Административная ответственность за правонарушения в сфере применения ККТ
Август 2016 г.
Изменения законодательства о ККТ, предусматривающие переход на онлайн-кассы, коснулись и административной ответственности в данной сфере. С 15 июля 2016 года вступили в силу поправки в КоАП РФ, предусматривающие множество новшеств: размер штрафа будет рассчитываться от суммы расчетов, проведенных без применения ККТ, деятельность злостных нарушителей будет приостанавливаться, штрафы за обнаруженные машиной (а не человеком) нарушения могут быть в разы меньше обычных, а "явка с повинной" поможет избежать ответственности.
Административная ответственность за неприменение ККТ и сопутствующие деяния предусмотрена частями 2 - 6 ст. 14.5 КоАП РФ.
Наказуемыми являются следующие проступки:
Состав | Наказание |
Неприменение ККТ в установленных случаях (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ) | Штраф: - на должностных лиц и предпринимателей*(1) в размере от 25% до 50% суммы расчета, осуществленного без применения ККТ, но не менее 10 000 рублей; - на юридических лиц - от 75% до 100% суммы расчета, осуществленного без применения ККТ, но не менее 30 000 рублей. |
Повторное неприменение ККТ в установленных случаях, если сумма расчетов, осуществленных без применения ККТ, составила, в том числе в совокупности, один миллион рублей и более (ч. 3 ст. 14.5 КоАП РФ). В случае, если сумма расчетов без ККТ составила менее 1 млн. руб, проступок, как представляется, должен квалифицироваться по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ | - в отношении должностных лиц - дисквалификация на срок от одного года до двух лет; - в отношении ИП и организаций - административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток |
Применение ККТ, не соответствующей установленным требованиям, либо не зарегистрированной (перерегистрированной) в порядке и сроки, установленные законодательством (ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ), а с 1 февраля 2017 г. - применение ККТ с нарушением порядка и условий ее применения (ч. 15 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ) | - в отношении должностных лиц и ИП*(1) - предупреждение или штраф от 1 500 до 3 000 рублей; - в отношении организаций - предупреждение или штраф от 5 000 до 10 000 рублей |
Непредставление информации и документов по запросам налоговых органов или их представление с нарушением сроков (ч. 5 ст. 14.5 КоАП РФ) | - в отношении должностных лиц и ИП*(1) - предупреждение или штраф от 1 500 до 3 000 рублей; - в отношении организаций - предупреждение или штраф от 5 000 до 10 000 рублей |
Ненаправление при применении ККТ покупателю (клиенту) кассового чека или БСО в электронной форме либо непередача этих документов на бумажном носителе покупателю (клиенту) по его требованию в предусмотренных случаях (ч. 6 ст. 14.5 КоАП РФ) | - в отношении должностных лиц и ИП*(1) - предупреждение или штраф 2 000 рублей; - в отношении организаций - предупреждение или штраф в 10 000 рублей |
Административная ответственность по одному и тому же факту нарушения может быть назначена и виновному юридическому лицу (ИП), и одновременно его работнику, при наличии вины работника (ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ).
Срок давности привлечения к административной ответственности по указанным составам составляет 1 год со дня совершения правонарушения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ), а если оно является длящимся - 1 год со дня его выявления (ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ).
Однако важно знать, что в некоторых случаях (речь о которых пойдет ниже) наказание не будет назначено или суммы штрафов могут быть существенно ниже. Во многом зависит от того, при каких обстоятельствах ФНС узнает о факте правонарушения. Тут возможны четыре варианта:
- нарушения будут обнаружены во время обычной проверки применения ККТ, проводимой ФНС в рамках надзора за соблюдением законодательства о применении ККТ;
- нарушения будут выявлены во время проверки, которая проводится именно автоматизированной информационной системой ФНС в связи с поступлением сообщений и заявлений о данных, указывающих на совершение проступка (ч. 4 ст. 28.6 КоАП РФ);
- о своих собственных нарушениях сообщит в ФНС само провинившееся лицо;
- в ФНС поступят иные данные, свидетельствующие о возможном нарушении (ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ), но ФНС не станет проводить обычную проверку, в том числе с применением автоматизированной информационной системы, а вместо этого возбудит дело об административном правонарушении (возможно, начнет административное расследование) и станет осуществлять по нему производство.
