Управляющая организация, которая применяет ОСНО и отказалась от применения льготы по НДС, установленной пп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ, получила бюджетные средства на ремонт общего имущества в МКД в рамках ликвидации последствий чрезвычайной ситуации (наводнения). Возникает ли налоговая база по НДС при поступлении бюджетных средств до проведения восстановительных работ?
Н.Н. Максимова,
эксперт журнала
"Жилищно-коммунальное хозяйство:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", N 10, октябрь 2015 г.
Однозначного ответа на этот вопрос дать нельзя. Приведем две возможные позиции. Согласно первой точке зрения средства, связанные с оплатой работ, включаются в налоговую базу на момент поступления в качестве предоплаты. Противоположный подход гласит: это средства на формирование резерва на проведение ремонта общего имущества. Вторая позиция более рискованная, поскольку официальное мнение о том, что же считать резервом на ремонт, отсутствует.
Позиция 1. На основании пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ налоговая база, определенная в соответствии со ст. 153-158 НК РФ, увеличивается на суммы, полученные в счет увеличения доходов или иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг). Бюджетные субсидии, выделяемые на финансирование мероприятий по ремонту общего имущества, связаны с оплатой реализуемых УК ремонтных работ. В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 167 НК РФ налоговую базу определяют в день поступления оплаты в счет предстоящего выполнения работ. Положения пп. 1 п. 3 ст. 162 НК РФ о невключении в налоговую базу средств, полученных на формирование резерва на проведение ремонта общего имущества, здесь применять нельзя, поскольку бюджетные средства выделяются на оплату конкретных работ, тогда как под резервом можно понимать накопление средств, имеющих общую цель (ремонт общего имущества), но не авансирование по конкретному обязательству.
Позиция 2. Согласно пп. 1 п. 3 ст. 162 НК РФ в налоговую базу не включаются денежные средства, полученные УК на формирование резерва на проведение текущего и капитального ремонта общего имущества в МКД, в том числе на формирование фондов капитального ремонта. В Налоговом кодексе и официальных разъяснениях нет указаний, что понимать под резервом на ремонт, кроме фонда капитального ремонта. Согласно позиции, изложенной АС МО, под формированием резерва на ремонт следует понимать:
- получение денежных средств не по мере выставления актов выполненных работ подрядчиками, а заранее, в установленном бюджетным законодательством порядке;
- отдельный учет данных средств;
- их расходование в соответствии с целевым назначением.
При выполнении этих условий бюджетные средства на ликвидацию последствий наводнения можно отнести к средствам, поступающим на формирование резерва, и не включать в налоговую базу при их поступлении.
Судебная практика. Постановление АС МО от 26.06.2015 N Ф05-5660/2015.
1 октября 2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"