"Год предпринимательства в Республике Саха (Якутия)" (интервью с Е.И. Кормилицыной, министром по делам предпринимательства и развития туризма Республики Саха (Якутия))
Журнал "Микроfinance+", N 2, апрель-июнь 2015 г.
2015 год Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 9 октября 2014 года N 44 объявлен Годом предпринимательства. О том как реализуется План мероприятий по проведению Года предпринимательства, о приоритетных направлениях данного Плана, сдерживающих факторах и точках роста и развития предпринимательства рассказала министр по делам предпринимательства и развития туризма Республики Саха (Якутия) Екатерина Ивановна Кормилицына.
- Екатерина Ивановна, расскажите, пожалуйста, об актуальном состоянии малого и среднего бизнеса (МСБ) в вашем регионе. Какую долю занимает в экономике региона? Какая динамика и прогнозы на будущее? Какие отрасли, на ваш взгляд, в ближайшее время будут наиболее активно развиваться? Какие есть тенденции, что способствует активному развитию МСБ?
- Несмотря на сложившуюся в стране экономическую ситуацию, в Республике Саха (Якутия) удалось сохранить численность субъектов малого и среднего предпринимательства. По итогам 2014 года их количество составило 53 023 единицы, в том числе 13 980 малых предприятий, 106 средних предприятий и 38 937 индивидуальных предпринимателей.
При этом доля продукции, произведенной малым и средним бизнесом (включая индивидуальных предпринимателей) в общем объеме валового регионального продукта составляет 13,3%, что составляет 75,7 млрд. рублей. Валовой региональный продукт связан прежде всего с добывающими отраслями (добыча полезных ископаемых, производство и распределение электроэнергии, газа и воды). Таким образом, малый и средний бизнес также вносит немалый вклад в экономику республики.
С 2010 года в республике реализуется Стратегия развития малого и среднего предпринимательства до 2020 года. Мы должны достигнуть 77 000 субъектов малого и среднего предпринимательства к 2016 году, 105 300 - к 2020 году (Основные индикаторы реализации данной Стратегии прилагаются).
2015 год Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 9 октября 2014 года N 44 объявлен Годом предпринимательства. Реализуется План мероприятий по проведению Года предпринимательства. Приоритетными направлениями данного Плана являются развитие предпринимательства в производственной, социальной сферах, сельского предпринимательства и индустрии гостеприимства.
Для этого в части финансовой поддержки, оказываемой в рамках государственной программы Республики Саха (Якутия) "Развитие предпринимательства в Республике Саха (Якутия) на 2012-2019 годы", планируется реализация следующих мероприятий:
- Субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с уплатой первоначального взноса (аванса) при заключении договоров лизинга с российскими лизинговыми компаниями.
- Поддержка социального предпринимательства.
- Уплата процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях.
- Приобретение оборудования.
- Создание и (или) развитие центров времяпрепровождения детей, дошкольных образовательных центров, осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного образования, а также присмотру и уходу за детьми.
Также в республике принят План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году, в данном Плане предусмотрены дополнительные механизмы поддержки малого и среднего предпринимательства, такие как совершенствование налоговых механизмов:
- установлены налоговые каникулы по упрощенной и патентной системам налогообложения для вновь создаваемых индивидуальных предпринимателей;
- планируется снижение ставок налога для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения и применяющих систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
- введен мораторий и установлены льготные арендные ставки на использование земельных участков.
Кроме того, дополнительное финансирование из средств Государственного бюджета республики саха (якутия):
- предоставление инвестиционных займов;
- субсидирование части затрат СМСП, связанных с уплатой процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях;
- адресное субсидирование затрат на электрическую и тепловую энергию, потребляемую субъектами малого и среднего предпринимательства в арктических и северных районах. По итогам 2013 года Республика Саха (Якутия) заняла 6 место среди 21 субъекта с высоким уровнем социально-экономического развития по оценке эффективности деятельности глав регионов РФ по созданию благоприятных условий ведения бизнеса по итогам 2013 года.
По итогам пилотной апробации Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в регионах РФ республика также вошла в число лидеров по направлению "Поддержка малого и среднего предпринимательства". Опыт республики рекомендован к распространению на территории РФ.
