Я работаю в школе-интернате. Уставом школы закреплено, что при распределении премии должны соблюдаться следующие пропорции: 70% - педагогическому составу, а 30% - техническому. В этот раз директор распорядилась, что премия будет поделена 50% на 50%, так как большинство технического персонала принимало участие в летнем ремонте. Но педагогический состав также принимал участие в ремонте и работах по подготовке школы к учебному году, что не было учтено. К тому же, премия педагогического состава - это сумма за баллы по критериям оценки качества труда работников (за участие в мероприятиях, конкурсах, подготовке к экзаменам и т.д.). Сумма получилась у большинства весьма скромная (от 2500 руб.), а технический персонал получил в среднем от 5000 до 8000 руб. Правомерно ли такое распределение? Есть ли какие-либо нормы по составлению критериев оценки качества труда работников? Как простой работник может контролировать распределение фонда заработной платы?
Директор не вправе своим распоряжением изменять положения действующей в организации системы оплаты труда. Критерии оценки качества труда работников устанавливаются локальным актом работодателя.
Работник в случае нарушения его прав при распределении премиального фонда вправе обратиться в территориальный орган Роструда - государственную инспекцию труда (в том числе через данный ресурс), а также в суд.
Правовое обоснование:
Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно ст. 352 ТК РФ каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
В соответствии со ст. 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется Федеральной службой по труду и занятости (Роструд) и ее территориальными органами (государственными инспекциями труда). За защитой своих трудовых прав работник может обратиться в государственную инспекцию труда по месту нахождения работодателя, в том числе через данный ресурс.
Работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права (ч. 1 ст. 392 ТК РФ). Трудовые споры рассматриваются районными (городскими) судами по месту нахождения работодателя.
При этом необходимо иметь в виду, что государственный инспектор труда не вправе выдавать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению, по искам, принятым к рассмотрению судом, или вопросам, по которым имеется решение суда (ч. 2 ст. 357 ТК РФ). Таким образом, подавая иск в суд, работник утрачивает возможность защиты своих трудовых прав посредством обращения в государственную инспекцию
Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", сентябрь 2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ" и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.