"Развивать и совершенствовать" (интервью с В.Ф. Анисимовым, Президентом АП Ханты-Мансийского автономного округа)
Беседовала
М. Силанова,
корр. "АГ"
Газета "Новая адвокатская газета", N 1, январь 2016 г., с. 5.
Президент АП Ханты-Мансийского автономного округа - о проблемах и перспективах бесплатной юридической помощи в России.
О специфике работы по оказанию населению бесплатной юридической помощи в рамках Федерального закона "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" в Ханты-Мансийском автономном округе, вопросах, с которыми обращаются граждане, новеллах в региональном законодательстве о БЮП "АГ" побеседовала с президентом АП ХМАО В.Ф. Анисимовым.
- Валерий Филиппович, как работает система БЮП в Вашем регионе?
- Система бесплатной юридической помощи в рамках Федерального закона "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" (далее - Закон о БЮП) действует в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре начиная с 2012 г. Этому способствовало своевременное принятие регионального закона о бесплатной юридической помощи, принятие постановления Правительства автономного округа, финансирование на оплату адвокатам и возмещение их затрат, связанных с оказанием бесплатной юридической помощи.
Так, за 2012 г. помощь получили 927 граждан, за 2013 г. - 1551, за 2014 г. - 809, за 2015 г. - 589. В основном это инвалиды, граждане пожилого возраста, многодетные родители, родители в неполных семьях, граждане, проживающие в труднодоступных и малонаселенных местностях. Стоит отметить, что перечисленные категории, за исключением инвалидов I и II групп, расширены региональным законом.
- Возможно ли выделить наиболее популярные вопросы, с которыми граждане обращаются за юридической помощью?
- Статистику можно представить по каждому году, но удельный вес по видам случаев примерно одинаков. На первом месте жилищные вопросы, затем меры социальной поддержки, алиментные обязательства, пенсии.
Помощь оказывалась как в виде консультаций, так и в виде составления правовых и судебных документов, а также участия в судах. Так, в 2014 г. составлены 398 жалоб и исков в суд, 141 раз было принято участие у мирового судьи, 372 раза - в районном суде.
Можно сказать, что за эти годы в округе сложилась жизнеспособная система оказания бесплатной юридической помощи. Конечно, за этот период возникали различного рода сложности - как правовые, так и организационные.
- Расскажите, пожалуйста, подробнее, что именно вызвало трудности?
- Закон о БЮП определил участников государственной системы бесплатной юридической помощи. Однако вопросы, регулирующие взаимодействие адвокатуры и органов государственной власти, финансирование оплаты труда адвокатам и возмещение им затрат, связанных с оказанием бесплатной юридической помощи, оказались в компетенции региональных органов власти.
Но введенные субъектами РФ механизмы компенсации затрат адвокатам сопряжены с излишним контролем со стороны органов исполнительной власти, включая истребование документов и сведений, относящихся к предмету адвокатской тайны. Так, например, в соответствии с постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29 декабря 2011 г. N 514-п "Об обеспечении граждан бесплатной юридической помощью в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре"*(1) адвокат обязан представить копию соглашения с гражданином; копию письменной консультации; копию заявления, жалобы, ходатайства, запроса, апелляционных, кассационных, надзорных жалоб; копию судебного акта, протокола судебного заседания. Мы провели исследование нормативных правовых актов и других субъектов РФ, которые также предусматривают аналогичные требования.
Вышеуказанные требования, несомненно, противоречат положениям Закона об адвокатуре, а также ст. 6 Кодекса профессиональной этики адвоката.
Свою позицию госорганы субъектов РФ обосновывают тем, что указанные документы и сведения необходимы для осуществления контроля за целевым расходованием бюджетных средств. Вместе с тем такой контроль подрывает все основы адвокатской деятельности, позволяя госструктурам вмешиваться в корпоративные вопросы адвокатуры.
Кроме того, проблема возникает, когда нельзя однозначно определить, относится ли тот или иной вопрос к случаям оказания бесплатной юридической помощи, предусмотренным законодательством, поскольку в Федеральном законе они прописаны не очень конкретно. Практика применения законодательства такова, что органы исполнительной власти очень узко толкуют право гражданина на ту или иную помощь. Такой подход нарушает и права гражданина, и права адвоката. Последний поставлен в ситуацию, когда он сам должен принимать решение об оказании помощи гражданину, а уже органы исполнительной власти решают, оплатить ему выполненную работу или нет.
