Возврат остатков субсидии на выполнение госзадания
Г.Г. Зайцева,
главный редактор журнала "Руководитель автономного учреждения"
Журнал "Руководитель автономного учреждения", N 12, декабрь 2015 г., с. 19-23.
В начале следующего года автономные учреждения могут столкнуться с необходимостью вернуть остатки субсидий, выданных на выполнение государственного или муниципального задания в 2015 году. Нормы, позволяющие учредителям потребовать возврата, содержатся в Федеральном законе от 03.11.2015 N 301-ФЗ*(1) (далее - Закон N 301-ФЗ). Правда, новое требование коснется не всех. Какие именно учреждения лишатся части полученных средств, по каким причинам и как эти деньги возвращать?
В каких случаях возвращать?
Закон N 301-ФЗ, вступивший в силу 4 ноября 2015 года, внес изменения в ч. 3.15 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон N 174-ФЗ). Поправки устанавливают, что оставить не использованные в текущем финансовом году средства субсидии на выполнение задания и впоследствии направить их на уставную деятельность учреждение может только в случае, когда оно достигло показателей объема государственных (муниципальных) услуг, зафиксированных в задании. При этом федеральными законами, законами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований может быть предусмотрен возврат автономными учреждениями в бюджет остатка указанной субсидии в объеме, соответствующем не достигнутым показателям задания. Аналогичные положения, относящиеся к бюджетным учреждениям, внесены в Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ*(2) (далее - Закон N 83-ФЗ).
На федеральном уровне необходимость возврата средств уже закреплена. В части 2 ст. 5 Закона N 301-ФЗ говорится: образовавшиеся в связи с недостижением установленных объемных показателей остатки субсидий на выполнение госзадания, предоставленных в 2015 году федеральным БУ и АУ, подлежат возврату в бюджет. Аналогичным образом придется поступить в отношении остатков субсидий на иные цели, если не подтверждена потребность в направлении названных средств на те же цели в 2016 году (напомним, что в отношении целевых субсидий данное правило действовало и раньше*(3)). Остатки, перечисленные в федеральный бюджет, будут использованы для реализации дополнительных мер по поддержке отраслей экономики и бюджетов субъектов РФ, социальной поддержке граждан, для оказания гуманитарной помощи населению иностранных государств и национальной обороны.
Регионам и муниципальным образованиям предстоит принять по этому поводу собственные решения. Можно предположить, что часть территорий последует федеральному примеру. Ведь раньше некоторые учредители уже предусматривали в своих нормативных актах, определяющих порядок формирования и финансового обеспечения государственного (муниципального) задания, условия возврата средств субсидий*(4). Теперь же подобные требования должны быть прописаны не в постановлении или приказе органа-учредителя, а в региональном законе или аналогичном акте муниципального уровня.
Когда возвращать?
Согласно ч. 2 ст. 5 Закона N 301-ФЗ мера о возврате федеральными БУ и АУ остатков субсидии на выполнение задания носит временный характер и распространяется только на 2016 год. Однако поправки к законам N 174-ФЗ и 83-ФЗ превращают эту меру в постоянную, поскольку в них закрепляется право автономных и бюджетных учреждений на использование в очередном финансовом году сэкономленных средств только при выполнении государственного (муниципального) задания в полном объеме. К тому же данные нормы вполне отвечают принципам финансирования, установленным п. 2, 4 ст. 69.2 БК РФ: показатели задания БУ и АУ применяются для определения объема субсидии на его выполнение, а объем этот рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание услуг в порядке, утвержденном соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом власти субъекта РФ, местной администрацией.
Примечание. Автономные учреждения теперь вправе использовать в очередном финансовом году сэкономленные средства субсидии только при выполнении государственного (муниципального) задания в полном объеме.
Для федеральных бюджетных и автономных учреждений срок возврата остатков субсидий предварительно определен. Пункт 27 проекта постановления Правительства РФ*(5), подготовленного Минфином, содержит следующие даты:
- не позднее 1 апреля 2016 года (для остатков субсидии на выполнение госзадания, образовавшихся в связи с недостижением установленных показателей объема предоставления услуг или работ);
- не позднее 1 июля 2016 года (для остатков субсидии на иные цели, в отношении которых наличие потребности в их направлении на те же цели в 2016 году не подтверждено).
Свои сроки должны быть утверждены на уровне субъектов РФ и муниципальных образований.
