В результате аутсорсинга наше отделение погрузки, до этого входящее в состав ОАО (Мурманская область), было "выиграно", путем проведения тендера, череповецкой управляющей компанией "А". Теперь мы работники "Б"). После смены юрлица по закону в течение шести месяцев, работодатель обязан провести СОУТ. Работники с результатами СОУТ не согласны. Нам дали на ознакомление только сам результат (вредность 3, 2, вместо 4), а не где, когда и в какое время проводилась СОУТ. Если условия труда не изменились, работодатель их не улучшил, и мы знаем, что СОУТ проводилась компанией в г. Санкт-Петербург не в полном объёме (проводились замеры по шуму на подкаточной лебедке и на физическую нагрузку, а на микроклимат (работаем на улице), на запыленность и высоту (работа на вагонах без ограждений) замеры не сделаны, то как можно оспорить СОУТ? Согласно приказу Минздравсоцразвития РФ от 16.02.2009 N 46н (наша профессия в списке N 1 за N 2289 - грузчик, занятый погрузкой концентратов) мы получали ЛПП, а сейчас молоко, обязан ли работодатель возместить данное несоответствие, а также вернуть полагающиеся дни к отпуску?
В данном случае у работников изменился работодатель.
Действующее законодательство устанавливает требование о проведении специальной оценки условий труда на рабочих местах, созданных работодателем, вне зависимости от того, кто работает в соответствующей должности. Поэтому говорить о необходимости проведения СОУТ можно только, зная о давности проведения СОУТ (аттестации рабочих мест) и о наличии оснований для внеплановой специальной оценки условий труда.
Указанная Вами ситуация не названа Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" в качестве основания для проведения внеплановой специальной оценки условий труда.
В случае несогласия работника с результатами специальной оценки условий труда он может обратиться в орган исполнительной власти по охране труда субъекта Российской Федерации для проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда или в Государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации по месту нахождения работодателя.
Говорить о восстановлении гарантий, предоставляемых у прежнего работодателя, в данном случае не представляется возможным потому, что условия применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников, которые являются одним из критериев СОУТ, у разных работодателей может быть разным.
Правовое обоснование:
Согласно ст. 72.1 ТК РФ по письменной просьбе работника или с его письменного согласия может быть осуществлен перевод работника на постоянную работу к другому работодателю. При этом трудовой договор по прежнему месту работы прекращается (пункт 5 части первой статьи 77 ТК РФ).
Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" устанавливает, что специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ст. 3).
Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда (ст. 8).
Внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться в следующих случаях:
1) ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
2) получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушениями требований указанного Федерального закона;
3) изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
4) изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
5) изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
6) произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
7) наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда (ст. 17).
Внеплановая специальная оценка условий труда проводится на соответствующих рабочих местах в течение шести месяцев со дня наступления указанных случаев.
В соответствии со ст. 26 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" разногласия по вопросам проведения специальной оценки условий труда, несогласие работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте, а также жалобы работодателя на действия (бездействие) организации, проводящей специальную оценку условий труда, рассматриваются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, решения которых могут быть обжалованы в судебном порядке. Работодатель, работник, выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представительный орган работников вправе обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда в судебном порядке.
Согласно ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации.
Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", сентябрь 2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ" и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.