Комплексный подход к защите прав
Н. Сонькин,
д.ю.н., профессор, член НКС ФПА РФ
Газета "Новая адвокатская газета", N 1, январь 2016 г., с. 4.
О концепции уголовной политики и ее интеграции с Законом об адвокатуре.
Более 13 лет назад в России началась реформа законодательства об адвокатской деятельности, а по сути - формирование нового, основанного на многолетнем опыте российской, советской и зарубежной адвокатуры законодательства. Впервые в российском государстве оно определило не только вопросы функционирования и внутрикорпоративного устройства, но и позволило существенно укрепить соблюдение прав человека путем законодательного усиления возможности их защиты профессиональными юристами - адвокатами и создало законодательную базу для обеспечения профессиональных прав самих адвокатов - основных субъектов оказания квалифицированной юридической помощи.
Принятие в 2002 г. Закона об адвокатуре явилось важнейшим событием оздоровления социально-политической обстановки и правовой ситуации в России и оказало позитивное влияние на реформирование всей системы российского и прежде всего уголовного законодательства.
Оценка взаимозависимости и влияния положений Закона об адвокатуре и уголовного, а также уголовно-процессуального законодательства РФ, несмотря на общую "нацеленность" на обеспечение эффективной защиты жизни, здоровья, свободы, чести и достоинства человека, собственности и других жизненно важных интересов человека в обществе и государстве, показывает их несогласованность. Одной из главных проблем является проблема адекватности уголовного законодательства и практики правоприменения фундаментальным принципам и положениям Закона об адвокатуре. Речь идет и о полной зависимости в уголовном судопроизводстве адвоката-защитника от представителей органов власти - следователей, прокуроров, без согласия которых адвокат не может, в частности, приобщить к материалам уголовного дела ни одно доказательство или любой документ, и нередко несоблюдение положений статуса адвоката, его иммунитета и т.д.
В современных условиях особую актуальность и значимость приобретают вопросы формирования актуальной и адекватной современным общественно-политическим и экономическим реалиям государственной уголовной политики, учитывающей развитие законодательства об адвокатской деятельности.
Попытки разработки концепции уголовной политики предпринимались и раньше. Первый вариант концепции появился в конце 1997 г. в форме документа - проекта "Основ государственной политики борьбы с преступностью в России" и вслед за этим проект Совета Безопасности при Президенте РФ определил приоритеты развития уголовной политики. Именно в этих документах более 20 лет назад были впервые сформулированы цели, задачи, этапы реализации и правовой механизм осуществления основных положений уголовной политики. В последующие годы также предпринимались серьезные попытки разработать концепцию государственной уголовной политики, например, проект, подготовленный в 2012 г. Общественной палатой. Но до настоящего времени ни концепции, ни программы или согласованного плана подготовки законопроектных документов, определяющих уголовную политику, в форме какого-либо официального документа нет.
Очевидно, именно отсутствие к моменту принятия ныне действующего Уголовного кодекса РФ официально одобренной и утвержденной на уровне федерального закона государственной уголовной политики отрицательно отразилось на последующем реформировании, что повлекло его постоянные и бессистемные изменения, а также непоследовательность и противоречивость соответствующих подходов и, в конечном счете, отсутствие не только стратегии по противодействию преступности, но и вразумительной стратегии законодательного обеспечения эффективной организации профессиональной защиты подозреваемых, обвиняемых, потерпевших.
Ученые и юристы-практики признают, что постоянное реформирование уголовного законодательства - это негативное явление, даже несмотря на определенные позитивные изменения отдельных уголовно-правовых норм. За прошедший пятнадцатилетний период действия уголовного законодательства в него вносилось большое количество непродуманных и даже противоречащих общей концепции уголовного законодательства изменений и дополнений. Так, например, только в УК РФ внесено уже более 2000 поправок, причем, в Общую часть УК РФ - более 230.
Адвокатское сообщество вынуждено постоянно доводить до сведения законодателя свою правовую позицию по качеству уголовно-правового регулирования в ответ на непрекращающиеся попытки реформирования уголовного законодательства в направлении, как правило, понижения уровня реализации конституционных прав и свобод и, в том числе, профессиональных прав адвокатов. В основном это касается, к сожалению, правовых позиций по реформированию лишь уголовно-процессуального законодательства.
Например, о попытке введения в УПК РФ института установления объективной истины по уголовному делу или предоставления подозреваемому права на телефонный звонок в целях уведомления близких родственников и близких лиц о своем задержании и месте нахождения, или по созданию дополнительных гарантий законности при задержании подозреваемого, или по установлению срока для ознакомления с материалами уголовного дела и заявления адвокатом ходатайств и др. Федеральная палата адвокатов РФ прямо указывает, что некоторые корректировки могут нарушить основополагающие принципы права, в частности, равенства сторон, права на состязательность и т.п.