- Какие проводятся мероприятия в год предпринимательства в Республике Саха (Якутия)?
- В целях реализации Соглашения Республики Саха (Якутия) и Минвостокразвития России от 25 сентября текущего года Республика Саха (Якутия) определена "пилотным" регионом по внедрению модельных решений по развитию малого и среднего предпринимательства и конкуренции.
Модельные решения по развитию малого и среднего предпринимательства и конкуренции реализуются через План мероприятий по проведению Года предпринимательства Республикой Саха (Якутия).
В рамках Года предпринимательства проводится системная работа во взаимодействии с исполнительными органами государственной власти Республики Саха (Якутия), органами местного самоуправления, бизнес-сообществом. В рамках Плана мероприятий по проведению Года предпринимательства Республикой Саха (Якутия) реализуются следующие задачи:
- совершенствование федерального и регионального законодательства;
- совершенствование налоговых механизмов; упрощение доступа к имуществу;
- повышение доступности энергетической и инженерной инфраструктуры и улучшение условий для строительства объектов;
- повышение доступности к государственным, муниципальным, корпоративным заказам;
- упрощение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым средствам, повышение инвестиционной привлекательности;
- обеспечение подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для сферы малого и среднего предпринимательства;
- развитие сети объектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.
Кроме того, немаловажной задачей является отраслевое развитие предпринимательства, то есть каждое отраслевое министерство занимается проблемными вопросами бизнес-сообщества, возникающими в таких отраслях экономики, как строительство, здравоохранение, образование, социальная среда и т.д.
Внедряются лучшие опыты Республики Татарстан, Калужской, Ростовской, Челябинской областей, Красноярского края в сфере строительства, Республики Татарстан в сфере образования, Ульяновской, Ростовской областей в сфере электроэнергетики, Китайской Народной Республики в сфере информатизации.
Республикой Саха (Якутия) в 2015 году начата реализация пилотного проекта Национальной гарантийной системы.
Также в республике в 2015 году внедряется пилотный проект передачи (делегирования) контрольно-надзорных полномочий федеральных органов (создана Межведомственная рабочая группа).
В Республике внедряется уникальный опыт создания бизнес-инкубаторов как в рамках федерального конкурса Министерства экономического развития РФ (7 муниципальных районов), так и в рамках только республиканского бюджета (9 муниципальных районов). К 2020 году бизнес-инкубаторы, оказывающие комплексные услуги для предпринимателей по принципу "одного окна", будут созданы во всех 36-ти муниципальных районах Республики.
Кроме того, реализуется пилотный проект с Многофункциональным центром Республики Саха (Якутия) о передаче функций кредитных учреждений (Азиатско-Тихоокеанский Банк, АКБ "Алмазэргиэнбанк" ОАО) по микрокредитованию на территории 4 районов (Булунском, Среднеколымском, Чурапчинском и Усть-Янском районах). Разработана нормативная документация и заключены агентские договоры с банками и структурами поддержки предпринимательства по консультированию и приему пакета документов для кредитования и микрокредитования субъектов малого и среднего предпринимательства в районах отсутствия офисов кредитных организаций.
В этих же районах (улусах) внедряется также в пилотном режиме передача функций Центра поддержки предпринимательства ГАЦ "МФЦ РС (Я)" по приему заявок на предоставление финансовой поддержки.
В целях популяризации предпринимательства организовано олимпиадное движение молодежи республики, осуществляется раннее обучение по предпринимательству, вводятся школьные бизнес-инкубаторы. Данные мероприятия реализуются через Концепцию системы подготовки кадров для сферы малого и среднего предпринимательства, индустрии туризма в Республике Саха (Якутия) на 2014-2020 гг.
- Какие существуют точки роста МСБ? Какие сдерживающие факторы? Как минимизировать влияние этих факторов?
- В настоящее время приоритетным направлением государственной политики поддержки предпринимательства является увеличение числа занятых в секторе малого и среднего предпринимательства, так как основной целью развития предпринимательства является улучшение качества населения.
По итогам 2014 года число занятых в данной сфере составляет 151 540 человек, что составляет 30,3% экономически активного населения.
