Факт продажи алкоголя скрыть не удалось
С.В. Тяпухин,
эксперт журнала "Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение", N 12, декабрь 2015 г., с. 52-54.
Факт скрытой реализации доказать в суде сложно (см., например, постановления АС ПО от 08.07.2015 по делу N А12-32821/2014, от 09.10.2014 по делу N А06-8393/2013 *(1)). Но иногда налоговикам это удается. С алкогольной продукцией все гораздо проще, поскольку ее производство и оборот дополнительно контролируются уполномоченными органами. О таком случае - в данной статье.
История одного дела
Постановление АС МО от 02.04.2015 по делу N А40-144876/13. Согласно данным декларации об объеме производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции организация-производитель I реализовала за проверяемый период более 2 млн. л водки нескольким контрагентам, в том числе компании II - 324 тыс. л водки.
/----------------------------\ /-------------------------\
| Производитель I всего за |324 тыс. л водки| Компания II (посредник) |
| отчетный период реализовал |---------------|закупила у производителя |
|покупателям 2 млн. л водки, | | водку |
| в том числе компании II | | |
\----------------------------/ \-------------------------/
При этом в соответствии с данными деклараций об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции компания-посредник II закупала водку и ликероводочные изделия только у вышеназванного производителя. Приобретенная этой организацией алкогольная продукция в дальнейшем реализовывалась оптовому продавцу III в объеме 231 тыс. л (подтверждается первичными документами и данными деклараций).
Согласно данным декларации об объеме поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции оптовый продавец закупал водку завода-изготовителя I у посредника II и еще у 17 фирм, отвечающих признакам фирм однодневок (в их штате числилось по одному человеку, бухгалтерская и налоговая отчетности не представлялись, у названных организаций отсутствовали лицензии на осуществление закупки, хранение и поставку алкогольной продукции).
/-----------------------\ /--------------------------------\
| | | Оптовый продавец III закупал |
|Посредник II реализовал| | алкоголь, произведенный |
|водку оптовому продавцу|231 тыс. л водки | организацией I, у компании II |
| III |----------------| (231 тыс. л) и еще у 17 |
| | | поставщиков-посредников |
\-----------------------/ \--------------------------------/
На основании имеющихся доказательств суд сделал вывод, что фактически в проверяемый период организация-производитель реализовывала собственную алкогольную продукцию оптовому продавцу через посредника (компанию II). А оптовый продавец закупал алкоголь, произведенный организацией I, только у компании II.
С целью установления последующей реализации алкоголя оптовым продавцом налоговым органом проведены контрольные мероприятия в отношении конечных покупателей. Так, названная организация за проверяемый период реализовывала алкогольную продукцию, произведенную организацией I, 62 контрагентам (торговый сетям), всего более 9 млн. л.
/------------------------------------\ /-----------------\
|Оптовый продавец за отчетный период | | |
| реализовал водку, произведенную | 9 млн. л водки | Торговые сети |
|организацией I, в адрес 62 торговых |---------------| |
| сетей | | |
\------------------------------------/ \-----------------/
Налоговой инспекцией установлены обстоятельства, свидетельствующие о согласованности действий производителя (организации I), посредника (компании II) и оптового продавца (III), направленных на получение производителем необоснованной налоговой выгоды путем неотражения в бухгалтерской и налоговой отчетностях реальных объемов произведенной и реализованной алкогольной продукции (скрытая реализация).
По мнению налоговиков и арбитров, алкогольная продукция фактически реализовывалась самим производителем в адрес конечных покупателей, а оптовый продавец (III) выступал формальным звеном с целью создания схемы ухода от налогообложения (по подсчетам проверяющих объем незадекларированного алкоголя - более 8 млн. л).
В итоге организации-производителю начислена недоимка по налогу на прибыль в размере более 1 млрд. руб. за продажу неучтенной алкогольной продукции.
* * *
Суд установил факт занижения организацией-производителем объемов отгруженной алкогольной продукции путем реализации неучтенной алкогольной продукции через подконтрольную обществу организацию, не осуществляющую реальной финансово-хозяйственной деятельности, не исполняющую свои налоговые обязательства, не имеющую штата сотрудников, основных средств.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Определением ВС РФ от 12.02.2015 N 306-КГ14-8133 отказано в передаче данного дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ для пересмотра в порядке кассационного производства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"