Привлечение к ответственности по итогам проверки в рамках надзора за соблюдением законодательства о применении ККТ
Государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства о применении ККТ предусмотрен п. 1 ст. 7 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (далее - Закон о ККТ).
В рамках указанного вида надзора налоговые органы вправе проводить:
- проверки применения контрольно-кассовой техники, полноты учета выручки в организациях и у предпринимателей, в том числе так называемые "удаленные" проверки (абз. 4 п. 2 ст. 7 Закона о ККТ);
- проверки оформления и выдачи организацией и индивидуальным предпринимателем кассовых чеков, БСО и иных документов, подтверждающих факт расчета, в том числе методом контрольной закупки (абз. 5 п. 2 ст. 7 Закона о ККТ).
Эти проверки проводятся по процедурам, установленным специальным регламентом (утв. приказом Минфина России от 17.10.2011 N 132н), а их результаты фиксируются актом проверки (см. п. 47 упомянутого регламента).
Если правонарушение обнаружилось во время указанной проверки (то есть проверки в рамках госнадзора), то, согласно примечанию к ст. 28.1 КоАП РФ, дело об административном правонарушении может быть возбуждено только после оформления акта о проведении такой проверки. Однако если проверка выявила нарушение по ч. 3 ст. 14.5 КоАП РФ (то есть повторное неиспользование ККТ с суммой расчетов не менее 1 млн. руб.), то еще до оформления акта проверки ФНС вправе установить временный запрет деятельности, о чем следует в течение 24 часов с момент запрета сообщить в прокуратуру (см. примечание к ст. 28.1 КоАП РФ).
После составления акта возбуждается дело: немедленно (ч. 1 ст. 28.5 КоАП РФ) составляется протокол об административном правонарушении по правилам ст. 28.2 КоАП РФ. В случае возбуждения дел в отношении и организации, и виновного должностного лица составляются два протокола. В целях составления протокола об административном правонарушении в налоговую инспекцию вызываются законный представитель юридического лица (то есть руководитель или то лицо, которое по закону или учредительным документам является органом юридического лица, см. ч. 2 ст. 25.4 КоАП РФ), индивидуальный предприниматель или виновное должностное лицо. В течение 15 дней со дня составления протокола (ч. 1 ст. 29.6 КоАП РФ) налоговым органом будет рассмотрено дело и вынесено постановление (как правило, о привлечении к ответственности). Если же речь идет о ч. 3 ст. 14.5 КоАП РФ и налоговыми органами уже наложен временный запрет деятельности, то дело будет рассмотрено судом в течение 7 дней с момента наложения такого запрета (ч. 5 ст. 29.6 КоАП РФ).
Если нарушения выявлены во время такой проверки, то избежать штрафа можно только в следующей ситуации:
- правонарушение выявлено впервые, а правонарушитель является субъектом малого или среднего предпринимательства. Тогда, ссылаясь на положения ст. 3.4 и ст. 4.1.1 КоАП РФ, можно ожидать (и даже настаивать) замены штрафа предупреждением.
Если правонарушение выявлено впервые, но правонарушитель не относится к СМП, то можно, ссылаясь на ст. 3.4 КоАП РФ, просить о применении именно предупреждения (оно устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда жизни и здоровью людей и т.п., а также при отсутствии имущественного ущерба). Однако установление наказания будет зависеть от усмотрения налоговых органов (ч. 2 ст. 1.6 КоАП РФ).
В остальных случаях на уменьшение штрафа можно не рассчитывать.
