КФХ применяет спецрежим в виде уплаты ЕСХН, включает только одного члена - главу хозяйства. По итогам года чистая прибыль составила 900 000 руб., глава получит 250 000 руб., остальное пойдет на развитие производства. В ПФР утверждают, что нужно доплатить взносы в размере 1% с 600 000 руб. Правильно ли это?
Н.К. Сенин,
эксперт журнала "Бухгалтер Крыма"
Журнал "Бухгалтер Крыма", N 1, январь 2016 г., с. 56-58.
Согласно ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" в целях применения данного закона под индивидуальными предпринимателями понимаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также главы крестьянских (фермерских) хозяйств.
Причем в силу ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в п. 2 ч. 1 ст. 5 этого закона, уплачивают в ПФР и ФФОМС соответствующие страховые взносы в фиксированных размерах, определяемых исходя из ч. 1.1 и 1.2 обозначенной статьи.
В упомянутом п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона N 212-ФЗ речь идет, в частности, об индивидуальных предпринимателях. То есть если величина дохода ИП за расчетный период не превышает 300 000 руб., он уплачивает страховые взносы в фиксированном размере, который определяется как произведение МРОТ, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в ПФР, установленного п. 1 ч. 2 ст. 12 данного закона, увеличенное в 12 раз.
Но если величина дохода за расчетный период все-таки превысит 300 000 руб., то дополнительно с суммы превышения этой величины ИП уплачивает в ПФР страховые взносы в размере 1% от суммы превышения.
Взнос в ФФОМС для ИП строго фиксирован и определяется как произведение МРОТ, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в ФФОМС, установленного п. 3 ч. 2 ст. 12 Федерального закона N 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз.
Однако для глав КФХ в ч. 2 ст. 14 поименованного закона установлена специальная норма, поэтому на них не распространяется ч. 1 названной статьи. Для главы КФХ фиксированный размер страхового взноса по каждому соответствующему виду обязательного социального страхования определяется как произведение МРОТ, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, тарифа страховых взносов в соответствующий фонд, установленного ч. 2 ст. 12 Федерального закона N 212-ФЗ, и количества всех членов КФХ, включая главу крестьянского (фермерского) хозяйства, увеличенное в 12 раз. И только.
Таким образом, в расчетном периоде 2015 года глава КФХ, являющийся единственным членом КФХ, с учетом МРОТ, равного в этом году 5 965 руб.*(1), должен уплатить страховые взносы в размере 18 610 руб. 80 коп. (5 965 руб. х 26% х 12 мес. х 1 чел.) в ПФР и 3 650 руб. 58 коп. (5 965 руб. х 5,1% х 12 мес. х 1 чел.) в ФФОМС*(2). Никаких других страховых взносов в связи с деятельностью КФХ глава хозяйства уплачивать не должен.
Такой подход подтверждается Письмом Минтруда России от 08.04.2015 N 17-3/ООГ-451. В нем прямо указывается, что независимо от размера доходов глава КФХ уплачивает страховые взносы в фиксированном размере без взимания 1% от суммы дохода, превышающего 300 000 руб.
Часть 1 ст. 14 Федерального закона N 212-ФЗ применяется в отношении главы КФХ, только если он зарегистрирован как индивидуальный предприниматель. В этом случае он уплачивает фиксированные страховые взносы в соответствии с ч. 1.1 ст. 14 данного закона и взносы с суммы превышения дохода в размере 300 000 руб., но, по нашему мнению, полученного только от ведения иной деятельности, кроме как от деятельности КФХ. То есть тогда необходим раздельный учет выручки, полученной в рамках функционирования КФХ, и выручки, полученной от иной предпринимательской деятельности. Это обосновывается тем, что источником выплат КФХ является общее имущество крестьянского (фермерского) хозяйства, а источником выплат страховых взносов предпринимателя - его собственные доходы. На это указывается, например, в Постановлении ФАС СКО от 20.06.2014 по делу N А53-15654/2013.
Поскольку уплата страховых взносов в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, главой крестьянского (фермерского) хозяйства за члена такого хозяйства (пусть за себя) и этим же членом крестьянского (фермерского) хозяйства как индивидуальным предпринимателем осуществляется из различных источников, двойного обложения взносами в данном случае не происходит (Постановление Президиума ВАС РФ от 02.07.2013 N 58/13 по делу N А60-7424/2012).
Таким образом, глава КФХ уплачивает страховые взносы от деятельности в этом качестве в фиксированном размере независимо от величины дохода, полученного КФХ. Если он же зарегистрирован как индивидуальный предприниматель, то он должен уплатить страховые взносы и как ИП, даже если деятельности в качестве ИП он не ведет. Но если доходы от иной деятельности превысят 300 000 руб., то с суммы превышения необходимо уплатить страховые взносы в размере 1% с суммы превышения.
1 января 2016 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Статья 1 Федерального закона от 01.12.2014 N 408-ФЗ.
*(2) В данном расчете мы предполагаем, что КФХ был зарегистрирован (перерегистрирован по российским законам) с 01.01.2015 или ранее. Если регистрация (перерегистрация) произошла в течение 2015 года, то умножать МРОТ надо не на 12 месяцев, а на количество месяцев фактической работы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"