Альтернативы нет
Л. Каменкова,
Председатель Экономического Суда СНГ,
Республика Беларусь,
г. Минск
Газета "эж-ЮРИСТ", N 50, декабрь 2015 г.
В настоящее время Экономический Суд СНГ проходит очередной сложный этап своего развития. Совершенно очевидно, что давно назрела необходимость его модернизации, усиления его позиции, как международного судебного органа.
Конкуренция судов
В последнее время все чаще можно услышать мнение об имеющем место дублировании функций Экономического Суда СНГ и Суда ЕАЭС. Такая позиция крайне ошибочна, и при обсуждении этого вопроса нужно исходить из следующего.
Президент РФ В. Путин отметил, что было бы ошибкой противопоставлять Евразийский союз и Содружество Независимых Государств.
Уникальность Экономического Суда СНГ заключается в созданной в СНГ системе взаимодействия Суда с высшими судами государств - участников Соглашения от 6 июля 1992 года. Такое взаимодействие, в отличие от Суда ЕАЭС, осуществляется посредством функционирования Пленума Экономического Суда - высшего коллегиального органа Суда, в состав которого входят председатели высших национальных судов, принятия решений Экономическим Судом с учетом мнения национальных судов, изучения практики применения судами государств - участников СНГ норм международных договоров и выработки рекомендаций по установлению единых подходов.
Согласно официальной статистике Экономического Суда СНГ дела по экономическим вопросам составляют порядка 15% от всех рассмотренных Судом. Значительную группу в числе рассмотренных Судом дел составляют дела о толковании соглашений, устанавливающих гарантии социально-экономических прав граждан государств - участников Содружества, а также учредительных документов Содружества, что является исключительной компетенцией Экономического Суда СНГ.
Более того, субъектный состав государств, признавших компетенцию Экономического Суда СНГ, намного шире субъектного состава государств, представленных в Суде ЕАЭС. Во-первых, это Республика Таджикистан и Республика Узбекистан, которые являются участниками Соглашения от 6 июля 1992 года. Во-вторых, из 37 договоров, содержащих юрисдикционную оговорку о передаче споров на рассмотрение Экономического Суда СНГ, в 7 договорах участвует Азербайджанская Республика, в 21 - Республика Молдова, в 4 - Республика Туркменистан, в 12 - Украина.
НКС и аналитическая работа
Характеризуя деятельность Экономического Суда СНГ, следует отметить создание Научно-консультативного совета при Экономическом Суде СНГ, состав которого был утвержден Постановлением Пленума Экономического Суда СНГ 14 мая 2015 года N 2 (в него вошли 48 представителей - ученых и высококвалифицированных специалистов в области международного, гражданского, гражданского процессуального, финансового, таможенного и других отраслей права, являющихся гражданами государств - участников Содружества Независимых Государств, а также судьи Экономического Суда СНГ). Главное направление деятельности Научно-консультативного совета - научно-практическое обеспечение решения основных задач, возложенных на Экономический Суд Содружества Независимых Государств, своеобразная научно-практическая поддержка Суда. Это совещательный орган, который изучает возникающие в деятельности Экономического Суда проблемные вопросы, вырабатывает научно-обоснованные рекомендации, обеспечивающие системный, методологический подход в решении возложенных на Экономический Суд задач, а также по материалам изучения и обобщения судебной практики разрабатывает научно-обоснованные предложения по совершенствованию и повышению эффективности деятельности Экономического Суда. Представляется, что создание при Экономическом Суде СНГ Научно-консультативного совета самым положительным образом сказывается на работе Экономического Суда СНГ: качестве, глубине, проработанности принимаемых Судом решений.
Важной составляющей деятельности Экономического Суда наряду с судопроизводством является проведение экспертно-аналитической работы в различных сферах взаимодействия с государствами - участниками СНГ, органами Содружества, заключающейся в подготовке предложений к проектам международных договоров и актов органов СНГ, модельных законодательных и иных актов органов межпарламентского сотрудничества СНГ, предложений и рекомендаций в рамках международных форумов. Ключевым направлением экспертно-аналитической работы является подготовка обзоров судебной практики Экономического Суда. За время деятельности Экономическим Судом подготовлен целый ряд обзоров, с которыми можно ознакомиться на официальном сайте Экономического Суда СНГ по адресу sudsng.org.
Одним из важнейших элементов обеспечения деятельности Суда является информационная составляющая. Информирование общественности о работе Суда очень важно. В этих целях Экономический Суд СНГ активно сотрудничает со средствами массовой информации, публикует аналитические статьи представителей Экономического Суда в правовых изданиях государств - участников Содружества, поддерживает в актуальном состоянии информационный контент официального веб-сайта Суда, участвует в международных научно-практических семинарах и конференциях, на которых сотрудники Суда выступают с докладами о практической деятельности Экономического Суда и по другим темам, заявленным в программах мероприятий.
В рамках реализации своих функций значительное внимание Экономический Суд СНГ уделяет международному сотрудничеству, которое осуществляется, в первую очередь, на базе 29 заключенных соглашений о сотрудничестве. В числе партнеров по взаимодействию высшие судебные органы государств - участников Содружества, ряд научных и высших учебных заведений, национальные государственные органы и организации, международные судебные органы и организации и, конечно, органы Содружества Независимых Государств.