Привлечение к ответственности по итогам проверки, проведенной автоматизированной информационной системой ФНС
При поступлении в налоговые органы сообщений и заявлений физических и юридических лиц о данных, указывающих на совершение административного правонарушения, может быть инициирована проверка автоматизированной информационной системой налоговых органов. Название системы дает основания предположить, что фактически проверку будет проводить вычислительная техника с использованием специальной программы (по аналогии с дорожными видеокамерами, которые фиксируют госномера автомобилей - нарушителей скоростного режима). Пока не утверждено ни специального порядка проведения такой проверки, ни документов, которыми будут удостоверяться ее результаты. Впрочем, и сейчас очевидно, что если в результате проверки автоинфорсистема ФНС сформирует отчет о наличии нарушений в использовании ККТ, у налоговых органов появится достаточный повод для возбуждения дела об административном правонарушении: даже если сведений автоинформсистемы недостаточно для составления протокола об административном правонарушении в сфере применении ККТ, ФНС будет вправе начать административное расследование (ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ).
Однако если в результате проверки, проведенной автоинформсистемой, будут выявлены данные о наличии правонарушений по частям 2, 4 и 6 ст. 14.5 КоАП РФ (то есть неприменение ККТ (впервые выявленное или повторное, но на сумму менее 1 млн руб.), применение "порочной" ККТ либо непередача клиенту кассового чека или БСО), то порядок производства совсем иной, и для виновных лиц он дает прекрасный шанс на огромную скидку в размере уплаченного штрафа.
Итак, после того, как автоинформсистема ФНС выявила наличие указанных нарушений, налоговые органы не составляют протокол об административном нарушении или аналогичный документ (ч. 1 ст. 28.2 и ч. 4 ст. 28.6 КоАП РФ). Вместо этого они извещают предполагаемых виновников о результатах проверки и предлагают добровольно исполнить неисполненную обязанность. Если виновное лицо полностью соглашается с обвинениями (то есть признает наличие вменяемого правонарушения) и до вынесения постановления исполнит ту обязанность, за неисполнение либо ненадлежащее исполнение которой оно и привлекается к административной ответственности, налоговый орган вместо протокола о правонарушении и без участия лица сразу составляет постановление (ч. 4 ст. 28.6 КоАП РФ), однако штраф в этом постановлении назначается в размере одной трети минимального размера штрафа, предусмотренного соответствующей нормой - то есть частями 2, 4 или 6 ст. 14.5 КоАП РФ (ч. 3.4 ст. 4.1 КоАП РФ). Экземпляр постановления в течение трех дней со дня вынесения отсылается нарушителю либо заказным почтовым отправлением в форме копии постановления на бумажном носителе, либо через кабинет контрольно-кассовой техники в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью (ч. 4 ст. 28.6 КоАП РФ).
В какой именно срок следует исполнить невыполненную обязанность? Конкретный период времени не указан, однако следует иметь в виду, что согласно ч. 1 ст. 29.6 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела либо материалов, полученных с применением специальных технических средств. При этом данный срок не является пресекательным (см., например, постановление Верховного Суда РФ от 11.03.2016 N 301-АД16-61). Это значит, что рассмотреть дело можно и позднее, главное, чтобы не истек срок давности привлечения к административной ответственности, а таковой по делам о применении ККК составляет 1 год (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ). Таким образом, можно предположить, что и устранить выявленное информсистемой нарушение следует в течение 15 дней после этого выявления.
Если же виновное лицо не соглашается с обвинениями, то составляется протокол об административном правонарушении и дело об административном правонарушении рассматривается в обычном порядке (ч. 5 ст. 28.6 КоАП РФ). Разумеется, при этом исчезает всякая надежда заплатить вместо полной суммы штрафа лишь треть его минимального размера.
Привлечение к ответственности по заявлению виновного лица о совершенном им правонарушении в сфере применения ККТ
Как правило, никто не спешит сообщать в административные органы о совершенном им правонарушении. На то есть много резонов, в числе которых и отсутствие каких-либо твердых гарантий улучшения положения виновника. Однако в рассматриваемом случае, напротив, "покаяться" в ФНС гораздо выгоднее, потому что появляется реальный шанс избежать ответственности вообще (см. примечание к ст. 14.5 КоАП РФ).
