Уточненные декларации при ликвидации
Ю.А. Васильев,
д.э.н., генеральный директор КГ "Аюдар",
автор многочисленных книг,
статей и публикаций по бухгалтерскому учету
и налогообложению
Журнал "Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", N 10, октябрь 2015 г.
Учредители приняли решение о ликвидации организации, но еще не уведомили об этом регистрирующий орган. При этом бухгалтер обнаружил ошибку в исчислении налоговой базы по налогу на прибыль за прошлый период. Можно ли будет сдать уточненную декларацию после подачи уведомления о ликвидации или лучше сделать это заранее?
Налоговый кодекс, а также Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) не ограничивают организации (налогоплательщиков) в праве подачи уточненных деклараций ни до, ни после принятия решений о ликвидации, а также до подачи соответствующего уведомления в регистрирующий орган.
Так, в силу ст. 20 Закона N 129-ФЗ сообщение о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, подается в регистрирующий орган в течение трех рабочих дней с даты принятия решения о ликвидации. На основании данного сообщения в ЕГРЮЛ вносится запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускаются (п. 2 ст. 20 Закона N 129-ФЗ):
- государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица;
- государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых является ликвидируемое юридическое лицо, или внесение в ЕГРЮЛ записей в связи с реорганизацией юридических лиц с участием юридического лица, находящегося в процессе ликвидации.
Иных ограничений закон не содержит.
Вместе с тем кроме сообщения о ликвидации в регистрирующий орган следует представить уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса. Такое уведомление не может быть подано ранее (п. 4 ст. 20 Закона N 129-ФЗ):
- срока, установленного для предъявления требований кредиторами;
- срока вступления в законную силу решения суда или арбитражного суда по делу (иного судебного акта, которым завершается производство по делу), по которому принято к производству исковое заявление, содержащее требования, предъявленные к юридическому лицу, находящемуся в процессе ликвидации;
- срока окончания выездной налоговой проверки (в случае проведения), оформления ее результатов (в том числе рассмотрения ее материалов) и вступления в силу итогового документа по результатам этой проверки. Напоминаем, что выездная проверка ликвидируемого лица может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. Но при этом все равно проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки (п. 11 ст. 89 НК РФ).
Иными словами, промежуточный ликвидационный баланс должен содержать достоверную информацию о финансовых показателях ликвидируемого общества, которая может быть получена только после того, как кредиторы*(1) предъявят свои требования, в судебном порядке будут разрешены все имущественные и неимущественные споры, налоговый орган закончит проверку правильности расчетов с бюджетом. Конечно, из этих соображений целесообразно урегулировать расчеты с бюджетом до составления промежуточного ликвидационного баланса.
Относительно расчетов с бюджетом необходимо иметь в виду следующее.
Абзац 3 п. 1 ст. 54 НК РФ разрешает налогоплательщику провести перерасчет налоговой базы в периоде обнаружения ошибки, если невозможно определить период ее совершения или если ранее такая ошибка привела к излишней уплате налога.
В остальных случаях при обнаружении ошибки налогоплательщик обязан (а иногда - вправе) подать в инспекцию уточненную декларацию за прошедший налоговый период (п. 1 ст. 81 НК РФ). Представление уточненной налоговой декларации, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет (или увеличена сумма полученного убытка), по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом), может спровоцировать повторную выездную проверку (п. 10 ст. 89 НК РФ).
Осуществление такой проверки не отменяет возможности проведения выездной проверки, осуществляемой в связи с ликвидацией общества, и наоборот.
Таким образом, независимо от момента представления уточненной налоговой декларации в отношении организации, находящейся в процессе ликвидации, налоговый орган может инициировать выездную налоговую проверку как минимум дважды (по факту подачи "уточненки" и в связи с ликвидацией).
* * *
Исходя из общих положений о ликвидации обществ и исправлении ошибок в исчислении налогов следует заключить, что налогоплательщик вправе представить уточненную декларацию по налогу на прибыль за прошлый период в любой момент вплоть до непосредственной ликвидации общества (внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ).
Не имея информации о том, какая именно ошибка послужила поводом для представления уточненной налоговой декларации, оценить значимость ее подачи до или после уведомления налогового органа о решении ликвидировать организацию довольно сложно. Здесь нелишним будет напомнить, что если уточненная налоговая декларация представлена до того, как налоговый орган назначил выездную проверку, то налогоплательщик освобождается от ответственности (уплаты штрафа) при условии уплаты недостающей суммы налога и соответствующей ей пени (п. 4 ст. 81 НК РФ).
------------------------------------------------------------------------
*(1) Согласно ст. 64 ГК РФ очередность погашения требований кредиторов при ликвидации такова. Сначала удовлетворяются требования граждан в связи с причинением вреда жизни и здоровью, выплачивается компенсация морального вреда и т.д. Затем погашается задолженность по выходным пособиям и заработной плате. Потом осуществляются расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами. В последнюю очередь удовлетворяются требования других кредиторов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"