По какой причине возвращать?
Ключевым условием для того, чтобы оставить в собственном распоряжении неиспользованные средства субсидии на выполнение задания, является выполнение установленных показателей объема предоставления услуг. О каких-либо других параметрах, недостижение которых повлечет для автономного учреждения необходимость возврата остатков субсидии, в Законе N 301-ФЗ не упоминается. А значит, невыполнение, например, показателей качества не может стать основанием для применения ограничительных мер.
Напомним, что похожая норма, направленная на недопущение "перефинансирования" учреждений, содержится в п. 46 Положения*(6), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 N 640. В нем отмечается: если показатели объема, включенные в предварительный отчет о выполнении госзадания, меньше показателей, установленных в самом заданий, последняя (декабрьская) часть субсидии, выделяемая федеральному бюджетному или автономному учреждению, должна быть сокращена.
Данные отчета о выполнении задания (но уже не предварительного, а итогового), вероятно, сыграют важную роль и при принятии органом-учредителем заключения о возврате подведомственным учреждением остатков указанной субсидии. Именно этот документ может стать основанием для вынесения соответствующего решения. По крайней мере, такой механизм некоторые учредители уже используют (см. упомянутые выше муниципальные нормативные акты).
Из каких источников возвращать?
Прямого ответа на данный вопрос в Законе N 301-ФЗ нет, однако это, пожалуй, в первую очередь интересует автономные учреждения. Представляется, что в тех ситуациях, когда средства субсидии на выполнение задания не будут полностью израсходованы по итогам 2015 года (то есть размер остатков пропорционален объему непредоставленных услуг), перечислять в бюджет соответствующего уровня придется неиспользованные остатки. Если же остатков субсидии нет, а объемные показатели задания все равно не достигнуты (то есть деньги потрачены неэффективно), средства, скорее всего, будут возвращаться за счет доходов от внебюджетной деятельности по предоставлению дополнительных платных услуг. Кстати, в существующих нормативных актах, регулирующих данную ситуацию, как раз и предусмотрены названные варианты действий. В документах даже есть указание на то, что возврат субсидии за счет средств от приносящей доход деятельности должен происходить в течение периода, необходимого для полного возмещения излишне израсходованных средств.
Примечание. Учредители получают правовые основания реагировать на факты отклонений от показателей, установленных государственными (муниципальными) заданиями, и требовать от подведомственных учреждений возврата средств субсидии.
Заключение
Как видим, новое требование коснется автономных учреждений только в тех случаях, когда не будут достигнуты утвержденные в государственном или муниципальном задании объемы услуг (работ). В связи с этим учреждениям целесообразно еще до окончания финансового года проанализировать процент выполнения задания и при необходимости запланировать средства в объеме, подлежащем возвращению в бюджет.
Отметим: если в задании или соглашении об условиях и порядке предоставления субсидии на его выполнение названы допустимые (возможные) отклонения от установленных показателей*(7), в их пределах задание считается выполненным. А значит, обязанность вернуть остатки субсидии в данном случае у АУ не возникает (возвращать остатки потребуется только при превышении обозначенного диапазона).
В свою очередь, учредители со вступлением в силу рассматриваемых норм получают правовые основания реагировать на факты отклонений от показателей, установленных государственными (муниципальными) заданиями, и требовать от подведомственных учреждений возврата средств соответствующей субсидии. Эта мера позволит органам-учредителям избегать неэффективного расходования бюджетных средств и продолжать последовательно воплощать в жизнь принцип финансирования государственных и муниципальных услуг, а не учреждений.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2016 год".
*(2) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".
*(3) См. части 3.17, 3.18 ст. 2 Закона N 174-ФЗ, Приказ Минфина РФ от 28.07.2010 N 82н "О взыскании в соответствующий бюджет неиспользованных остатков субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации государственным (муниципальным) учреждениям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям".
*(4) См., например, постановления администрации муниципального образования Алапаевское от 21.02.2014 N 136, главы Гаринского городского округа от 27.04.2015 N 168.
*(5) "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2016 год". Документ размещен на едином портале regulation.gov.ru.
*(6) "Положение о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания".
*(7) В частности, такие отклонения предусмотрены в новой форме госзадания, которая в силу Постановления Правительства РФ N 640 должна применяться с заданий на 2016 год.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"