Обзор. Новые правила бухучета в бюджетных и автономных учреждениях. Изменения 2016 года
Март, 2016 год
Изменения в Планы счетов бухгалтерского учета для бюджетных и автономных учреждений и Инструкции по их применению, вносимые приказами Минфина России от 31.12.2015 NN 227н и 228н соответственно, были ожидаемы. Новации обусловлены необходимостью приведение Планов счетов и Инструкций NN 174н, 183н в соответствие с положениями Инструкции N 157н, новыми положениями бюджетного законодательства в части структуры бюджетной классификации, изменениями в порядке формирования бухгалтерской отчетности.
Нововведения должны применяться в целях формирования учетной политики 2016 года и показателей учета на 1 января 2016 года (за исключением требований по формированию 1-4 разрядов номера счета).
Одно из значимых изменений - из Инструкций удалены почти все упоминания о порядке применения первичных учетных документов в целях отражения в учете хозяйственных операций.
Вносимые в Инструкции NN 174н и 183н дополнения и корректировки в большинстве своем подобны изменениям, внесенным в Инструкцию N 162н приказами Минфина России от 17.08.2015 N 127н и от 30.11.2015 N 184н (см. обзоры соответствующих изменений).
1. Первичные документы
Инструкции N 174н и N 183н больше не регулируют порядок применения первичных документов в качестве основания для отражения фактов хозяйственной жизни. Положения Инструкций в части первичных учетных документов применяются в соответствии с учетной политикой субъекта учета и положениями приказа Минфина России от 30.03.2015 N 52н. У ревизоров теперь не будет поводов для квалификации нарушений по формальному признаку - отсутствию упоминания о том или ином документе применительно к отражению определенного факта хозяйственной жизни.
Рекомендуем ознакомиться:
2. Новый порядок формирования номера счета
Одним из ключевых нововведений, внесенных в Инструкции, являются правила формирования рабочего плана счетов в отношении структуры счета.
Уже в текущем году установлено требование об обязательном включении бюджетными и автономными учреждениями в 15-17 разряды номеров соответствующих счетов кодов:
- вида расходов;
- аналитической группы подвида доходов;
- аналитической группы вида источников финансирования дефицитов.
Напомним, что согласно п. 21.1 Инструкции N 157н в 1-4 разрядах номера счета с 1 января 2017 года обязательно должны отражаться коды раздела и подраздела расходов бюджета.
Порядок формирования 5-14 разрядов номера счета бюджетные (автономные) учреждения могут установить в своей учетной политике. В частности, можно задействовать коды целевых статей расходов. Если же учетной политикой вопрос о формировании 5-14 разрядов номера счета не урегулирован, то в этих разрядах необходимо указывать нули.
Особый порядок предусмотрен при формирования входящих остатков по счетам нефинансовых активов, за исключением счетов 0 106 00 000 и 0 107 00 000, - на начало года в 5-17 разрядах указываются нули.
Кроме того, особые правила предусмотрены для счетов 0 204 00 000, 0 401 30 000, 0 401 20 270. Всегда указываются нули:
- в 1-14 разрядах номеров счетов аналитического учета счета 0 204 00 000 "Финансовые вложения";
- в 1-17 разрядах номера счета 0 401 30 000 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов";
- в 5-17 разрядах номеров счетов аналитического учета счета 0 401 20 270 "Расходы по операциям с активами".
Рекомендуем ознакомиться:
3. Изменения в Планы счетов
В основном связаны с их приведением в соответствие с Единым планом счетов, утвержденным приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н. Скорректированы названия многих счетов, например: счет 0 201 26 000 теперь называется "Денежные средства учреждения на специальных счетах в кредитной организации", прежде он назывался "Аккредитивы на счетах учреждения в кредитной организации", соответствующие корректировки внесены и в положения Инструкций NN 174н и 183н.
Планы счетов дополнены новыми аналитическими счетами, в том числе:
- 0 205 82 000 "Расчеты по невыясненным поступлениям";
- 0 206 11 000 "Расчеты по оплате труда" - применяется для отражения задолженности работника при перерасчете заработной платы, связанной, к примеру, с представлением корректирующего табеля учета использования рабочего времени (в случае предоставления листков нетрудоспособности, выполнения государственной обязанности);
- к счету 0 209 00 000 "Расчеты по ущербу и иным доходам" введены аналитические счета учета, в частности: 0 209 30 000 "Расчеты по компенсации затрат", 0 209 40 000 "Расчеты по суммам принудительного изъятия", 0 209 83 000 "Расчеты по иным доходам";
- 0 210 10 000 "Расчеты по налоговым вычетам по НДС";
- 0 401 40 172 "Доходы будущих периодов от операций с активами";
- увязка счетов 0 401 50 000 "Расходы будущих периодов" и 0 401 60 000 "Резервы предстоящих расходов" с конкретными кодами КОСГУ новыми редакциями не предусмотрена; порядок учета на этих счетах следует определить в учетной политике исходя из экономического содержания операций.