Главой Республики Саха (Якутия) поставлена задача к 2022 году обеспечить увеличение численности работающих в секторе малого и среднего предпринимательства не менее 35% от активно занятого населения в экономике республики.
Основными сдерживающими факторами развития малого и среднего предпринимательства являются территориальные особенности региона. Это прежде всего низкая плотность населения, неразвитость транспортной инфраструктуры, высокие тарифы на энергоресурсы. В связи с высокими издержками предпринимателей на оплату тарифов на тепло- и электроэнергию, транспортными расходами продукция местных товаропроизводителей не конкурентоспособна.
Поэтому Правительством республики принимаются меры по оказанию финансовой господдержки на возмещение таких расходов предпринимателей. Однако средства бюджетов ограничены, поэтому и требуется комплексный подход решения проблем (налоговые механизмы, создание инфраструктуры поддержки предпринимательства и т.д.).
С 2012 года в республике реализуется Дорожная карта создания благоприятной бизнес-среды.
Дорожная карта состоит из двух стратегических направлений:
1. Повышение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства, производящих и реализующих товары (работы, услуги), в рамках которого обеспечивается достижение 7 задач.
2. Создание благоприятной административной среды, в том числе в отдельных отраслях экономики, в рамках которого обеспечивается достижение 9 задач.
Они направлены на повышение конкурентоспособности малого бизнеса через: создание инфраструктуры поддержки предпринимательства; стимулирование предпринимательской инвестиционной активности; расширение финансовых механизмов; развитие образовательных институтов с целью подготовки и переподготовки кадров для малого бизнеса; повышение производительности труда; упрощение доступа бизнеса к имуществу, государственным, муниципальным и корпоративным заказам, улучшение предпринимательского климата в отраслях экономики республики; повышение доступности энергетической и инженерной инфраструктуры.
Исполнителями Дорожной карты на принципах паритетного сотрудничества являются все органы исполнительной власти и местного самоуправления, общественные объединения предпринимателей.
До 2016 года в реализации 196 мероприятий ответственными исполнителями являются 13 министерств, 3 госкомитета, 3 департамента, все органы местного самоуправления, ОАО "Якутоптторг", СПО "Холбос", ОАО "РИК", "МФЦ", общественные объединения предпринимателей.
- Насколько велика потребность в заемных средствах для развития МСБ? Какие в этой сфере существуют сложности? Какова роль микрофинансирования в развитии МСБ?
- Практика показывает высокую значимость внешних источников финансирования для субъектов малого и среднего предпринимательства.
В Республике Саха (Якутия) важным источником заемного финансирования для субъектов среднего предпринимательства являются кредитные ресурсы коммерческих банков, для малых форм бизнеса и индивидуальных предпринимателей - заемные средства, предоставляемые Фондом малого предпринимательства Республики Саха (Якутия) (далее - Фонд РМП РС (Я)), а также кредитными кооперативами.
Фактические показатели работы указанных финансовых институтов в части финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства позволяют судить о высокой потребности в заемных средствах для становления и развития малого и среднего бизнеса в Республике Саха (Якутия).
Так, по итогам деятельности десяти филиалов банков и региональных банков, которые занимаются кредитованием предпринимателей в Республике Саха (Якутии), только за последние три года объемы кредитования субъектов малого и среднего бизнеса составили 53 129,9 млн. рублей. Следует отметить, что в 2014 году объемы кредитования предпринимателей сократились, что было обусловлено воздействием внешних факторов.
Следует отметить, что для банков, функционирующих на территории Якутии, характерна высокая концентрация кредитных сделок на узком сегменте рынка - в центральной группе районов Якутии (преимущественно в г. Якутске). Ввиду высоких транзакционных издержек банки не заинтересованы в открытии филиалов или расширении подразделений в районах Якутии. Данный факт сдерживает доступ значительного числа предпринимателей к кредитным ресурсам банков, если учесть, что большая часть предпринимателей осуществляет свою деятельность в районах Якутии. Практика показывает, что субъекты малых форм предпринимательской деятельности для банков также являются слабо привлекательными с инвестиционной точки зрения, поскольку в своей работе банки ориентированы на финансово устойчивые субъекты хозяйствования, имеющие определенный опыт, обладающие высокими финансовыми результатами и значительным залоговым обеспечением.