Эта ситуация приводит к тому, что многие адвокаты отказываются от участия в государственной системе бесплатной юридической помощи, поскольку, выполнив работу, оплату за нее получают не всегда. Адвокатам проще оказывать юридическую помощь бесплатно, руководствуясь моральными и этическими нормами, чем исполнять бюрократические предписания госчиновников.
- Есть ли у Вас видение того, как можно решить эти проблемы?
- Думаю, решение обозначенных проблем возможно путем внедрения двухуровневой системы оказания бесплатной юридической помощи.
Первый уровень бесплатной юридической помощи может включать в себя: разъяснение порядка получения бесплатной юридической помощи (правовое информирование, консультация справочного характера); краткое консультирование, если проблема носит типовой характер и не требует составления нестандартных правовых документов. Второй уровень может включать в себя: развернутую юридическую консультацию (письменную или устную); юридический анализ представленных документов; составление исков, обращений, ходатайств и других юридических документов; представление интересов в судебных и иных государственных органах.
Первый вид помощи должны выполнять органы государственной власти и местного самоуправления, второй - адвокатура - в связи с тем, что она предъявляет к своим членам особые требования и обладает специальными инструментами для обеспечения квалифицированности оказываемой ими юридической помощи. Таким образом, гражданин, обращаясь к субъекту первичной помощи, обозначает круг проблем, после чего он направляется к адвокату для выполнения поручения на оказание бесплатной юридической помощи. Затем стороны подписывают документ о выполнении работы, который передается на оплату. Центрами первичной помощи могут быть как юридические бюро, которые предусмотрены Законом о БЮП, так и многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг, действующие по всей стране.
Двухуровневая система возможна при условии внесения необходимых поправок в соответствующий закон. Например, необходимо закрепить принцип соблюдения адвокатской тайны при оказании бесплатной юридической помощи, включить в полномочия органов государственной власти субъектов обязательство по определению права гражданина на бесплатную помощь и направление его к адвокату. Необходимо на федеральном уровне конкретизировать функции адвокатских палат по организации участия адвокатов в деятельности системы БЮП.
В настоящее время органы государственной власти возлагают на адвокатские палаты субъектов не свойственные им функции по организации участия адвокатов в БЮП.
Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что только нормативно закрепленный механизм обеспечения права на бесплатную юридическую помощь гражданам, учитывающий взаимные интересы как граждан, так и адвокатов, способен реализовать его в полной мере, в связи с чем корректировка Закона о БЮП имеет первостепенное значение.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См.: Новости Югры. 2011. 30 дек.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Новая адвокатская газета"
"Новая адвокатская газета" - корпоративное издание нового типа, появление которого обусловлено коренными переменами, произошедшими в адвокатском сообществе России после принятия Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации". Являясь органом Федеральной палаты адвокатов РФ, издание не преследует цель выступать в роли указующего или направляющего перста, представляя интересы той или иной части корпорации или группы лиц, а позиционирует себя как выразитель интересов всей российской адвокатуры. Принципиальное значение при этом имеет закрепленная Законом организация адвокатского сообщества, основанная на обязательном членстве каждого адвоката в адвокатской палате субъекта Федерации, являющейся в свою очередь членом ФПА РФ. Рассматривая в качестве высших ценностей адвокатского сообщества заложенные в Законе принципы независимости, самоуправления, корпоративности и равноправия адвокатов, газета оценивает события государственной и общественной жизни и действия тех или иных лиц с точки зрения соответствия данным принципам. Выступая органом корпорации юристов-профессионалов, газета рассматривает профессионализм как главное качество адвоката и уделяет первостепенное внимание проблемам учебы и практического опыта коллег в различных отраслях права.
Основными направлениями издания являются:
- оперативное информирование о деятельности и решениях ФПА;
- освещение взаимоотношений адвокатуры с государственными и общественными институтами;
- освещение корпоративной жизни адвокатских палат;
- рассказ о созданных адвокатами прецедентах в национальной и международной судебной практике, публикация наиболее интересных решений судов;
- ответы на вопросы, волнующие адвокатов и адвокатские образования;
- взаимодействие с информационными изданиями адвокатских палат;
- поддержка общественно значимых инициатив адвокатов и адвокатских образований;
- информирование о наиболее важных событиях из жизни иностранной адвокатуры, о сотрудничестве российских и зарубежных адвокатских образований и адвокатов.