Итак, целесообразнее самим сообщить в налоговый орган о правонарушении, если оно состоит в том, что:
- вопреки установленным законом правилам ККТ не была применена: впервые - на любую сумму расчетов без ККТ, повторно - при сумме расчетов мене 1 млн рублей (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ);
- применялась ККТ, которая не соответствует установленным требованиям, либо не зарегистрирована (перерегистрирована) в порядке и сроки, установленные законодательством, а с 1 февраля 2017 г. - ККТ применялась с нарушением порядка и условий ее применения (ч. 15 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ) (ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ);
- при применении ККТ покупателю не был выдан (направлен) кассовый чек или БСО, в электронной или бумажной форме (ч. 6 ст. 14.5 КоАП РФ).
Форма сообщения об этом прискорбном событии - произвольная.
Для освобождения от ответственности, однако, мало сообщить о собственном правонарушении: требуется еще и добровольно исполнить ту обязанность, о неисполнении или ненадлежащем исполнении которой вы повинились. Исполнить ее нужно до вынесения постановления по делу об административном правонарушении. Конкретное количество времени для этого не установлено, однако согласно ч. 1 ст. 29.6 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела либо материалов, полученных с применением специальных технических средств. При этом данный срок не является пресекательным (см., например, постановление Верховного Суда РФ от 11.03.2016 N 301-АД16-61). Это значит, что рассмотреть дело можно и позднее, главное, чтобы не истек срок давности привлечения к административной ответственности, а таковой по делам о применении ККК составляет 1 год (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ). Таким образом, можно предположить, что и устранить нарушение, выявленное самостоятельно, следует в течение 15 дней после этого выявления.
Наконец, имеются еще два условия для освобождения от ответственности:
- во-первых, необходимо, чтобы на момент обращения с заявлением налоговый орган не располагал соответствующими сведениями и документами о совершенном административном правонарушении;
- во-вторых, необходимо, чтобы представленные сведения и документы были достаточны для установления события административного правонарушения.
Если все эти четыре условия соблюдены (подробное заявление о совершенном правонарушении с приложенными документами, доказательства исполнения обязанности и факт неведения ФНС о случившемся), то виновное лицо освобождается от административной ответственности за административное правонарушение (примечание к ст. 14.5 КоАП РФ). Это значит, что либо дело вообще не будет возбуждено (не будет, скажем, составляться протокол об административном правонарушении), либо будет вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении (п. 4 ч. 1.1 ст. 29.9 КоАП РФ). Важно, что при этом лицо сохраняет свою невинную репутацию - поскольку дело прекращается, то лицо вообще не считается совершившим правонарушение. Это может пригодиться впоследствии, поскольку согласно п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ повторное совершение однородного административного правонарушения (то есть в течение года после исполнения наказания за однородное правонарушение, см. ст. 4.6 КоАП РФ) является обстоятельством, отягчающим административную ответственность.
Привлечение к ответственности в остальных случаях
Могут произойти ситуации, в которых правонарушения, предусмотренные ст. 14.5 КоАП РФ, будут выявлены налоговыми органами каким-то иным способом (то есть не в результате проверки, проведенной автоматической информсистемой либо ФНС в рамках надзора, и не в результате покаянного заявления). При получении информации, указывающей на наличие события административного правонарушения, налоговые органы сами решают, как им быть - идти ли с проверкой применения ККТ или сразу возбудить дело об административном правонарушении (см. ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ). Более того, по делам в сфере применения ККТ налоговый орган вправе проводить административные расследования, - в случаях, если осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат (ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ). Об этом налоговый орган составляет специальное определение (ч. 2 и 3 ст. 28.7 КоАП РФ). Расследование может длиться месяц (и продлеваться еще на один месяц, см. ч. 5 ст. 28.7 КоАП РФ). По его окончании будет составлен протокол об административном правонарушении (ч. 6 ст. 28.7 КоАП РФ). Затем дело будет рассмотрено обычным образом в порядке гл. 29 КоАП РФ.
Какие неприятности этот порядок сулит провинившимся?
