Как учесть расходы на управление репутацией компании в Интернете?
С.В. Манохова,
редактор журнала "Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение", N 12, декабрь 2015 г., с. 29-33.
В последнее время среди коммерческих предприятий популярна услуга по управлению репутацией организации в Интернете, которая направлена на создание положительного имиджа в Сети. Бухгалтеров волнует вопрос: к каким затратам отнести возникающие в связи с этим расходы? Можно ли их классифицировать как рекламные, если да, подлежат ли они нормированию в целях налогообложения?
Жизнь не стоит на месте, а развитие технологий подталкивает коммерческие организации к применению новых маркетинговых ходов. Один из них - управление репутацией компании на просторах Интернета. И если среди работников компании нет подходящих специалистов, управление доверяют профессионалам, соответственно, в учете торговой организации возникает новый вид затрат. И прежде чем классифицировать названную услугу, разберемся, в чем, собственно, она заключается. На сайте компаний, специализирующихся на ее оказании, заявлено, как правило, следующее:
- управление репутацией на "отзывиках" (Яндекс.Маркет, Yell и др.);
- управление репутацией организации как работодателя;
- удаление отрицательной информации, размещение интересной, положительной информации о деятельности фирмы;
- создание страниц в Википедии и других энциклопедиях;
- управление репутацией персон;
- мониторинг активности конкурентов;
- др.
То есть управление репутацией объекта в Сети - это комплекс моделей, методов и механизмов обработки и анализа информации, а также ее использование и коррекция согласно поставленной задаче.
Можно ли учесть расходы в целях налогообложения?
Организации, применяющие традиционную систему налогообложения, вправе уменьшить полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением поименованных в ст. 270 НК РФ). Напомним, что ст. 252 НК РФ дает следующее определение расходов: это обоснованные и документально подтвержденные затраты, понесенные налогоплательщиком. При этом под обоснованными понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными - подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ (в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе согласно договору)). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Репутация компании - это социальная оценка товара, услуги, бренда, организации в целом. Ни у кого не вызывает сомнений, что забота о положительной репутации компании - мероприятие, направленное на получение прибыли компании. Но все же, чтобы не возникало вопросов у проверяющих, следует запастись материалами, показывающими, как именно "работает" управление репутацией, и доказывающими, что это благотворно влияет на продажи.
И если все документы, подтверждающие осуществление расходов организации, в порядке, она вправе учесть затраты на управление репутацией организации в Интернете при исчислении налога на прибыль. Вопрос - как?
Возникает ли в учете НМА?
Согласно гражданскому законодательству деловая репутация относится к нематериальным благам. Поэтому неудивительно, что у некоторых бухгалтеров встает вопрос: возникает ли в связи с понесенными расходами на управление деловой репутацией в сети Интернет в учете организации нематериальный актив? Спешим обрадовать читателей: нет, НМА не возникает. Поясним.
В соответствии с п. 4 ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов"*(1) в составе нематериальных активов учитывается деловая репутация, возникшая в связи с приобретением предприятия как имущественного комплекса (в целом или его части). То есть в названном пункте приведено условие возникновения актива - в связи с приобретением предприятия. В иных случаях деловая репутация предприятия в качестве НМА не отражается.
Но даже в случае, если в учете предприятия деловая репутация учитывается в качестве НМА (то есть НМА возник в момент его приобретения), понесенные расходы не увеличат стоимость НМА, поскольку в силу п. 16 ПБУ 14/2007 фактическая (первоначальная) стоимость нематериального актива, по которой он принят к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, за исключением случаев переоценки и обесценения НМА.
В налоговом учете деловая репутация организации также не учитывается в качестве НМА (не выполняются условия, установленные п. 3 ст. 257 НК РФ). И даже в случае, если организация была приобретена как имущественный комплекс, положительная разница между ценой приобретения предприятия и стоимостью его чистых активов не признается амортизируемым имуществом. (Напомним, что в соответствии со ст. 268.1 НК РФ величину такого превышения следует рассматривать как надбавку к цене, уплачиваемую покупателем в ожидании будущих экономических выгод. В целях налогообложения она учитывается в качестве расходов равномерно в течение пяти лет начиная с месяца, следующего за месяцем государственной регистрации права собственности покупателя на предприятие как на имущественный комплекс.)
Может быть, это рекламные расходы?
За определением рекламы обратимся к Закону о рекламе*(2). Согласно ст. 3 реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Под объектом рекламирования понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Информация, запускаемая профессиональными копирайтерами в эфир по договору об управлении репутацией компании в Интернете, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования (организации в целом, выпускаемой (продаваемой) продукции и др.), следовательно, косвенно соответствует понятию рекламы.
Ниже приведем разъяснения чиновников и арбитров по вопросу классификации затрат при наличии признаков рекламы.
Реквизиты документа | Содержание документа |
Письмо Минфина РФ от 11.01.2006 N 03-03-04/2/2 | Корреспонденты СМИ взяли интервью у клиентов банка, их отзывы опубликовали в печатном издании, размещение указанной информации было оплачено банком. По мнению чиновников, организация вправе учесть при налогообложении прибыли расходы в виде платы за размещение в СМИ информации (в частности, об услугах банка, их качестве, деловой репутации) в составе расходов на рекламу |
Постановление ФАС МО от 23.09.2008 по делу N А40-52908/07-115-325 | При съемке художественного сериала в качестве реквизита использовалась производимая организацией продукция, за это организация уплатила определенную сумму. Суд отметил, что отсутствие указания на рекламный характер информации при наличии признаков рекламы не лишает налогоплательщика права учесть в качестве расходов на рекламу затраты, связанные с производством видеопродукции о компании и реализуемом ею товаре |
Делаем вывод: расходы на управление репутацией компании в Интернете можно классифицировать в качестве рекламных расходов и учитывать в целях налогообложения на основании пп. 28 ст. 264 НК РФ, в соответствии с которым расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.
Нормировать или нет?
В силу п. 4 ст. 264 НК РФ отдельные виды рекламных расходов (а именно расходы, которые не поименованы в абз. 2-4 данного пункта) подлежат нормированию - для целей налогообложения они признаются в размере, не превышающем 1% выручки, полученной от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.
Расходы на рекламные мероприятия, осуществленные через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению), информационно-телекоммуникационные сети, при кино- и видеообслуживании, поименованы в абз. 2 п. 4 ст. 264 НК РФ, то есть нормированию не подлежат.
* * *
Торговые организации, которые воспользовались услугами профессиональных копирайтеров и доверили им управлять репутацией компании в Интернете, вправе учесть понесенные расходы в целях налогообложения прибыли при условии, что расходы документально подтверждены. Нормировать указанные расходы не надо.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Утверждено Приказом Минфина РФ от 27.12.2007 N 153н.
*(2) Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"