Как соотносятся понятия "продолжительность рабочего времени педагогического работника" и "норма часов педагогической работы"? Каковы продолжительность рабочего времени педагога и норма часов педагогической нагрузки?
Педагогическая (учебная, преподавательская) работа педагогических работников, на которую устанавливается норма часов, включает в себя работу с обучающимися в виде проведения уроков, занятий, тренировок, лекций и т.п., текущий контроль успеваемости, проведение промежуточной и итоговой аттестации учащихся.
Но помимо этой педагогической работы, выполняемой в пределах общего рабочего времени, педагогические работники в "оставшиеся" часы в течение своего рабочего времени еще должны выполнять и другую предусмотренную их должностными обязанностями работу (подготовка к занятиям, проверка работ учащихся, проведение родительских собраний, участие в педагогических и методических советах и др.).
В зависимости от должности и (или) специальности, а также вида образовательного учреждения педагогическим работникам Министерством образования и науки РФ установлена либо продолжительность рабочего времени, либо норма часов педагогической работы за ставку заработной платы.
Продолжительность рабочего времени установлена:
- 36 часов в неделю:
профессорско-преподавательскому составу;
старшим воспитателям организаций дошкольного и дополнительного общего образования, домов ребенка;
педагогам-психологам;
социальным педагогам;
педагогам-организаторам;
мастерам производственного обучения;
старшим вожатым;
инструкторам по труду;
педагогам-библиотекарям;
методистам и старшим методистам образовательных организаций;
тьюторам образовательных организаций (кроме ВУЗов);
руководителям физического воспитания организаций среднего профобразования;
преподавателям-организаторам ОБЖ;
инструкторам-методистам, старшим инструкторам-методистам образовательных организаций;
- 30 часов в неделю - старшим воспитателям (за исключением старших преподавателей дошкольного и дополнительного общего образования, домов ребенка).
В рабочее время педагогических работников включается (в зависимости от занимаемой должности) учебная (преподавательская), воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом (методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий с обучающимися).
Для вышеназванных педагогических работников норма часов педагогической работы законодательством не определена. Порядок определения учебной нагрузки таких педагогических работников закрепляется в трудовом договоре. Объем часов учебной нагрузки устанавливается образовательным учреждением и оговаривается в трудовом договоре.
Норма часов (астрономических) педагогической работы в неделю за ставку заработной платы установлена:
- 20 часов - учителям-дефектологам и учителям-логопедам;
- 24 часа - музыкальным руководителям и концертмейстерам;
- 25 часов - воспитателям, непосредственно осуществляющим обучение, воспитание, присмотр и уход за обучающимися (воспитанниками) с ограниченными возможностями здоровья;
- 30 часов:
инструкторам по физкультуре;
воспитателям интернатов и групп продленного дня общеобразовательных организаций, воспитателям организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организаций (групп) для обучающихся (воспитанников) с туберкулезной интоксикацией, медицинских организаций и организаций социального обслуживания (за исключением воспитателей, которым установлена норма преподавательской работы 25 или 36 часов);
- 36 часов - воспитателям организаций дошкольного, дополнительного общего и среднего профессионального образования (за исключением воспитателей, которым установлена норма преподавательской работы 25 или 30 часов);
- 18 часов (включая перемены и динамические паузы в занятиях):
- учителям общеобразовательных организаций;
- преподавателям общеобразовательных организаций по дополнительным общеобразовательным программам в области искусств, физкультуры и спорта;
педагогам и старшим педагогам допобразования;
тренерам-преподавателям и старшим тренерам-преподавателям образовательных организаций в области физкультуры и спорта;
логопедам медицинских организаций и организаций социального обслуживания;
учителям иностранного языка дошкольных образовательных организаций;
преподавателям организаций среднего профобразования педагогической направленности (за исключением преподавателей, применяющих норму 720 часов в год).
Норма учебной (преподавательской) работы 720 астрономических часов в год (включая перемены и динамические паузы в занятиях) за ставку заработной платы установлена преподавателям организаций среднего профобразования и основных программ профобучения.
Нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы являются расчетными величинами для исчисления педагогическим работникам зарплаты за месяц.
За педагогическую или учебную (преподавательскую) работу, выполняемую педагогическим работником с его письменного согласия сверх установленной нормы либо ниже установленной нормы, оплата производится, исходя из установленной ставки зарплаты и фактически отработанного объема часов педагогической или учебной (преподавательской) работы.
При этом тем педагогическим работникам, которым установлена норма часов педагогической работы, конкретная общая продолжительность рабочего времени законодательством не установлена. Трудовой кодекс РФ определяет только, что она не может превышать 36 часов в неделю. Поэтому время другой (помимо преподавательской) части работы таких педагогических работников регулируется графиками и планами работы образовательного учреждения, личными планами педагогического работника, трудовым договором.