Во-первых, не стоит рассчитывать ни на какие скидки по штрафам, их замену на предупреждение, а уж тем более освобождение от ответственности:
- уменьшения штрафа ниже низшего предела не будет, ибо не проводилось проверки автоматизированой информсистемой налоговых органов (ч. 4 ст. 28.6 и ч. 3.4 ст. 4.1 КоАП РФ),
- для освобождения от ответственности не хватает ключевых условий: подробного заявления виновного лица плюс полного неведения налоговых органов по этому вопросу (примечание к ст. 14.5 КоАП РФ),
- даже если виновное лицо - субъект малого или среднего бизнеса, и "попалось" впервые, просить о замене штрафа на предупреждение бессмысленно, ибо такая замена применяется только к случаям, когда нарушение выявлено во время проверки в рамках государственного надзора и контроля (ст. 3.4 и 4.1.1 КоАП РФ), а не в ходе производства по административному делу.
Во-вторых, если речь идет о нарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.5 КоАП РФ (то есть повторное неиспользование ККТ с суммой расчетов не менее 1 млн. руб), то налоговые органы устанавливают временный запрет деятельности и не извещают об этом прокуратуру (см. примечание к ст. 28.1 КоАП РФ). Разумеется, извещение прокуратуры о временном запрете деятельности не является гарантией того, что прокурор возьмет это дело на контроль, однако сама по себе необходимость извещать иной госорган стимулирует чиновников более внимательно подходить к квалификации выявленных нарушений.
Обжалование постановлений о привлечении к административной ответственности
Административное наказание за правонарушения, предусмотренные частями 2, 4-6 ст. 14.5 КоАП РФ накладывают сами налоговые органы (ч. 1 ст. 23.5 КоАП РФ) в лице руководителей их территориальных органов по городам, районам, а также руководителей управлений ФНС по субъектам РФ и их заместителей (ч. 2 ст. 23.5 КоАП РФ).
Наказание по ч. 3 ст. 14.5 (а это дисквалификация и временное приостановление деятельности) вправе назначить только суд (ч. 1 ст. 3.11 и абз. 3 ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ). Эти дела рассматриваются мировым судом (абз. 6 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ).
В случае несогласия с назначенным наказанием правонарушитель вправе обжаловать постановление по делу об административном правонарушении.
Если обжалуется штраф, наложенный руководителем налогового органа, то обращаться можно либо в вышестоящий налоговый орган, либо в суд (п. 3 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ): физические лица - в районный суд, а юридические лица и предприниматели в арбитражный суд (ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ).
Если обжалуется дисквалификация или приостановление деятельности (назначенные мировым судьей), то и организация, и предприниматель, и гражданин должны обращаться исключительно в районный суд (п. 1 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ, абз. четвертый п. 33 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Жалоба подается не позднее десяти суток со дня вручения или получения копии постановления (ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, ч. 2 ст. 208 АПК РФ).
Если есть желание обжаловать постановление о назначении штрафа в вышестоящем налоговом органе, то жалобу можно подать сразу как в этот вышестоящий орган, так и отдать ее непосредственном тому должностному лицу, который и вынес постановление по делу. Он обязан в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу (ч. 1 и ч. 3 ст. 30.2 КоАП РФ). В случае судебного обжалования, жалобу нужно подать в суд самостоятельно.
Аналогично - с обжалованием административного приостановления деятельности: организация или предприниматель могут сразу подавать жалобу в районный суд (ч. 3 ст. 30.2 КоАП РФ) либо отдать жалобу мировому судье, который в тот же день сам направит жалобу в райсуд (ч. 6 ст. 30.2 КоАП РФ).
Государственную пошлину при этом уплачивать не нужно (ч. 5 ст. 30.2 КоАП РФ, ч. 4 ст. 208 АПК РФ).
Сроки рассмотрения жалобы зависят от того, где происходит это обжалование: налоговый орган разберется с жалобой на постановление в десятидневный срок (ч. 1 ст. 30.5 КоАП РФ), а суд может рассматривать жалобу до двух месяцев (ч. 1.1 ст. 30.5 КоАП РФ, ч. 1 ст. 210 АПК РФ), кроме дел об обжаловании административного приостановления деятельности: эти дела рассматриваются быстро, в течение пяти суток со дня поступления жалобы (ч. 4 ст. 30.5 КоАП РФ).
______________________________
*(1) В соответствии с примечанием к ст. 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное.
Ирина Разумова,
эксперт компании "Гарант"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.