Работаю врачом-гинекологом в поликлинике. По трудовому договору установлена 39-часовая рабочая неделя. Ранее, из этих 39-ти часов 32 часа занимал амбулаторный прием пациентов, 7 часов - на выполнение других должностных обязанностей (работа с документами, вызовы на дом и т.д.). Администрация увеличила время амбулаторного приема до 37 часов в неделю, оставив на остальное 2 часа. 1. Правомочно ли такое увеличение приема? 2. Почему специалист, ведущий только амбулаторный прием, принимает 33 часа в неделю, а специалист, у которого есть и другие должностные обязанности, принимает 37 часов в неделю и ещё 2 часа выполняет эти другие обязанности? Откуда такая странная арифметика? 3. Вправе ли я отказаться от продленного приема?
В настоящее время на федеральном уровне отсутствуют нормативные правовые акты, устанавливающие нормы времени на выполнение той или иной работы врачом-гинекологом. Данные нормы должны быть выведены расчетным путем с соблюдением Методических рекомендаций по нормированию труда медицинского персонала и установлены на уровне субъекта РФ либо непосредственно Вашим учреждением здравоохранения. Однако при установлении данных норм работодателем должны быть приняты во внимание положения законодательства о том, что врачи лечебно-профилактических организаций, учреждений (поликлиник, амбулаторий, диспансеров, медицинских пунктов, станций, отделений, кабинетов), занимающиеся проведением исключительно амбулаторного приема больных, не должны работать свыше 33 часов в неделю, т.е. время, отводимое на амбулаторный прием больных, не может превышать данной нормы. Таким образом, время амбулаторного приема больных, составляющее 37 часов в неделю, следует признать неправомерным.
Вы вправе обратиться за защитой своих прав в территориальный орган Роструда - государственную инспекцию труда (в том числе через данный ресурс), а также в суд.
Правовое обоснование:
Согласно ст. 159 ТК РФ работникам гарантируются применение систем нормирования труда, определяемых работодателем с учетом мнения представительного органа работников или устанавливаемых коллективным договором.
В силу ст. 162 ТК РФ локальные нормативные акты, предусматривающие введение, замену и пересмотр норм труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
Методические рекомендации по нормированию труда медицинского персонала утверждены Письмом Минздрава СССР от 02.10.1987 N 02-14/82-14.
Согласно ст. 350 ТК РФ для медицинских работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 39 часов в неделю. В зависимости от должности и (или) специальности продолжительность рабочего времени медицинских работников определяется Правительством Российской Федерации.
Постановление Правительства РФ от 14.02.2003 N 101 "О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности" устанавливает для медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности следующую сокращенную продолжительность рабочего времени:
36 часов в неделю - по перечню согласно приложению N 1;
33 часа в неделю - по перечню согласно приложению N 2;
30 часов в неделю - по перечню согласно приложению N 3;
24 часа в неделю - для медицинских работников, непосредственно осуществляющих гамма-терапию и экспериментальное гамма-облучение гамма-препаратами в радиоманипуляционных кабинетах и лабораториях.
Врачи лечебно-профилактических организаций, учреждений (поликлиник, амбулаторий, диспансеров, медицинских пунктов, станций, отделений, кабинетов), занимающиеся проведением исключительно амбулаторного приема больных отнесены к категории медицинских работников, работа в которых дает право на сокращенную 33-часовую рабочую неделю (Приложение N 2 к Постановлению).
Согласно ст. 352 ТК РФ каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
В соответствии со ст. 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется Федеральной службой по труду и занятости (Роструд) и ее территориальными органами (государственными инспекциями труда). За защитой своих трудовых прав работник может обратиться в государственную инспекцию труда по месту нахождения работодателя, в том числе через данный ресурс.
Работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права (ч. 1 ст. 392 ТК РФ), а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. Трудовые споры рассматриваются районными (городскими) судами по месту нахождения работодателя.
При этом необходимо иметь в виду, что государственный инспектор труда не вправе выдавать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению, по искам, принятым к рассмотрению судом, или вопросам, по которым имеется решение суда (ч. 2 ст. 357 ТК РФ). Таким образом, подавая иск в суд, работник утрачивает возможность защиты своих трудовых прав посредством обращения в государственную инспекцию труда.
Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", сентябрь 2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ" и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.