Высокую роль и значимость в данных условиях для предпринимателей Якутии обретают средства микрофинансирования. Микрофинансирование представляет собой сегмент внебанковского финансирования, дополняющий традиционную систему кредитования и стимулирующий развитие предпринимательства в Якутии. Главным ориентиром деятельности Фонда РМП РС (Я), в отличие от коммерческих банков, являются социальные параметры, поэтому микрофинансирование, в первую очередь, представляет собой инструмент социальной политики. Приоритетное право на получение займов в Фонде РМП РС (Я) имеют наиболее "ущемленные" в финансовом плане субъекты малого предпринимательства, в частности предприятия, занятые в сельском хозяйстве и осуществляющие деятельность в северных и арктических районах Якутии; молодые предприниматели в возрасте до 35 лет; начинающие предприниматели.
Роль микрофинансирования также заключается в том, что оно является инструментом экономического развития малых форм бизнеса, не имеющих возможности воспользоваться традиционным банковским кредитованием, а также определенным трамплином для формирования и развития начинающих предпринимателей. Практика показывает, что микрофинансирование является важным инструментом поддержки предпринимателей вне зависимости от стадии их жизненного цикла. Достаточно часты случаи, когда начинающий предприниматель, обратившийся за микрофинансовой поддержкой в Фонд РМП РС (Я) на этапе своего становления, спустя время вновь обращается к данному источнику финансирования, но уже с потребностью развития предпринимательской деятельности.
Потребность в микрофинансировании среди предпринимателей оценивается весьма высоко. Программа микрофинансирования начала активно реализовываться в Якутии с 2009 года и до настоящего времени она выступает одной из наиболее востребованных форм финансирования предпринимательской деятельности. Совокупная величина микрофинансовой поддержки, оказанной Фондом РМП РС (Я), за период с 2009 года по 2014 год составила 1245,5 млрд. рублей.
Привлекательность микрофинансирования для предпринимателей в первую очередь обусловлена низкой стоимостью данного источника финансирования. Кроме того, решение о предоставлении займов в рамках программы микрофинансирования принимается достаточно оперативно (проведение кредитных комитетов осуществляется с периодичностью два раза в месяц). Наконец, Фонд РМП РС (Я) не просто осуществляет заимствование, но и ведет активную работу со своими клиентами, в частности на основе индивидуального и выездного консультирования, учебно-методической поддержки предпринимателей.
Еще одним актуальным и востребованным направлением заемного финансирования предпринимателей в Республике Саха (Якутия) являются средства, реализуемые в рамках государственной программы финансовой поддержки "Инвестиционный заем", реализуемой Фондом РМП РС (Я) с 2013 года. По состоянию на 1 июня 2015 года в рамках указанной программы были выданы займы на общую сумму 107,3 млн. рублей, но согласно реестру заявок, подданных предпринимателями в Фонд РМП РС (Я), данная сумма удовлетворяет потребность предпринимателей лишь на 1/3.
В качестве основных сложностей, сдерживающих доступ предпринимателей к финансовым ресурсам Фонда РМП РС (Я), является их ограниченность.
Сегодня финансовым обеспечением той категории предпринимателей, которая для коммерческих банков является непривлекательной, помимо Фонда РМП РС (Я) занимаются также кредитные кооперативы. В Республике Саха (Якутия) в настоящее время функционируют 253 кредитных кооператива, из которых 24 объединены в региональную двухуровневую систему. Территориальный охват заемными ресурсами данного финансового института составляет 26 районов. Основной категорией заемщиков выступают микропредприятия с численностью работников до пяти человек. Большинство из них осуществляют деятельность в сельских поселениях. По итогам 2014 года кредитными кооперативами выдано займов на общую сумму 593,75 млн. рублей.
Следует отметить, что на сегодняшний день кредитная кооперация находится на начальном этапе своего развития. Но фактические результаты работы кредитных кооперативов в Якутии свидетельствуют о том, что данный источник финансирования имеет для предпринимателей значительные перспективы и обладает высокой значимостью, в первую очередь для развития малого предпринимательства в сельской местности, для изменения социального облика села, увеличения капитализации производства, а также ускорения внедрения новой техники и технологий в сельских поселениях Республики Саха (Якутия). Основным преимуществом кредитных кооперативов для субъектов малого предпринимательства является то, что они осуществляют кредитование с достаточно большим территориальным охватом, имеют точки присутствия в дальних сельских поселениях, в том числе в северных и арктических районах Якутии.