Кроме того, в План счетов автономных учреждений добавлен счет 0 206 70 000 "Расчеты по авансам на приобретение ценных бумаг и иных финансовых вложений" и аналитические счета к нему; а в План счетов бюджетных учреждений - аналитический счет 0 302 72 000 "Расчеты по приобретению ценных бумаг, кроме акций".
В новой редакции изложен раздел 5 "Санкционирование расходов". Учет по аналитическим счетам счетов 0 502 00 000 "Обязательства", 0 504 00 000 "Сметные (плановые) назначения", 0 506 00 000 "Право на принятие обязательств", 0 507 00 000 "Утвержденный объем финансового обеспечения", 0 508 00 000 "Получено финансового обеспечения" организуется по соответствующим аналитическим кодам вида поступлений, выбытий объекта учета, соответствующим кодам КОСГУ.
Добавлены и забалансовые счета:
- 27 "Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)";
- 30 "Расчеты по исполнению денежных обязательств через третьих лиц";
- 31 "Акции по номинальной стоимости".
Проектом Приказа Минфина России "О внесении изменений в Единый план счетов бухгалтерского учета и Инструкцию по его применению..." (подготовлен Минфином России 28.01.2016 г.) предусмотрено введение нового забалансового счета 40 "Активы в управляющих компаниях", предназначенного для учета активов, находящихся в доверительном управлении в управляющих компаниях, отраженных на счете 0 204 51 000 "Активы в управляющих компаниях".
Рекомендуем ознакомиться:
4. Изменения в Инструкции по применению плана счетов
Инструкции NN 174н, 183н приводятся в соответствие с методологией учета, установленной общими требованиями Инструкции N 157н, скорректированы и дополнены многие положения, регулирующие движение объектов учета в различных хозяйственных ситуациях.
4.1. Нефинансовые активы
В новой редакции изложены, в частности, положения (п. 3.3 Приказа N 227н):
- по порядку отражения в учете увеличения первоначальной стоимости основных средств в результате достройки, модернизации, реконструкции;
- по оприходованию неучтенных объектов, выявленных при инвентаризации.
Принятие к учету нефинансовых активов в рамках движения между головным учреждением и (или) обособленными подразделениями теперь не ограничено кодом вида деятельности "4".
Инструкции NN 174н, 183н дополнены проводками для отражения в учете перемещения нефинансовых активов между группами и (или) видами имущества, а также движения нефинансовых активов (основных средств, материальных запасов) при разукомплектации и частичной ликвидации объектов учета. В этих случаях соответствующие счета учета нефинансовых активов корреспондируют со счетом 0 401 10 172 "Доходы от операций с активами".
А вот основные средства, полученные по результатам НИОКР, и материальные запасы, остающиеся в распоряжении учреждения для хозяйственных нужд по результатам проведения ремонтных работ, отражаются с применением счета 0 401 10 180 "Прочие доходы".
Получение земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования, в том числе расположенных под объектами недвижимости, отражается по дебету счета 4 103 11 000 "Земля - недвижимое имущество учреждения" и кредиту счета 4 401 10 180 "Прочие доходы".
Предусмотрена возможность списания инвентарного объекта с балансового учета по иным основаниям, в том числе по причине физического, морального износа объекта учета.
Установлено, что при принятии решения о списании объектов учета, пришедших в негодность, или по иным основаниям, выбывшее из эксплуатации имущество отражается на забалансовом счете 02 "Материальные ценности, принятые на хранение" до момента его демонтажа и (или) утилизации.
Также добавлены проводки по признанию расходами текущего финансового года произведенных капитальных вложений в объекты основных средств, нематериальных активов, которые не были созданы (не признаны активами) при наличии решения о прекращении реализации инвестиционного проекта, в рамках которого осуществлялись капитальные вложения.
Новыми редакциями урегулировано, что при приобретении (создании) нефинансовых активов за счет средств, полученных более чем по одному виду деятельности (финансового обеспечения), суммы вложений, сформированные на счете 0 106 00 000, переводятся с кодов вида деятельности "2", "5" и "6" на код вида деятельности "4".
