В отношении ООО проведена камеральная проверка декларации по налогу на прибыль, в ходе которой были выявлены факты занижения налогооблагаемой базы. Не согласившись с результатами проверки, организация направила в ИФНС письменные возражения. Представители общества были надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения материалов проверки. В назначенное время в инспекцию прибыл представитель ООО, полномочия которого были подтверждены доверенностью за подписью руководителя организации. Между тем, поскольку указанные в доверенности сведения о паспорте данного лица не соответствовали данным паспорта (был заменен на новый после выдачи доверенности), которым он удостоверил свою личность, налоговый орган не допустил его к рассмотрению результатов контрольных мероприятий. В итоге материалы проверки и возражения организации были рассмотрены налоговым органом в отсутствие ее представителей. Правомерны ли действия инспекции? Можно ли решение, вынесенное по проверке, признать недействительным по формальным основаниям?
В.М. Снегирев,
эксперт журнала "Налог на прибыль:
учет доходов и расходов"
Журнал "Налог на прибыль: учет доходов и расходов", N 10, октябрь 2015 г.
В силу п. 1 ст. 101 НК РФ акт налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения налогового законодательства, другие ее материалы, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку.
Пунктом 2 названной статьи предусмотрено, что лицо, в отношении которого осуществлены контрольные мероприятия, вправе участвовать в процессе рассмотрения их результатов лично и (или) через своего представителя. В целях предоставления налогоплательщику возможности реализации данного права налоговая инспекция обязана заблаговременно уведомить его о времени и месте рассмотрения материалов проверки.
При этом неявка надлежащим образом извещенного налогоплательщика (его представителя) в налоговый орган в назначенное время для участия в рассмотрении результатов проверки не является препятствием для такого рассмотрения (если руководство ИФНС не сочтет, что участие проверяемого лица обязательно).
Как следует из п. 3 ст. 101 НК РФ, перед рассмотрением материалов налоговой проверки по существу руководитель (заместитель руководителя) налогового органа, в частности, должен:
- установить факт явки лиц, приглашенных для участия в рассмотрении. В случае неявки этих лиц выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке. В результате принимается решение либо о рассмотрении материалов проверки в отсутствие представителей налогоплательщика, либо об отложении рассмотрения;
- проверить полномочия представителя налогоплательщика, если он участвует в рассмотрении материалов проверки;
- вынести решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки в случае неявки лица, участие которого необходимо для рассмотрения.
При рассмотрении материалов проверки может быть оглашен акт налоговой проверки, а при необходимости и иные материалы мероприятий налогового контроля, а также письменные возражения проверяемого лица. При этом согласно п. 4 ст. 101 НК РФ отсутствие письменных возражений не лишает это лицо (его представителя) права давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки.
В силу п. 14 ст. 101 НК РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных НК РФ, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
При этом нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является самостоятельным и безусловным основанием для признания решения налогового органа, вынесенного по результатам проверки, недействительным. К таким существенным условиям относится:
- обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения ее материалов лично и (или) через своего представителя;
- обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения по фактам, установленным проверкой.
В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично либо через своего представителя.
Из положений ст. 40 Закона об ООО*(1) следует, что без доверенности от имени общества действует только физическое лицо*(2), являющееся единоличным исполнительным органом общества (то есть генеральный директор, директор, президент и др.). Данное лицо выдает доверенности на право представительства от имени ООО, в том числе доверенности с правом передоверия.
Согласно ч. 1 ст. 185 ГК РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами. Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это в соответствии с законом и учредительными документами (ч. 4 ст. 185.1 ГК РФ).
Как правило, в доверенности указывается срок ее действия. В противном случае она сохраняет силу в течение года со дня ее совершения (ст. 186 ГК РФ).
Основной реквизит доверенности - это сведения о представителе. Таковыми, помимо Ф.И.О., являются данные основного документа, удостоверяющего личность, то есть паспорта.
Согласно п. 1 Положения о паспорте гражданина РФ*(3) (далее - Положение) данный документ обязаны иметь все граждане России, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории РФ.
Из пункта 12 Положения следует, что паспорт подлежит замене при наличии следующих оснований:
- достижение гражданином 20- и 45-летнего возраста;
- изменение гражданином в установленном порядке Ф.И.О., сведений о дате и (или) месте рождения;
- изменение пола;
- непригодность паспорта для дальнейшего использования вследствие износа, повреждения или других причин;
- обнаружение неточности или ошибочности произведенных в паспорте записей.
Кроме того, замена паспорта производится и в иных случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами РФ.
Таким образом, при наступлении случаев, закрепленных в действующем законодательстве РФ, гражданин обязан заменить паспорт. При этом в соответствии с п. 5 Положения в таких случаях в паспорте производится отметка о ранее выданных основных документах, удостоверяющих личность гражданина РФ (то есть о ранее выданных паспортах).
В статье 188 ГК РФ прописаны основания прекращения доверенности. Так, согласно ч. 1 данной нормы действие доверенности прекращается вследствие:
1) истечения ее срока;
2) отмены доверенности лицом, выдавшим ее, или одним из лиц, выдавших доверенность совместно;
3) отказа лица, которому выдана доверенность, от полномочий;
4) прекращения юридического лица, от имени которого или которому выдана доверенность, в том числе в результате его реорганизации в форме разделения, слияния или присоединения к другому юридическому лицу;
5) смерти гражданина, выдавшего доверенность, признания его недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим;
6) смерти гражданина, которому выдана доверенность, признания его недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим;
7) введения в отношении представляемого или представителя такой процедуры банкротства, при которой соответствующее лицо утрачивает право самостоятельно выдавать доверенности.
Как видим, указанная правовая норма содержит исчерпывающий перечень оснований прекращения действия доверенности. Такое основание прекращения доверенности, как изменение сведений о представителе вследствие замены им паспорта в соответствии с п. 12 Положения, в данном перечне не поименовано.
Кроме того, ч. 1 ст. 186 ГК РФ предусмотрено, что доверенность признается ничтожной, только если в ней не указана дата ее совершения. Иных оснований для признания доверенности недействительной законодательство РФ не содержит.
Из вышеизложенного следует, что при замене гражданином паспорта при наличии в нем отметки о ранее выданном паспорте доверенность, оформленная до такой замены, не теряет силу и будет действительна к предъявлению до истечения ее срока, отмены выдавшим ее лицом (лицами) или отказа представителя от предоставленных ему полномочий.
Таким образом, руководитель (заместитель руководителя ИФНС) неправомерно отказал представителю организации, полномочия которого были подтверждены надлежащим образом, в участии в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки. Это привело к нарушению прав проверяемого лица: он был лишен возможности участвовать в таком рассмотрении и давать соответствующие пояснения по фактам, изложенным в акте.
При подаче жалобы на вынесенное ИФНС решение по проверке оно подлежит отмене вышестоящим налоговым органом по формальным основаниям (п. 14 ст. 101 НК РФ). При этом указанный налоговый орган может восстановить права налогоплательщика: в соответствии с п. 5 ст. 140 НК РФ рассмотреть материалы проверки и документы, представленные им и ИФНС, в порядке, установленном ст. 101 НК РФ, и вынести новое решение, что предусмотрено пп. 4 п. 3 ст. 140 НК РФ.
1 октября 2015 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью".
*(2) Полномочия единоличного исполнительного органа общества могут быть переданы управляющему (ст. 42 Закона об ООО).
*(3) Утверждено Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 N 828.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"