Хулиган на борту. Что с ним делать?
И. Ефремов,
к.ю.н.,
адвокат, г. Москва
Газета "эж-ЮРИСТ", N 40, октябрь 2015 г.
Редкий день обходится без информации в СМИ о неправомерном поведении пассажиров на борту воздушных или других судов (транспортных средств). При этом часто делается акцент на несовершенство законодательной базы в части борьбы с хулиганами, что приводит к сложности или даже невозможности привлечения таких правонарушителей к ответственности.
Прямых указаний нет
Если обратиться к законам, регулирующим деятельность транспортных организаций и перевозку пассажиров, то мы там не найдем прямых указаний, как действовать в случаях, когда пассажир начинает буянить, пытается вмешаться в действия экипажа и совершать тому подобные действия, посягающие на жизнь и здоровье членов экипажа и пассажиров, а также на причинение вреда имуществу.
Так, ст. 83 Воздушного кодекса РФ противоправные действия (бездействие), угрожающие безопасной деятельности в области авиации, повлекшие за собой несчастные случаи с людьми, материальный ущерб, захват или угон воздушного судна либо создавшие угрозу наступления таких последствий, определяются как незаконное вмешательство в деятельность в области авиации (ч. 3). В свою очередь, состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации является авиационной безопасностью (ч. 1 ст. 83). А авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, а также органами внутренних дел, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами (ч. 2 ст. 83).
Правил о том, кто и как должен повседневно обеспечить безопасность лиц и имущества на борту воздушного или иного судна, другого транспортного средства, перевозящего пассажиров, данный и подобные ему транспортные законы не содержат.
Известно, что большинство транспортных средств, перевозящих пассажиров, не сопровождаются сотрудниками полиции, иных правоохранительных органов и иных организаций (предприятий), сотрудники которых (частные охранники, работники ведомственной охраны) уполномочены на применение так называемых мер принуждения. Это могут быть такие меры, как задержание, применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия при пресечении противоправных действий пассажиров. Правовые основания для такого сопровождения действующее законодательство предоставляет, но это не делается прежде всего в силу причин материального характера.
Такое положение, когда законы о деятельности транспортных организаций и перевозке пассажиров не содержат детальных правил о том, как пресекать хулиганство пассажиров и иные их противоправные действия на борту воздушных или других судов (транспортных средств), перевозящих пассажиров, с точки зрения теории государства и права (ТГП) является оправданным.
Согласно ТГП правила поведения в той или иной сфере (области) человеческой деятельности регулируются самостоятельными отраслями, подотраслями права, правовыми институтами и субинститутами. В основе их классификации (деления на указанные элементы правовой системы) лежат предмет и метод правового регулирования. А деятельность в области транспорта и перевозки пассажиров и деятельность по обеспечению безопасности и защите здоровья, жизни, имущества подлежат правовому регулированию разными отраслями права, так как это разные виды общественных отношений (разные предметы правового регулирования), и поэтому должны использоваться разные методы правового регулирования.
Универсальные нормы
Правила по обеспечению безопасности и защите здоровья, жизни, имущества физических и юридических лиц содержатся в так называемом правоохранительном законодательстве. Оно регулирует прежде всего деятельность полиции и других правоохранительных органов.
Правоохранительные отрасли законодательства содержат также нормы, которыми могут руководствоваться не только сотрудники правоохранительных органов, но и любые иные лица при защите здоровья, жизни, имущества и других охраняемых законом интересов. И не только своих, но и других лиц, а также интересов общества и государства.
В частности, такими универсальными правоохранительными нормами (правовыми институтами) являются необходимая оборона, причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление, крайняя необходимость. Они закреплены в общей части УК РФ, в ст. 37, 38, 39.
По существу, это те же так называемые меры принуждения, связанные с ограничениями прав и свобод человека и гражданина, на применение которых прямо уполномочены сотрудники вышеупомянутых органов (полицейские и др.). Полномочия сотрудников правоохранительных органов в части указанных мер основываются также на положениях данных статей УК РФ и норм, содержащихся в специальных, правоохранительных федеральных законах.
Разрешено все, что не запрещено
Немаловажным при действиях по пресечению правонарушений пассажиров является создание доказательственной базы для привлечения виновных к ответственности.
Привлечение лиц к ответственности, доказывание их виновности, назначение наказания также осуществляются правоохранительными органами и судами.
Но и заинтересованные лица - потерпевшие (физические и юридические лица) в соответствии с правоохранительным процессуальным законодательством также могут участвовать в процессе доказывания.
В этих целях заинтересованные лица могут, в частности, осуществлять фиксацию правонарушения и следов этого правонарушения в соответствии с процессуальным правоохранительным законодательством. Данное законодательство регулирует вопросы собирания доказательств (в том числе названной фиксации) и представления доказательств лицу или органу, осуществляющим расследование или рассмотрение дела.
Такое право - принятие мер на обеспечение безопасности лиц и имущества, находящихся на борту (в салоне) транспортного средства, и участие в доказывании виновности лиц, посягающих на указанную безопасность, вытекает и из норм ст. 21 ТК РФ. Согласно этим нормам работник (любой) обязан "бережно относиться к имуществу работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) и других работников; незамедлительно сообщить работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества)".
При таких действиях по обеспечению названных безопасности и доказыванию согласно ТГП в правовом государстве, каковым по Конституции РФ является Россия, действует общеправовой принцип "разрешено все, что не запрещено законом". А в соответствии с ч. 2 ст. 45 Конституции РФ "каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом".