Отражение операций по переводу нефинансовых активов с одного кода вида деятельности на другой осуществляется с использованием счета 0 304 06 000 "Расчеты с прочими кредиторами".
Кроме того, Инструкции NN 174н, 183н дополнены проводками по выбытию (перемещению) и оприходованию материальных запасов в различных ситуациях, в том числе при (п. 3.21 Приказа N 227н):
- передаче спецоборудования со склада в научное подразделение для выполнения НИОКР по договору;
- передаче материальных запасов работникам (сотрудникам) учреждения в личное пользование для выполнения ими служебных (должностных) обязанностей;
- переводе молодняка животных в основное стадо;
- оприходовании материальных запасов, образовавшихся в результате принятия уполномоченным органом решения о реализации, безвозмездной передаче выбывшего из эксплуатации движимого имущества.
В новой редакции изложены положения по формированию затрат на изготовление готовой продукции, учету готовой продукции, уточнен и дополнен порядок учета торговой наценки при выявлении недостач, нанесении ущерба имуществу, в том числе вследствие стихийных бедствий (п.п. 3.22-3.28 Приказа N 227н).
Также теперь положениями Инструкций NN 174н, 183н предусматривается, что накопленные на счете 4 109 60 000 суммы фактической себестоимости оказанных учреждением услуг (выполненных работ) в рамках исполнения государственного (муниципального) задания списываются на финансовый результат по доходам (в дебет счета 0 401 10 100 "Доходы экономического субъекта"). Новации п. 66 Инструкции N 174н и п. 66 Инструкции N 183н предусматривают отнесение нераспределяемых общехозяйственных расходов, издержек обращения в уменьшение соответствующего дохода в уменьшение соответствующего дохода.
Вместе с тем в п. 153 Инструкции N 174н и п. 181 Инструкции N 183н по-прежнему предусмотрена возможность списания фактической себестоимости выполненных работ (оказанных услуг), общехозяйственных расходов и издержек обращения на счет 0 401 20 200. Поэтому отнесение затрат в уменьшение соответствующих доходов желательно урегулировать в учетной политике.
Рекомендуем ознакомиться:
Стоимость земельных участков в целях бухгалтерского учета в госучреждении Особенности формирования в бюджетном (автономном) учреждении себестоимости госуслуг |
4.2. Финансовые активы
Доходы государственных (муниципальных) учреждений от поступлений субсидий на финобеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания с 2016 года отражаются по статье 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ)" (Раздел V Указаний N 65н). Поэтому внесены правки в п. 72 Инструкции N 174н и п. 72 Инструкции N 183н, которыми предусмотрен учет поступления субсидий на выполнения государственного (муниципального) задания на счете 4 205 31 660 - для бюджетных учреждений и на счете 4 205 30 000 - для автономных учреждений. Также и поступления денежных средств учреждениям, осуществляющим медицинскую деятельность по программе ОМС, отражаются в корреспонденции со счетом 7 205 31 660 (7 205 30 000) "Расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг". Иные субсидии по-прежнему учитываются по статье 180 "Прочие доходы" и отражаются на соответствующих аналитических счетах счета 0 205 80 000 "Расчеты по прочим доходам". Соответствующие изменения претерпели и положения Инструкций в отношении операций по начислению доходов.
Приказами NN 227н, 228н дополнены корреспонденции по отражению доходов, в том числе доходов будущих периодов при начислении:
- задолженности заказчиков в соответствии с долгосрочными договорами и расчетными документами за выполненные и сданные им отдельные этапы работ, услуг;
- задолженности покупателей по договору реализации имущества, предусматривающему рассрочку платежа, с переходом права собственности (права оперативного управления) на объект после завершения расчетов;
- доходов в форме грантов, субсидий, в том числе на иные цели, по соглашениям о предоставлении субсидий (грантов) в очередном финансовом году (годах, следующих за отчетным).
