Поддержка МСБ в Чувашской Республике
А. Маслов,
исполнительный директор
Автономной некоммерческой организации
"Агентство по поддержке малого бизнеса в Чувашской Республике"
Журнал "Микроfinance+", N 2, апрель-июнь 2015 г.
Одной из важнейших составляющих развития экономики страны в целом и региона в частности является состояние малого и среднего бизнеса, благодаря его динамичному развитию обеспечивается экономический подъем, увеличивается масса и насыщение рынка необходимыми товарами и услугами, поступательный рост этого сегмента способствует снижению безработицы и созданию новых рабочих мест, приводит к улучшению национального благосостояния и конкурентоспособности.
Развитие и необходимость поддержки малого и среднего бизнеса в Чувашии были и остаются приоритетными направлениями государственной политики республики, в особенности в условиях изменившейся экономической и внешнеполитической конъюнктуры, изменениях модели экономического развития нашей страны. Укрепление социально-экономического развития Чувашской Республики в значительной степени зависит от реализации потенциала малого и среднего бизнеса, непосредственно связанного с ростом вклада предпринимательского сегмента как в реальных, так и в инновационных отраслях экономики.
В Чувашской Республике по состоянию на начало текущего года зарегистрировано более 48 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства, в этой сфере занято около 144 тыс. человек, это примерно 36% от общей численности работников всех организаций Республики. Отраслевая структура распределения малых и средних предприятий в Республике свидетельствует о развитии предпринимательства преимущественно в сфере оптовой и розничной торговли (около 36%). Сегмент малого и среднего предпринимательства активно развивается благодаря взвешенной и рациональной политике Главы Чувашской Республики и Правительства региона в сфере поддержки и развития предпринимательства, которая строится на принципах создания благоприятного климата для развития, особенно в тех направлениях, где обеспечивается максимальный социально-экономический эффект. Включает в себя развитие нормативно-правового регулирования, формирование инфраструктуры поддержки, реализации разного рода форм государственной поддержки, таких как финансовая, информационная, консультационная, методическая. Эффективность мер поддержки подтверждается поступательным экономическим развитием малого бизнеса. Растет количество действующих субъектов предпринимательства, объем отгруженных товаров, в два раза к уровню 2010 года увеличен удельный вес отгруженной инновационной продукции.
На практике малое и среднее предпринимательство сталкивается с определенными трудностями, наверное, характерными не только для региона, среди которых несовершенство законодательной базы, регулирующей деятельность малого и среднего предпринимательства, финансовая недоступность, нехватка квалифицированных кадров, сложности с арендой производственных площадей, высокая арендная плата и др. Перспективы развития малого и среднего предпринимательства как в Российской Федерации в целом, так и в Чувашской Республике напрямую зависят от решения перечисленных проблем.
Работая в сфере микрофинансирования малого бизнеса мы видим устойчивый и стабильный интерес к заемным ресурсам со стороны организаций и предпринимателей этого сегмента, но также отмечаем, что представители этого сегмента стали осторожнее подходить к вопросу привлечения дополнительных средств, предприниматели сконцентрировались на обслуживании текущих обязательств. В последнее время бизнес-сообщество все чаще привлекает средства в основном для поддержания оборотного капитала, реже направляет на инвестиционные цели.
Микрофинансирование малого бизнеса и его роль в развитии сегмента растет день ото дня, на сегодняшний момент это единственный сегмент финансового рынка, который показывает положительную динамику. Планируемые нововведения на микрофинансовом рынке, в частности увеличение суммы микрозайма до 3-х миллионов рублей, окажут существенное влияние на рост сегмента МСБ, на сегодняшний день максимальная сумма микрозайма составляет 1 млн. рублей, решение об утверждении предельной суммы принималось более 5 лет назад, с тех пор многое изменилось, инфляционная составляющая и увеличение общих издержек для открытия дела не позволяют некоторым предпринимателям удовлетворить свои потребности. Немаловажным в этой связи является и соответствующее финансирование со стороны государства, дополнительная капитализация, для нас как для института поддержки это является сдерживающим фактором.
Большое внимание, учитывая тот факт, что мы являемся в первую очередь институтом развития, уделяем начинающим предпринимателям, реализующим свои бизнес-инициативы. Для такого сегмента существуют льготные условия, такие как индивидуальный график погашения основного долга, с возможностью предоставления отсрочки платежа, принимается в расчет сезонность бизнеса. Мы понимаем, что начинающий бизнес еще не обладает достаточным обеспечительным капиталом, поэтому применяем залоговый коэффициент до 95% от рыночной стоимости предлагаемого имущества. Также много внимания мы уделяем сегменту государственных и муниципальных закупок. На последнем совещании Госсовета по вопросам развития малого и среднего предпринимательства руководством страны была поставлена задача увеличить долю МСБ в структуре закупок заказчиков инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием, в Агентстве для предпринимателей, активно участвующих в государственных и муниципальных закупках, есть возможность привлечь средства на обеспечение участия или внесения аванса по государственным и муниципальным заказам, предоставив в качестве обеспечения права требования по вышеуказанным контрактам.