Актуальная государственная уголовная политика должна быть направлена, в частности, на согласованную и комплексную разработку интегрированного с Законом об адвокатуре документа, нацеленного на системную реализацию в уголовном законодательстве: во-первых, научно-обоснованных и соответствующих уровню современных общественных отношений уголовно-правовых и процессуальных норм и институтов; во-вторых, фундаментальных принципов организации квалифицированной юридической помощи путем интеграции уголовного и процессуального законодательства с законодательством об адвокатской деятельности; в-третьих, разработку и реализацию новой системы непрерывного профессионального образования всех категорий участников уголовного судопроизводства через систему повышения квалификации, сдачи профессиональных экзаменов и получения сертификата-допуска.
Все сформулированные направления должны осуществляться на основе юридически обязывающего документа, утвержденного Указом Президента РФ либо постановлением Правительства РФ.
По нашему мнению, уголовная политика - это, прежде всего, концепция, которая воплощает в себе не только идеологию борьбы с преступностью, но и организацию профессиональной защиты прав человека адвокатами как обязательными участниками уголовного судопроизводства, способная сделать эту деятельность осмысленной и интеллектуально обеспеченной, гарантируя одновременно наличие в государстве эффективных средств правовой защиты. И анализ современного реформирования российского уголовного законодательства наглядно иллюстрирует это утверждение.
Такая концепция фактически должна стать фундаментом для создания нового стабильного уголовного законодательства и главным ориентиром не только при решении задач борьбы с преступностью, но и при создании эффективной системы квалифицированной защиты прав и свобод профессиональными юристами - адвокатами. При таком подходе в законодательстве и в правоприменении может быть действительно реализован принцип сбалансированности интересов личности, общества и государства и основные принципы, подходы и стандарты международного права и положения, предусмотренные ст. 48 Конституции РФ.
Рассматривая концепцию уголовной политики, исходя из изложенных подходов, можно сформулировать некоторые предложения:
1. Концепцию уголовной политики необходимо формировать в широком контексте и в единой связи уголовного и процессуального законодательства и законодательства об адвокатской деятельности.
Для согласования законодательной терминологии целесообразно предусмотреть создание единого законодательного тезауруса, так как в настоящее время в разных отраслях законодательства (а иногда внутри одной отрасли) используется разная терминология.
2. Активное участие адвокатского сообщества в формировании концепции уголовной политики как основы создания нового уголовного и процессуального законодательства позволит укрепить правовое положение и статус адвоката как обязательного и постоянного участника уголовного судопроизводства.
3. В рамках научной, методической и консультативной деятельности Федеральной палаты адвокатов РФ можно рекомендовать создание рабочей группы по формированию проекта концепции уголовной политики, имея в виду необходимость формирования нового подхода к защите прав и свобод участников уголовного судопроизводства, фундаментальным вопросам охраны прав и свобод человека, безопасности государства, общества и личности. Основой концепции уголовной политики, возможно, должна стать концепция нового УК РФ, так как процессуальное законодательство базируется на материальном уголовном праве, определяющем вопросы и проблемы уголовной ответственности, создания доказательственной базы, системы наказаний, освобождения от наказания и т.п.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Новая адвокатская газета"
"Новая адвокатская газета" - корпоративное издание нового типа, появление которого обусловлено коренными переменами, произошедшими в адвокатском сообществе России после принятия Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации". Являясь органом Федеральной палаты адвокатов РФ, издание не преследует цель выступать в роли указующего или направляющего перста, представляя интересы той или иной части корпорации или группы лиц, а позиционирует себя как выразитель интересов всей российской адвокатуры. Принципиальное значение при этом имеет закрепленная Законом организация адвокатского сообщества, основанная на обязательном членстве каждого адвоката в адвокатской палате субъекта Федерации, являющейся в свою очередь членом ФПА РФ. Рассматривая в качестве высших ценностей адвокатского сообщества заложенные в Законе принципы независимости, самоуправления, корпоративности и равноправия адвокатов, газета оценивает события государственной и общественной жизни и действия тех или иных лиц с точки зрения соответствия данным принципам. Выступая органом корпорации юристов-профессионалов, газета рассматривает профессионализм как главное качество адвоката и уделяет первостепенное внимание проблемам учебы и практического опыта коллег в различных отраслях права.
Основными направлениями издания являются:
- оперативное информирование о деятельности и решениях ФПА;
- освещение взаимоотношений адвокатуры с государственными и общественными институтами;
- освещение корпоративной жизни адвокатских палат;
- рассказ о созданных адвокатами прецедентах в национальной и международной судебной практике, публикация наиболее интересных решений судов;
- ответы на вопросы, волнующие адвокатов и адвокатские образования;
- взаимодействие с информационными изданиями адвокатских палат;
- поддержка общественно значимых инициатив адвокатов и адвокатских образований;
- информирование о наиболее важных событиях из жизни иностранной адвокатуры, о сотрудничестве российских и зарубежных адвокатских образований и адвокатов.