В Инструкциях NN 174н, 183н расширен перечень операций, при осуществлении которых применяются счета 0 201 23 000 "Денежные средства учреждения в кредитной организации в пути" и 0 210 03 000 "Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам", а также добавлены корреспонденции по операциям, связанным с применением банковских карт, в частности*(1):
Корреспонденции по счетам | Содержание операции | |
Дебет | Кредит | |
0 201 23 510 (0 201 23 000) | 0 201 34 610 (0 201 34 000) | Выбытие денежных средств из кассы учреждения: - при внесении наличных средств с использованием банковских карт через банкомат (иное техническое средство, предназначенное для совершения операций с использованием карт); - при передаче наличных денежных средств инкассаторам |
2 201 23 510 (2 201 23 000) | 2 205 31 660 (2 205 00 000, 2 209 00 000) | Прием оплаты услуг (товаров, работ), иных платежей с использованием платежной карты получателя услуг (товаров, работ) через платежный терминал, установленный в учреждении |
0 201 23 510 (0 201 23 000) | 0 206 00 660, 0 208 00 660, 0 209 00 660 (0 206 00 000, 0 208 00 000, 0 209 00 000) | Прием возврата дебиторской задолженности с использованием платежной карты через платежный терминал, установленный в учреждении |
0 201 11 510 (0 201 11 000) | 0 201 23 610 (0 201 23 000) | Поступление (зачисление) на лицевой счет учреждения сумм, инкассированных наличных денег, а также сумм, внесенных с использованием расчетных (дебетовых) карт через банкомат |
0 210 03 560 (0 210 03 000) | 0 201 23 610 (0 201 23 000) | Поступление (зачисление) денежных средств на балансовый счет N 40116 "Средства для выплаты наличных денег и осуществления расчетов по отдельным операциям" из кассы учреждения при условии их зачисления на счет в операционный день, отличный от дня перечисления из кассы |
0 201 34 510 (0 201 34 000) | 0 210 03 660 (0 210 03 000) | Поступление в кассу учреждения наличных денежных средств, полученных с использованием банковской карты через банкомат (на основании чека банкомата) |
0 208 00 560 (0 208 00 000) | 0 210 03 660 (0 210 03 000, 0 201 21 000) | Получение подотчетным лицом наличных денежных средств с использованием карт, выданных органом Федерального казначейства через банкомат, а также оплата подотчетным лицом за приобретенные товары (работы, услуги) с использованием карт через электронный терминал |
0 210 03 560 (0 210 03 000) | 0 201 11 610 (0 201 11 000) | Перечисление денежных средств на счет органа, организующего кассовое обслуживание, открытый в кредитной организации для осуществления операций по обеспечению денежными средствами с использованием карт |
Кроме того, определено, что оприходование неучтенных денежных средств, выявленных в результате инвентаризации, отражается по дебету счета 0 201 34 000 "Касса" и кредиту счета 0 401 10 180 "Прочие доходы" (пп. "в" п. 3.49 Приказа N 227н).
Уточнен порядок списания с балансового учета дебиторской (кредиторской) задолженности, в частности, учитываемой на счете 0 205 00 000 "Расчеты по доходам".
Дополнения и корректировки коснулись и порядка отражения операций с денежными средствами во временном распоряжении, в том числе в иностранной валюте (п.п. 3.47, 3.48 Приказа N 227н).
В связи с расширением аналитики по счету 0 209 00 000 в Инструкции NN 174н, 183н внесены новые корреспонденции, в том числе:
Корреспонденции по счетам | Содержание операции | ||
Дебет | Кредит | ||
0 209 30 560 | 0 401 10 130 | Отражение суммы ущерба: - по суммам задолженности работников учреждения по излишне выплаченным им суммам оплаты труда (не удержанным из заработной платы), в случае оспаривания работником оснований и размеров удержаний; - в сумме задолженности бывшего работника перед учреждением за неотработанные дни отпуска при его увольнении; - по суммам задолженности перед учреждением, подлежащие возмещению по решению суда в виде компенсации расходов, связанных с судопроизводством (оплата государственной пошлины, судебных издержек) | |
0 209 30 560 (0 209 30 000) | 0 206 00 000, 0 208 00 000 | Начисление задолженности в сумме требований по компенсации расходов учреждения получателями авансовых платежей, подотчетных сумм | |
0 209 40 560 | 0 401 10 140 | Отражение суммы: - ущерба в виде начисленных процентов за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате, либо необоснованного получения или сбережения; - задолженности по возмещению ущерба имуществу в соответствии с законодательством РФ при возникновении страховых случаев; - задолженности по штрафам, пеням, неустойкам, начисленным за нарушение условий договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг |
Предусмотрены проводки для отражения в учете уменьшения расчетов с дебиторами по аналитическим счетам счета 2 205 00 000, а также по счету 2 209 40 000 в корреспонденции с соответствующими аналитическими счетами счета 2 302 00 000 прекращением встречного требования зачетом (пп. "в" п. 3.54, пп. "г" п. 3.64. Приказа N 227н).
В новой редакции изложены и дополнены положения Инструкций по отражению операций на аналитических счетах счета 0 210 10 000 "Расчеты по налоговым вычетам по НДС".