За последние 5 лет Экономическим Судом СНГ проведено 7 международных научно-практических конференций (например, "Международный арбитраж и медиация в странах СНГ", "Региональные международные договоры о торговле и защите инвестиций"); подготовлено 16 изданий, включая сборники решений; в средствах массовой информации 9 государств - участников СНГ опубликовано 72 статьи, основанных на судебной практике Экономического Суда СНГ; заключено 16 соглашений о сотрудничестве с органами СНГ и судами государств - участников Содружества.
Целесообразно ли расширение компетенции?
Наличие международного суда - один из главных элементов любого интеграционного объединения. Такого же мнения придерживаются многие ученые, политики, юристы-практики. Член Научного совета РАН по проблемам СНГ д.ю.н. Г. Шинкарецкая отмечает, что "судебный орган в любом интеграционном объединении выполняет примерно ту же роль, которую в национальном государстве играет конституционный суд, а именно следит за соответствием учредительному договору правообразующих фактов и действий"*(1).
Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Беларусь в Российской Федерации И. Петришенко отмечал, что "как и любое другое международное образование, СНГ не может обойтись без эффективной системы разрешения споров. По примеру авторитетных международных организаций Содружество создало в этих целях, а также для толкования положений заключаемых договоров постоянно действующий международный судебный орган. Экономический Суд - важный и незаменимый инструмент Содружества в правовой сфере, сама возможность обращения в который для разрешения споров стимулирует государства к исполнению своих международных обязательств. Решения и консультативные заключения Экономического Суда вносят ценный вклад в эволюцию права Содружества, разъясняя его содержание посредством применения общепризнанных норм международного права о толковании международных договоров"*(2).
Председатель Союза юристов Молдовы Г. Аворник отмечает, что не стоит недооценивать вклад, который Экономический Суд СНГ вносит в развитие правосудия: "Необходимо понимать, что путь создания и становления этой международной инстанции был не из легких. На сегодняшний день коллективом Экономического Суда достигнуты достаточно высокие результаты, он пользуется авторитетом как на пространстве СНГ, так и за его пределами. За прошедший период создана обширная нормативно-правовая база по различным направлениям сотрудничества государств, выработано значительное число рекомендаций по применению и совершенствованию актов СНГ"*(3).
Судья КС РФ М. Клеандров еще в 1995 году отмечал, что изначально компетенция Экономического Суда была необоснованно сужена*(4).
Советник судьи Суда ЕАЭС, заведующая кафедрой международного частного и европейского права факультета международных отношений БГУ к.ю.н., доцент Е. Бабкина поддерживает это мнение и считает, что, к примеру, "прогрессивной новеллой в международном судопроизводстве на постсоветском пространстве может стать и одобренное на уровне экспертов и Совета министров СНГ наделение Экономического Суда полномочиями рассматривать споры, вытекающие из трудовых отношений должностных лиц органов Содружества"*(5).
Залог успешной деятельности Экономического Суда СНГ заключается не только в расширении предметной юрисдикции, но и в необходимости изменения (расширения) круга субъектов, наделенных правом обращаться в Экономический Суд СНГ. "Заслуживает самой серьезной оценки вопрос о целесообразности расширения компетенции Суда за счет предоставления доступа к нему физическим и юридическим лицам для разрешения споров с государствами, вытекающих из применения международных договоров, заключенных в рамках Содружества", - отметил И. Петришенко*(6).
Представляется, что альтернатива Экономическому Суду СНГ отсутствует. До тех пор, пока существует Содружество Независимых Государств, должен действовать и Экономический Суд как единственный международный орган, осуществляющий судебную деятельность в рамках СНГ.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Тенденции развития судебных средств мирного разрешения споров. М., 2009.
*(2) Роль Экономического Суда СНГ в укреплении правовой основы Содружества" // Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 20-летию Экономического Суда Содружества Независимых государств (6 июля 2012 года) // Минск, 2012.
*(3) http://point.md/ru/novosti/ekonomika/ekonomicheskij-sud-sng-predlagaet-mo ldove-novie-usloviya-sotrudnichestva.
*(4) Экономический Суд СНГ: проблемы и перспективы, 1995.
*(5) Экономический Суд СНГ и Суд ЕврАзЭС: сходство и различия" // Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 20-летию Экономического Суда Содружества Независимых государств (6 июля 2012 года) // Минск, 2012.
*(6) Роль Экономического Суда СНГ в укреплении правовой основы Содружества" // Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 20-летию Экономического Суда Содружества Независимых государств (6 июля 2012 года) // Минск, 2012.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "эж-ЮРИСТ"
Издание: Российская правовая газета "эж-ЮРИСТ"
Учредитель: ЗАО ИД "Экономическая газета"
Подписные индексы:
41019 - для индивидуальных подписчиков
41020 - для предприятий и организаций
Адрес редакции: 127994, ГСП-4, г. Москва, Бумажный проезд, д. 14
Телефоны редакции: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Телефоны/факс: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Информация о подписке: (095) 152-0330
E-mail: lawyer@ekonomika.ru
Internet: www.akdi.ru