- Можете привести статистику финансирования субъектов МСБ в вашем регионе: количество субъектов, сферы деятельности, новые проекты или успешно развивающиеся в течение нескольких лет, объемы финансирования, кто "отказники", по каким причинам получают отказ?
- С 2012 года в Республике Саха (Якутия) реализуется Государственная программа Республики Саха (Якутия) "Развитие предпринимательства в Республике Саха (Якутия) на 2012-2019 годы", утвержденная Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 12 октября 2011 года N 980, которая, в свою очередь, является одним из основных механизмов реализации Дорожной карты.
Для достижения основной цели государственной программы определены два стратегических направления (подпрограммы):
1. Повышение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства, производящих и реализующих товары (работы, услуги).
2. Создание благоприятной административной среды.
За период 2012-2014 годы на реализацию программы в целом было направлено 3628,1 млн. рублей, из них за счет государственного бюджета Республики Саха (Якутия) 889,0 млн. рублей, что позволило привлечь из федерального бюджета 879,3 млн. рублей. Объем финансирования муниципальных программ развития предпринимательства из местных бюджетов составил 239,2 млн. рублей. Из внебюджетных источников Фондом развития малого предпринимательства Республики Саха (Якутия) направлено на реализацию программы 1620,7 млн. рублей, в том числе на реализацию мероприятия "Создание и развитие системы микрофинансирования" - 522,0 млн. рублей, "Предоставление поручительств субъектам малого и среднего предпринимательства" - 1028,7 млн. рублей, "Предоставление инвестиционных займов субъектам малого и среднего предпринимательства" - 70,0 млн. рублей.
Стимулирующие механизмы способствовали инвестированию самими субъектами малого и среднего предпринимательства средств в развитие своего бизнеса в объеме 3,6 млрд. рублей. Таким образом, на каждый вложенный рубль из государственной программы в развитие бизнеса (РБ, ФБ, внебюджет) субъектами малого и среднего предпринимательства вложен 1 рубль собственных средств.
Кроме того, за указанный период поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, оказанная по линии Министерства экономики Республики Саха (Якутия) путем финансирования муниципальных инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства с участием местных бюджетов, составила 528,7 млн. рублей; Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) через поддержку начинающих фермеров - 225,5 млн. рублей; Департамента занятости населения Республики Саха (Якутия) через содействие самозанятости населения - 57,0 млн. рублей.
В рамках подпрограммы "Повышение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства, производящих и реализующих товары (работы, услуги)" проведена работа по повышению эффективности и конкурентоспособности предпринимательства, модернизации их бизнеса и тем самым оказано содействие созданию условий для обеспечения потребностей граждан республики в товарах и услугах экономически эффективным образом.
За период реализации программы, благодаря только мерам финансовой поддержки, во всех районах республики начали деятельность около 3000 субъектов малого и среднего предпринимательства. Ими создано более 4000 новых рабочих мест.
Производством продукции занялись 1236 субъектов малого и среднего предпринимательства (41,5%), в сфере услуг начали деятельность 1387 предпринимателей (46,6%), в отрасли торговли создано 325 новых субъектов малого и среднего предпринимательства (10,9%).
Наибольшее количество новых субъектов малого предпринимательства созданы в следующих улусах: Намский (315), Ленский (229), Чурапчинский (202), Амгинский (167), Горный (222), Усть-Алданский (164), Томпонский (162), Сунтарский (160).
В результате проведенной комплексной работы за период реализации государственной программы в 2012-2014 годы оказано 162,9 тыс. разносторонней поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства (финансовой, образовательной, информационно-консультационной, имущественной), в том числе финансовая поддержка оказана 6,71 тыс. субъектам (в 2014 году охват финансовой поддержкой в РС(Я) 1674 СМСП, 3,1% от общего количества СМСП, без подакцизников - 4,7%; в РФ - 4,4%).
