных граждан, работающих по патенту", N 8, 2015.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"