Хулиганство надо зафиксировать
Совершаемое или совершенное правонарушение и (или) следы его совершения надо зафиксировать, воспользовавшись техническими средствами. Такой способ фиксации в современных условиях является доступным практически для любого человека и, что немаловажно, достаточно объективным. При фиксации совершаемого правонарушения с использованием технических средств может осуществляться фиксация изображений предполагаемого правонарушителя, его действий, причиненного вреда здоровью, жизни, имуществу.
Но при этом не должны нарушаться конституционные права и свободы человека и гражданина. Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Примером таких ограничений являются вышеупомянутые ст. 37-39 УК РФ.
В случаях, когда фиксация следов правонарушения осуществляется уже после его совершения, то действия командира и членов экипажа могут быть представлены в виде следующего алгоритма.
Первоначально необходимо осуществить фото- и/или видеофиксацию с помощью соответствующей аппаратуры. При этом в аппаратуре надо выставить имеющиеся указатели даты, времени съемки (записи) и настроить другие функции аппаратуры, которые бы максимально подробно фиксировали место, время, съемки (записи) и технические характеристики используемой аппаратуры.
Непосредственно при фото- и/или видеофиксации нужно осуществить видео-запись: максимально подробно место совершения правонарушения, место нахождения поврежденного имущества с его привязкой к части салона воздушного судна, повреждения имущества способом масштабной съемки (записи), то есть с положенной в одной плоскости с повреждением линейкой, рулеткой другим измерителем линейных величин или иным предметом, размеры которого известны (стандартны), например монета, коробок со спичками и т.п. При наличии видимых следов правонарушителя (следы рук, ног и т.д.) они также фотографируются (записываются) по правилам масштабной съемки.
Во время производства видеозаписи оператор или иное лицо могут давать комментарии по тем изображениям, которые в этот момент находятся в кадре. Имя оператора, а также его другие данные могут быть сообщены и записаны на носитель видеозаписи или в начале, или в конце видеозаписи.
При любых вынужденных перемещениях поврежденного имущества во время фотографирования (записи) и в последующем стараться перемещать его таким образом, чтобы не оставлять на нем следы своих рук и других частей тела (одежды).
После окончания фотографирования (записи) и при невозможности оставить на месте поврежденное имущество упаковать его, используя чистые подручные средства (коробки, пакеты, мешки и т.п.), не имеющие резкого запаха, и так, чтобы не уничтожить возможные следы на этих предметах.
Способов много
Универсальным способом фиксации является письменный способ, заключающийся в написании (оформлении) документов. Такими документами, обязательность составления которых установлена в рамках трудовых отношений, могут быть акт, заявление, объяснение и т.п.
Акт может быть составлен как командиром воздушного судна (других судна, транспортного средства), так и любым другим членом экипажа. Главное назначение такого акта - удостоверить факт наличия повреждения имущества и характер данного повреждения.
В этих целях помимо шапки, где указывается, где, когда, кем, с участием и в присутствии кого и по поводу чего составлен данный акт, примерно в такой же последовательности, как и при фото- и видеофиксации, описываются место совершения правонарушения, место нахождения поврежденного имущества с его привязкой к части салона воздушного судна, само поврежденное имущество с указанием размеров повреждения(ий) и т.д. В акте могут быть указаны, как и при видеозаписи, пояснения лиц, участвующих в составлении акта и присутствующих при этом. К акту могут быть приложены фотографии и видеозаписи, в том числе на цифровых носителях, и это должно быть отражено в самом акте. Акт подписывается лицами, составившими его.
В связи с совершенными правонарушениями на борту воздушного судна (иного транспортного средства) могут быть написаны заявления, объяснения и т.п. письменные документы очевидцами, в том числе и не членами экипажа.
Данные документы пишутся в произвольной форме, но обязательно должны содержать максимально возможно подробные сведения, касающиеся происшествия в целом и в части лиц(а), совершившего его, вида и характера причиненного ущерба аналогично тому, о чем говорилось выше.
Если такой документ составляет не член экипажа, а, например, пассажир, то в нем должны быть указаны сведения о лице, которые бы позволяли его идентифицировать (Ф.И.О., адрес места жительства (нахождения) и др.).
В качестве самостоятельного способа фиксации рассматриваемых правонарушений может выступать аудиозапись о том, что, когда, где и как произошло, которую может осуществить как командир воздушного судна, так и любой другой член экипажа. Такая запись может выступать как дополнение к акту или иному письменному выше рассмотренному документу.
Как отмечалось выше, фиксация может осуществляться и путем запоминания. В последующем запомненные сведения (информация) о совершенных правонарушениях могут быть изложены и зафиксированы как на бумажных, так и на иных носителях информации.
Поскольку такие случаи, как хулиганство пассажиров и иные противоправные действия на борту воздушного или другого судна (транспортного средства), являются достаточно распространенными, представляется целесообразным в транспортных организациях, осуществляющих перевозку пассажиров, издание локальных актов с рекомендациями по вопросам действий работников этих организаций по недопущению, пресечению хулиганства пассажиров и иных противоправных действий на борту воздушного или другого судна (транспортного средства) и фиксации этих правонарушений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "эж-ЮРИСТ"
Издание: Российская правовая газета "эж-ЮРИСТ"
Учредитель: ЗАО ИД "Экономическая газета"
Подписные индексы:
41019 - для индивидуальных подписчиков
41020 - для предприятий и организаций
Адрес редакции: 127994, ГСП-4, г. Москва, Бумажный проезд, д. 14
Телефоны редакции: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Телефоны/факс: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Информация о подписке: (095) 152-0330
E-mail: lawyer@ekonomika.ru
Internet: www.akdi.ru