Предприниматель-заявитель на получение финансовой поддержки должен соответствовать Федеральному закону от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", условиям и порядку предоставления субсидии по целевому назначению израсходованных средств, виду экономической деятельности, с учетом территориального места ведения деятельности (село, арктические и северные районы республики), сумме выделяемой субсидии.
Оказание государственной поддержки осуществляется при отсутствии у субъектов малого и среднего предпринимательства просроченной задолженности по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, налоговым и иным обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации.
Решение о выдаче субсидии субъекту МСП, в соответствии с Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 12 октября 2011 года N 980 государственная программа "Развитие предпринимательства в Республике Саха (Якутия) на 2012-2019 годы", принимается конкурсной комиссией, в состав которой включено не менее 70% представителей общественных объединений бизнеса.
Причины отказов - несоответствие вышеперечисленным условиям и ограниченное финансирование из бюджетов в пределах лимита, выделяемого Министерству.
Приоритетное право на получение финансовой поддержки имеется у производителей продукции, социально значимых услуг населению, ведущих деятельность в арктических и северных улусах республики, в сельских населенных пунктах, по количеству сохраненных и созданных рабочих мест.
Для определения эффективности финансовой поддержки ежегодно на протяжении трех лет проводится мониторинг получателей субсидии. По итогам мониторинга, проведенного в феврале 2015 года, в целом все проекты успешно развиваются, в частности в сравнении с 2013 годом объем произведенной продукции, работ и услуг в 2014 году увеличился в 1,2 раза и составил более 1 800 000 тыс. рублей, выручка от реализации товаров (работ, услуг) по сравнению с 2013 годом увеличилась на 14,5% и составила 2 155 354 тыс. рублей, общее количество вновь созданных рабочих мест на предприятиях, организациях получателей государственной поддержки выросло на 10,5%, с учетом сохраненных рабочих мест составило 1385 человек, в 2014 году увеличилась среднемесячная заработная плата одного работника на 2351 рублей по сравнению с 2013 годом - 21 256 рублей.
Примечание. Успешные проекты:
Сельскохозяйственный потребительский кооператив "Полюс холода", директор Портнягина Екатерина Алексеевна.
Место ведения деятельности: Верхоянский район, г. Верхоянск. Вид деятельности, согласно ОКВЭД, - производство мяса и пищевых субпродуктов крупного рогатого скота, свиней, овец, коз. Кооператив ведет свою деятельность с 2002 года. Количество штатных работников, в том числе по гражданско-правовым договорам, на конец 2014 года оставляет 67 человек, из них 22 человека - женщины, воспитывающие детей до 7 лет, имеющие многодетную семью (3-х и более детей) - 24 человека, 4 человека наняты через Центр занятости населения (из числа безработных).
СХПК "Полюс холода" является единым сельскохозяйственным заготовителем на территории Верхоянского района. Основным производственным объектом кооператива является пищеперерабатывающий комбинат по производству мяса и мясных изделий, молока и молочных изделий, питьевой и газированной воды. При кооперативе имеются специализированные магазины, где реализуется продукция местного производства, также имеются молокоприемные пункты в сельских наслегах района.
Выполняя приоритетные задачи по развитию животноводства в Республике Саха (Якутия), кооперативом в 2014 году введен в эксплуатацию животноводческий комплекс в г. Верхоянске, включающий коровник на 50 голов с доильным залом и убойный цех, приобретено 50 голов крупного рогатого скота.
СХПК "Полюс холода" по итогам конкурсного отбора в 2014 году по мероприятию: "Субсидирование затрат субъектов малого и среднего предпринимательства на уплату процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях", предъявив кредитный договор на строительство приемных пунктов молока и убойного цеха, получил финансовую поддержку в размере 622 166,00 рублей из средств федерального бюджета. Кроме того, за счет полученного финансирования ФРМП (всего получено 10,00 млн. рублей) реализован проект по производству кумыса в Оймяконском районе, приобретены оборудование по дойке кобыл и производству кумыса.