С начала деятельности организации расширена география присутствия, открыто 6 обособленных подразделений в моногородах Республики, предпринимателям региона предоставлено более 2800 микрозаймов (основная доля около 40% - торговля) на общую сумму около 1,3 млрд. рублей (средняя сумма микрозайма - около 500 тыс. рулей). Благодаря такого рода поддержке только за 2014 год удалось создать более 500 и сохранить около 4000 рабочих мест, портфель микрозаймов по состоянию на начало года составил более 290 млн. рублей, около 14% портфеля составляют микрозаймы, выданные начинающим предпринимателям.
В 2014 году АНО "АПМБ" предоставлено 681 микрозайм, 620 СМП на сумму более 351 млн. рублей. В первом квартале текущего года было предоставлено 144 микрозайма, 141 СМП на сумму более 81,5 млн. рублей. В результате оказания поддержки по итогам 2014 года было сохранено 3982 рабочих места и создано 589 рабочих мест.
За время деятельности было профинансировано множество успешных проектов как в сфере производства и услуг, так и в сфере сельского хозяйства и торговли. Финансовая поддержка позволила предпринимателям модернизировать оборудование, расширить автопарк организации, пополнить оборотный капитал. Своевременно направленные инвестиции позволили предпринимателям повысить производительность труда и качество выпускаемой продукции, расширить географию рынков сбыта и увеличить оборот отгруженной продукции. Мы финансировали такие проекты, как увеличение производственных мощностей для фабрики по производству рабочих перчаток и рукавиц, приобретенное оборудование позволило увеличить объем и качество производимой продукции, увеличить конкурентоспособность продукции, вложения также имели и социальный эффект, были созданы новые рабочие места. К нам обращаются предприниматели, только-только вставшие на ноги, получив поддержку от службы занятости на открытие собственного дела, а в последующем грант на приобретение оборудования, следующим шагом является привлечение средств на дальнейшее развитие.
Сегодня поддерживать высокое качество портфеля становится все труднее, рост просроченной задолженности в этом году станет главным вызовом не только для нас, но и для всего рынка. При решении вопроса о предоставлении финансирования в первую очередь акцентируем внимание на финансовом состоянии заемщика, рентабельности деятельности, автономии, немаловажным является и прогноз денежных потоков.
Участники микрофинансового рынка предложили уменьшить налоговую нагрузку для МФО, работающих с субъектами МСБ, под МФО, финансирующих МСБ, будут пониматься организации, 70-80% портфеля которых направлены на финансирование МСБ. Участники рынка знают, что наряду с легальными микрофинансовыми компаниями, входящими в госреестр МФО, в стране существует и активно развивается теневой сектор. У таких компаний недостаточно экономических стимулов для легализации бизнеса - затраты участников регулируемого рынка на ведение бизнеса выше, чем затраты черных кредиторов. Действительно, рынок черных кредиторов, по подсчетам экспертов, достигает 40%, это одна из основных проблем, мешающих развитию цивилизованного рынка. Наша задача - способствовать легализации сектора. Но для таких компаний должны быть не только внутренние, но и внешние стимулы для того, чтобы войти в реестр МФО. Наверное, соглашусь с инициаторами, что необходимость создания условий, при которых вхождение в реестр было бы экономически выгодно, давно назрела. Думаю, что эта инициатива необходима, но не окажет существенного влияния на дальнейшее развитие микрофинансового рынка в целом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Микроfinance+"
("Микрофинанс+")
Учредители: Национальное Партнёрство Участников Микрофинансового Рынка (НАУМИР) и ЗАО "Центр Платёжных Инноваций" (ЦПИ).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77 - 43242 от 24.12.2010 года.
Периодичность выхода в свет: ежеквартально.
Редакционный совет журнала
Арифов Александр Александрович (председатель Редакционного совета журнала) - председатель Правления, член Совета директоров ЗАО Банк "ЦЕРИХ", председатель Совета СРО НП "МиР"
Багинский Игорь Николаевич - председатель Союза сельских кредитных кооперативов
Волохонский Юрий Николаевич - председатель Совета ЮРАКС (Южнорегиональной ассоциации кредитных союзов)
Достов Виктор Леонидович - председатель Совета некоммерческого партнерства "Содействие развитию рынка электронных денег"
Исаева Татьяна Васильевна - главный редактор журнала "Микроfinance+"
Кадров Анатолий Михайлович - член Совета НП "Кооперативные финансы", исполнительный директор ЮРАКС (Южнорегиональной ассоциации кредитных союзов)
Пухов Антон Владимирович - директор по развитию Центра Исследований Платёжных Систем и Расчётов
Стратьева Елена Сергеевна - вице-президент НАУМИР, директор Российского Микрофинансового Центра
Тагирова Виктория Таликовна - вице-президент НАУМИР