Применение ККТ при получении талона на питание
А.Г. Снегирев,
эксперт журнала "Предприятия общественного питания:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение", N 12, декабрь 2015 г., с. 67-69.
Надо ли при оказании услуг общественного питания по талонной системе в момент получения от клиента талона пробивать по кассе сумму, указанную в нем?
Случаи, когда организации и индивидуальные предприниматели при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг обязаны применять контрольно-кассовую технику, включенную в Государственный реестр, перечислены в п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт". Первый случай - осуществление наличных денежных расчетов, второй - проведение расчетов с использованием платежных карт. В связи с этим действие Федерального закона N 54-ФЗ распространяется на наличные денежные расчеты и расчеты с помощью платежных карт при продаже товаров, оказании услуг или выполнении работ.
В свою очередь, наличными денежными расчетами в целях применения указанного закона являются произведенные с использованием средств наличного платежа расчеты за приобретенные товары, выполненные работы, оказанные услуги. А в качестве единственного законного средства наличного платежа на территории РФ выступают банкноты (банковские билеты) и монета ЦБ РФ (ст. 29 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"). Объяснять, что такое платежные карты, думаем, необходимости нет.
Непосредственно в момент передачи клиентом за оказанные ему услуги талона оплата услуг (в размере номинальной стоимости талона) не производится. Если заказчиком выступает сторонняя организация, оплата осуществляется в соответствии с условиями заключенного договора, как правило, безналичным расчетом предварительно либо в другой оговоренный срок. Если же по талонной системе обслуживаются свои работники, фактически оплата услуг может производиться путем удержания соответствующих сумм из заработной платы либо услуги (их часть) по талонам могут вообще оказываться безвозмездно (бесплатно).
Таким образом, в момент получения от клиента талона передачи наличных денежных средств не происходит, следовательно, применять ККТ не нужно. В то же время, если стоимость оказанных услуг превышает номинальную стоимость талона, разница подлежит оплате клиентом (наличными денежными средствами либо с помощью платежной карты). Вот эта разница по кассе, естественно, должна быть пробита.
Аналогичный подход продемонстрирован в Письме УФНС по г. Москве от 14.12.2009 N 17-15/132344. Приведем его.
При безналичной оплате, когда денежный расчет осуществляется, в частности, посредством талонной схемы бесплатного питания, то есть денежные расчеты совершаются без участия наличных денег путем зачисления их на счет получателя, применение ККТ действующим законодательством не предусмотрено. Следовательно, ежедневная безналичная выручка (по талонам) в Z-отчете и журнале кассира-операциониста не отражается. Документооборот талонов оформляется с соблюдением всех требований бухгалтерского учета.
Пробитие суммы талонов через ККТ и уменьшение выручки на данные суммы с оформлением акта о возврате денежных сумм по форме N КМ-3 (речь идет об акте о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам, форма которого утверждена Постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 N 132) в рассматриваемой ситуации также неправомерно. Ведь указанный акт согласно п. 4.2, 4.3 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением*(1) оформляется в случае возврата денег покупателям или ошибки кассира-операциониста. (Об этом в свое время также было сказано в Письме УМНС по г. Москве от 20.05.2003 N 29-12/26707.)
В итоге по контрольно-кассовой технике пробивается только фактически полученная сумма денежных средств, а также сумма, оплаченная с использованием платежных карт.
Однако ФНС по рассматриваемой проблеме придерживается другого подхода (изложен в Письме от 25.03.2013 N АС-4-2/5072@). Итак, по мнению налоговиков, если стоимость заказа больше номинала, указанного в талоне на питание, оплата заказа отражается по двум секциям ККТ. Часть стоимости заказа, равная сумме номинала талона на питание, показывается по отдельной секции, а сумма доплаты пробивается по основной секции как поступившие в кассу наличные. При этом чиновники считают, что аналогичным образом заполняется и журнал кассира-операциониста по форме N КМ-4, утвержденный Постановлением Госкомстата РФ N 132. В журнале количество талонов на питание и стоимость заказа, равная сумме номинала талонов, отражается в графах 12 и 13 "Оплачено по документам", а сумма доплаты фиксируется в графе 11 "Сдано наличными".
* * *
Если следовать требованиям Федерального закона N 54-ФЗ при оказании услуг общественного питания по талонной системе, в момент получения от клиента талона сумма, указанная в нем, по ККТ не пробивается. Ведь в этот момент не происходит ни оплаты наличными денежными средствами, ни расчетов с применением платежных карт, если только клиенту не приходится доплачивать разницу между стоимостью услуг и номиналом талона (но тогда по кассе пробивается только сумма разницы). В то же время ФНС в 2013 году озвучила другой подход, посчитав, что по кассе нужно пробивать все суммы. В связи с этим предприятиям питания при оказании услуг по талонной системе придется решать самостоятельно, каким образом действовать. Со своей стороны отметим: если организация применяет УСНО либо признает доходы в бухгалтерском учете кассовым методом, пробивание "талонной" суммы по ККТ может потребовать дополнительных пояснений (для проверяющих) по поводу момента признания доходов в целях налогообложения, отражения выручки в бухгалтерском учете.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Утверждены Минфином РФ 30.08.1993 N 104.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"