ИП Оаакадзе Леван Гивиевич, ювелирная компания "Эгэлгэ", г. Якутск
В 2009 году Саакадзе Л.Г. зарегистрировался в качестве индивидуального предпринимателя и основал ювелирную компанию "Эгэлгэ" по производству якутских национальных ювелирных изделий из драгоценных металлов и камней. В том же году защитил свой бизнес-проект и прошел конкурс на предоставление площади в бизнес-инкубаторе г. Якутска. Ювелирная компания является получателем финансовой поддержки по линии Министерства по делам предпринимательства и развития туризма РС(Я) (субсидии, микрозаем, поручительство гарантийного фонда).
В данное время предприятие динамично развивает свою розничную сеть (открыты ювелирные салоны в ряде районов республики), увеличивает производственные мощности, обучает молодых ювелиров.
ИП Саакадзе Л.Г. занял первое место в номинации "Лучший предприниматель" и занял второе место в номинации "Лучшее производственное предприятие" на конкурсе, организованном Администрацией города Якутск. Также компания стала одним из лучших экспортных предприятий на конкурсе Министерства по федеративным и внешним связям РС (Я). Компания регулярно осуществляет спонсорскую и благотворительную деятельность, внося вклад в республиканские мероприятия и помогая детям из социально незащищенной категории.
С 2013 года Саакадзе Л.Г. является активным членом ЯРО ООО "Деловая России", возглавляет экспертную группу по внедрению лучших муниципальных практик в г. Якутске, в мае 2015 года он был назначен общественным представителем Агентства стратегических инициатив в Якутии.
ООО "Вик Ард" - начали свою деятельность 3 марта 2010 года в с. Ой Хангаласского улуса. На средства, полученные в ФРМП, всего 4 млн. рублей, развили производство хлебобулочных изделий в родном Хангаласском улусе, расширили рынок сбыта от родного села на окружающие районы, в настоящее время активно осваивают городской рынок сбыта. "Немюгюнский хлеб" - это популярный бренд, известный каждому горожанину.
Молодая, динамично развивающаяся компания ООО "Масарт" создана в 2010 году в г. Якутске. За время сотрудничества с Фондом освоено 3,8 млн. рублей. Сегодня компания занимает устойчивые позиции на рынке деревообработки, строительно-монтажных работ, изготовления мебели.
ООО "Фаворит-96" зарегистрировано в 2000 году в г. Якутске. Основным видом деятельности является установка, техобслуживание теплосчетчиков и энергоаудит. На заемные средства (всего освоено займов на 3,6 млн. рублей) закуплен полный ассортимент комплектующих для производства инновационных пластинчатых теплообменников "Теплохит", применяемых для отопления, ГВС, кондиционирования и технологических процессов.
Постановление Правительства РС (Я) от 28.12.2010 N 594 (ред. от 02.11.2012) "О Стратегии развития малого и среднего предпринимательства Республики Саха (Якутия) на 2011-2020 годы и Плане мероприятий по реализации Стратегии в 2011-2012 годах".
Приложение N 1. Целевые индикаторы Стратегии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Микроfinance+"
("Микрофинанс+")
Учредители: Национальное Партнёрство Участников Микрофинансового Рынка (НАУМИР) и ЗАО "Центр Платёжных Инноваций" (ЦПИ).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77 - 43242 от 24.12.2010 года.
Периодичность выхода в свет: ежеквартально.
Редакционный совет журнала
Арифов Александр Александрович (председатель Редакционного совета журнала) - председатель Правления, член Совета директоров ЗАО Банк "ЦЕРИХ", председатель Совета СРО НП "МиР"
Багинский Игорь Николаевич - председатель Союза сельских кредитных кооперативов
Волохонский Юрий Николаевич - председатель Совета ЮРАКС (Южнорегиональной ассоциации кредитных союзов)
Достов Виктор Леонидович - председатель Совета некоммерческого партнерства "Содействие развитию рынка электронных денег"
Исаева Татьяна Васильевна - главный редактор журнала "Микроfinance+"
Кадров Анатолий Михайлович - член Совета НП "Кооперативные финансы", исполнительный директор ЮРАКС (Южнорегиональной ассоциации кредитных союзов)
Пухов Антон Владимирович - директор по развитию Центра Исследований Платёжных Систем и Расчётов
Стратьева Елена Сергеевна - вице-президент НАУМИР, директор Российского Микрофинансового Центра
Тагирова Виктория Таликовна - вице-президент НАУМИР