Я 10 лет работаю преподавателем в Техническом университете на факультете гуманитарного образования, который является коммерческим. Все преподаватели факультета каждый месяц получают премию за внебюджет, которая в нашей квитанции о зарплате проходит отдельной строкой, и всегда составляла в среднем от 4 500-5 500 руб. в месяц. В сентябре 2013 г. нам повысили оклад, с тех пор премия за внебюджет снизилась до 1 000-1 200 руб. (Заработная плата старшего преподавателя составляет 11 800 руб.). Такое снижение мотивируют "раздутым" штатом кафедр и необходимостью сокращений, которые не производятся при этом. Но стоит сказать, что уже 2 года как новых сотрудников не принимают, а за последние 3 месяца уволилось только с нашей кафедры 4 человека. Должен ли быть в университете документ, который регламентировал бы эти сокращения премий? Каково должно быть его конкретное содержание? Какими должны быть наши дальнейшие действия?
Да, документ регулирующий систему оплаты труда в государственном образовательном учреждении должен быть.
Локальным актом работодателя должна регулироваться система оплаты труда, в т.ч. размер и порядок выплаты премий.
Для установления порядка выплаты премии Вам необходимо запросить для ознакомления у работодателя с коллективный договор, соглашение и (или) локальный нормативный акт, регулирующий порядок оплаты труда или выплаты премий.
В случае отказа работодателя работник вправе обратиться за защитой своих трудовых прав в территориальный орган Роструда - государственную инспекцию труда (в том числе через данный ресурс), а также в суд.
Правовое обоснование:
Согласно ч. 1 ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников муниципальных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Премия является стимулирующей выплатой согласно ч. 1 ст. 129 ТК РФ.
Согласно ст. 352 ТК РФ каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
В соответствии со ст. 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется Федеральной службой по труду и занятости (Роструд) и ее территориальными органами (государственными инспекциями труда). За защитой своих трудовых прав работник может обратиться в государственную инспекцию труда по месту нахождения работодателя, в том числе через данный ресурс.
Работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права (ч. 1 ст. 392 ТК РФ). Трудовые споры рассматриваются районными (городскими) судами по месту нахождения работодателя.
При этом необходимо иметь в виду, что государственный инспектор труда не вправе выдавать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению, по искам, принятым к рассмотрению судом, или вопросам, по которым имеется решение суда (ч. 2 ст. 357 ТК РФ). Таким образом, подавая иск в суд, работник утрачивает возможность защиты своих трудовых прав посредством обращения в государственную инспекцию труда.
Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", сентябрь 2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ" и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.