Также приведены в соответствие с применяемой методологией учета положения по учету расчетов бюджетных (автономных) учреждений с органом власти, осуществляющим в их отношении функции и полномочия учредителя, отражаемых на счете 0 210 06 000 "Расчеты с учредителем".
Рекомендуем ознакомиться:
4.3. Обязательства
Наиболее значимые изменения коснулись счета 0 304 06 000 "Расчеты с прочими кредиторами".
Инструкции NN 174н, 183н дополнены корреспонденциями по счету 0 304 06 000 для отражения в учете операций, осуществляемых в рамках различных видов деятельности (финансового обеспечения). Раньше этот порядок регулировался на уровне писем Минфина России и Федерального казначейства. В частности, с применением счета 3 304 06 000 может отражаться удержание суммы удовлетворения требования учреждений при нарушении условий договора (контракта) из поступивших сумм задатков и залогов, в том числе в обеспечение заявок на участие в конкурсе. Предусмотрено использование счета 0 304 06 000 для учета уменьшение задолженности:
- подотчетного лица по возврату неиспользованных им денежных средств (денежных документов) на сумму удержаний, произведенных из заработной платы (иных доходов), по иному виду финансового обеспечения (деятельности);
- виновного лица по ущербу на сумму удержаний, произведенных из заработной платы, стипендии и иных доходов, по иному виду финансового обеспечения (деятельности).
Применение счета 0 304 06 000 предусмотрено при исполнении дебиторской задолженности, учтенной на счетах 0 205 00 000 "Расчеты по доходам", 0 209 00 000 "Расчеты по ущербу и иным доходам", 0 206 00 000 "Расчеты по выданным авансам", 0 207 00 000 "Расчеты по кредитам, займам (ссудам)", 0 208 00 000 "Расчеты с подотчетными лицами", по доходам (выплатам) за счет иного финансового источника, в том числе зачетом встречных требований (удержаний)
Также счет 0 304 06 000 используется для принятие к учету нефинансовых, финансовых активов (за исключением безналичных денежных средств), расчетов по обязательствам, финансового результата учреждения по передаточному акту (разделительному балансу) при реорганизации путем слияния, присоединения, разделения, выделения.
Внесены новые правила, регулирующие порядок по закрытию расчетов на счете 0 304 06 000 при завершении финансового года.
4.4. Финансовый результат
Приказами NN 227н, 228н скорректированы, расширены и дополнены корреспонденции по аналитическим счетам сета 0 401 00 000 "Финансовый результат".
Для счета 0 401 50 000 "Расходы будущих периодов" теперь предусмотрена корреспонденция со счетом 0 109 00 200.
Главным нововведением является установление порядка учета по вновь введенному в План счетов бухгалтерского учета счету 0 401 60 000 "Резервы предстоящих расходов", а также отражения соответствующих записей по счету 0 502 09 000 "Отложенные обязательства". Ранее пример детализации плана счетов и бухгалтерские записи по счету 0 401 60 000 были приведены соответственно в Приложении 1 и Приложении 2 к письму Минфина России от 20.05.2015 N 02-07-07/28998, бухгалтерские записи по отражению в учете операций с отложенными обязательствами - в письме Минфина России от 07.04.2015 N 02-07-07/19450 и Приложении 3 к данному письму. Вместе с тем порядок начисления резервов следует установить в учетной политике (см. также п. 5 Методических рекомендаций, доведенных письмом Минфина России от 19.12.2014 N 02-07-07/66918).
Рекомендуем ознакомиться:
Резервы предстоящих расходов в госучреждении. Счет 401 60 Резерв на оплату отпусков в госучреждении Резерв под обязательства, по которым в госучреждении отсутствуют первичные документы |
4.5. Санкционирование расходов
Почти все положения этого раздела претерпели более или менее существенные изменения. В связи с введением новых счетов и расширением аналитики по счетам санкционирования расходов в Раздел 5 Инструкций NN 174н, 183н внесены корректировки и дополнения, которыми предусмотрен порядок учета, в частности, по счетам 0 502 07 000 "Принимаемые обязательства", 0 502 09 000 "Отложенные обязательства", 0 504 00 000 "Сметные (плановые, прогнозные) назначения" и 0 507 00 000 "Утвержденный объем финансового обеспечения".
Рекомендуем ознакомиться:
Санкционирование расходов госучреждения. Счет 500 00 Учет санкционирования расходов в бюджетном (автономном) учреждении |
______________________________
*(1) Счета Плана счетов автономных учреждений здесь и далее указаны в скобках
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.