Правовое обоснование:
Согласно ст. 333 ТК РФ для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.
В зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, и основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки педагогических работников определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приложением N 1 к Приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601 в зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам установлена продолжительность рабочего времени или нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы.
Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утвержденное Приказом Минобрнауки РФ от 27.03.2006 N 69, определяет следующее (нижеуказанные числа являются номерами пунктов Положения).
2.1. Выполнение педагогической работы учителями, преподавателями, тренерами-преподавателями, педагогами дополнительного образования (далее - педагогические работники, ведущие преподавательскую работу) характеризуется наличием установленных норм времени только для выполнения педагогической работы, связанной с преподавательской работой.
Выполнение другой части педагогической работы педагогическими работниками, ведущими преподавательскую работу, осуществляется в течение рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов.
2.3. Другая часть педагогической работы работников, ведущих преподавательскую работу, требующая затрат рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов, вытекает из их должностных обязанностей, предусмотренных уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, тарифно-квалификационными (квалификационными) характеристиками, и регулируется графиками и планами работы, в т.ч. личными планами педагогического работника, и включает:
выполнение обязанностей, связанных с участием в работе педагогических, методических советов, с работой по проведению родительских собраний, консультаций, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой;
организацию и проведение методической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям), семьям, обучающим детей на дому в соответствии с медицинским заключением;
время, затрачиваемое непосредственно на подготовку к работе по обучению и воспитанию обучающихся, воспитанников, изучению их индивидуальных способностей, интересов и склонностей, а также их семейных обстоятельств и жилищно-бытовых условий;
периодические кратковременные дежурства в образовательном учреждении в период образовательного процесса, которые при необходимости могут организовываться в целях подготовки к проведению занятий, наблюдения за выполнением режима дня обучающимися, воспитанниками, обеспечения порядка и дисциплины в течение учебного времени, в том числе во время перерывов между занятиями, устанавливаемых для отдыха обучающихся, воспитанников различной степени активности, приема ими пищи. При составлении графика дежурств педагогических работников в образовательном учреждении в период проведения учебных занятий, до их начала и после окончания учебных занятий учитываются сменность работы образовательного учреждения, режим рабочего времени каждого педагогического работника в соответствии с расписанием учебных занятий, общим планом мероприятий, другие особенности работы с тем, чтобы не допускать случаев длительного дежурства педагогических работников, дежурства в дни, когда учебная нагрузка отсутствует или незначительна. В дни работы к дежурству по образовательному учреждению педагогические работники привлекаются не ранее чем за 20 минут до начала учебных занятий и не позднее 20 минут после окончания их последнего учебного занятия;
выполнением дополнительно возложенных на педагогических работников обязанностей, непосредственно связанных с образовательным процессом, с соответствующей дополнительной оплатой труда (классное руководство, проверка письменных работ, заведование учебными кабинетами и др.).
2.4. Дни недели (периоды времени, в течение которых образовательное учреждение осуществляет свою деятельность), свободные для педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, от проведения учебных занятий по расписанию, от выполнения иных обязанностей, регулируемых графиками и планами работы, педагогический работник может использовать для повышения квалификации, самообразования, подготовки к занятиям и т.п.
2.5. Режим рабочего времени учителей, которым не может быть обеспечена полная учебная нагрузка и гарантируется выплата ставки заработной платы в полном размере в случаях, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации, определяется с учетом их догрузки до установленной нормы часов другой педагогической работой.
Формой догрузки может являться педагогическая работа без дополнительной оплаты в группе продленного дня, кружковая работа, работа по замене отсутствующих учителей, проведение индивидуальных занятий на дому с обучающимися, организуемых в соответствии с медицинским заключением, выполнение частично или в полном объеме работы по классному руководству, проверке письменных работ, внеклассной работы по физическому воспитанию и другой педагогической работы, объем работы которой регулируется образовательным учреждением.
4.1. Периоды осенних, зимних, весенних и летних каникул, установленных для обучающихся, воспитанников образовательных учреждений и не совпадающие с ежегодными оплачиваемыми основными и дополнительными отпусками работников (далее - каникулярный период), являются для них рабочим временем.
4.2. В каникулярный период педагогические работники осуществляют педагогическую, методическую, а также организационную работу, связанную с реализацией образовательной программы, в пределах нормируемой части их рабочего времени (установленного объема учебной нагрузки (педагогической работы)), определенной им до начала каникул, и времени, необходимого для выполнения работ, предусмотренных пунктом 2.3 Положения, с сохранением заработной платы в установленном порядке.
Учителя, осуществляющие индивидуальное обучение на дому детей в соответствии с медицинским заключением, в каникулярный период привлекаются к педагогической (методической, организационной) работе с учетом количества часов индивидуального обучения таких детей, установленного им до начала каникул.
Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", ноябрь 2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ" и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.