Карманная кража
Н. Колоколов,
д.ю.н., г. Москва
Газета "эж-ЮРИСТ", N 42, октябрь 2015 г.
Вор-карманник - одна из самых древних профессий. Существующая норма уголовного закона, устанавливающая наступление ответственности за совершение карманной кражи, явно нуждается в усовершенствовании. К тому же, к сожалению, карманные кражи раскрываются очень редко. В частности, потому, что изобличить преступника нелегко. Рассмотрим специфику данного вида преступления подробнее.
Имя им легион
Вор-карманник, карманный вор или просто карманник - это преступник, специализирующийся на кражах из карманов, сумок, портфелей. Данная воровская специализация возникла тогда, когда появились деньги - компактные и практически полностью обезличенные ценности.
Поскольку жертв карманников всегда было множество, а привлечь к уголовной ответственности удавалось (и сейчас удается) единицы, то не удивительно, что их наказывали особо жестоко. Впрочем, выгода, которую приносит хищение чужого кошелька, всегда перевешивала строгость наказания. Карманным ворам рубили руки, их публично вешали, однако пока палач вершил акт возмездия над карманником-неудачником, более успешные его коллеги очищали карманы зевак и сумочки их спутниц.
Профессия карманного вора во все времена была исключительно прибыльной. В наши дни в России, по утверждениям криминологов, раскрывается лишь каждая 75-я кража из кармана или сумки. Ежегодно регистрируется около 100 тыс. карманных краж, фактически каждое седьмое-восьмое тайное хищение. Из зарегистрированных карманных преступлений официально раскрывается в лучшем случае каждая десятая. Обычно это менее 8 тыс. преступлений. Умножив данную цифру на 75, получим реальное число карманных краж.
Почему не все они зарегистрированы? Основная причина - потерпевшие. Хорошо зная, что без наличия вора, пойманного с поличным, перспектив к возмещению вреда нет, они заявления не подают. Другая причина - потерпевшие далеко не всегда уверены, что их обокрали. Многие из них допускают мысль, что, например, кошелек они забыли или потеряли.
Следующая причина высочайшего уровня латентности анализируемых преступлений: полиция всячески уклоняется от регистрации нераскрытых карманных краж, а, зарегистрировав таковые, под разными предлогами в возбуждении уголовного дела отказывает.
Не будем отрицать, десятки тысяч карманных краж ежегодно все же регистрируются. Это происходит, когда похищены значительные суммы денег, иные ценности, если наряду с ними украли и документы.
Прежде чем привлечь вора-карманника к уголовной ответственности, его нужно сначала изобличить. Но даже в случае оперативного задержания похитивший ценности преступник защищен возможностью заявить, что обнаруженные при нем деньги - его личные. Разрушить данную презумпцию крайне сложно.
Как правило, карманники работают в местах большого скопления народа, особенно там, где люди вынуждены находиться вплотную друг к другу. Действия вора-карманника всегда точны, аккуратны, неназойливы. Выявить в таких условиях преступника могут только специально подготовленные сотрудники уголовного розыска. Получив информацию об участившихся карманных кражах в каком-то определенном месте, они организуют наблюдение в целях выявления потенциальных воров-карманников. После этого полицейские наблюдают за их действиями. Совершенно очевидно, что, для того чтобы поймать преступника с поличным во время совершения преступления, нужно быть рядом с ним, проследить за тем, как вор лезет в чужой карман (сумку), достает оттуда кошелек, прячет его в своем кармане или передает по цепочке второму, третьему, а то и четвертому сообщнику.
Воров, действующих таким образом, зовут щипачами, их основное оружие - ловкость рук, работают они незаметно для потерпевших. Их противоположность - "трясуны", "обнималы", которые обчищают карманы жертвы в результате молниеносного контакта с нею.
"Съемщики" похищают наручные часы, "марвихеры" (специалисты) орудуют в гостиницах, "писальщики" и "хирурги" до вожделенного кошелька добираются через разрез в одежде (сумке). Есть еще и "ширмачи", которые от потерпевшего прячутся за газетой, картой города...
Как видим, термины "карманная кража" и "карманный вор" в реальной жизни трактуются весьма широко и порой полностью раскрываются лишь в воровском жаргоне.
В СССР карманников быть не могло!
Наличие профессиональной преступности, в том числе и карманных воров, в СССР отрицалось. В случае изобличения к ответственности они привлекались на основании универсальных норм, устанавливающих наступление таковой за кражу. При этом следует обратить внимание: нижний порог стоимости имущества, похищенного у граждан, отсутствовал.
В далекие советские времена в женской колонии (МССР, п. Русска) появилась дама, которую прозвали Черемуха. Немалый срок карманница заработала за хищение кошелька, за ветхостью не имеющего потребительской ценности, в котором кроме текста песни "Черемуха", отпечатанного типографским способом и оцененного государством в 8 коп., ничего другого не было.
Как видим, даже в отсутствие "писаного" закона система правоохраны всегда была направлена против профессиональных преступников. Да, воришкам когда-то руки рубили, но, уяснив, что новые инвалиды обществу не нужны, мы из гуманных соображений взяли их к себе "на постой" и бесплатно откармливаем в местах не столь отдаленных.
Напомним: кара уголовная помогает мало, а профессия карманного вора - призвание. Черемуха отбывала реальное наказание не за 8 коп., а за те 74 удачных эпизода, по которым изобличена не была, равно как и за тех своих товарищей, которых "тихари" (сотрудники уголовного розыска, специализирующиеся на выявлении карманников) задержать не смогли. Вот такой специфический вид индивидуализации наказания: хищение в 8 коп. записываем, все остальное в уме.
С ликвидацией разделения совокупности хищений на преступления против совместной и личной собственности и с неизбежно последовавшим за этим введением в структуру нормы "хищение чужого имущества" такого понятия, как цена похищенного, пришлось признать, что воры-карманники у нас есть. И чтобы с ними бороться, нужны специальные нормы.
Таковые есть в КоАП РФ и УК РФ. Например, кража денег на сумму до 1 тыс. руб. из кармана пассажира влечет наказание до пяти лет лишения свободы (п. "г" ч. 2 ст. 158 УК РФ).
С введением данной нормы автоматически появилась необходимость отграничения очередного специального состава от смежных преступлений. Главная проблема у стороны защиты и судов в том, чтобы не осудить рядового вора по норме, направленной на борьбу с профессионалами-карманниками. Сказанное не исключает, что рядовой вор тоже может совершить карманную кражу и быть за это осужден на основании специальной нормы.
Точность терминологии
Органы предварительного расследования обвинили Б. в карманной краже. Он, заметив 3 марта 2014 года спящего в кафе К., из внутреннего кармана его куртки тайно похитил мобильный телефон стоимостью 7300 руб., причинив значительный ущерб потерпевшему (п. "в", "г" ч. 2 ст. 158 УК РФ).
Суд в действиях Б. специального состава - карманной кражи не обнаружил. Как "простому вору", Б. по п. "в" ч. 2 ст. 158 УК РФ назначили 1 год лишения свободы.
Прокурор в апелляционном представлении просил квалифицировать действия Б. и по п. "г" ч. 2 ст. 158 УК РФ и назначить ему более суровое наказание.
Суд второй инстанции оставил приговор без изменения, мотивируя это тем, что потерпевший спал и не мог пресечь действия преступника.
По представлению заместителя Генерального прокурора РФ С. Кехлерова судья ВС РФ передал дело в Президиум Кировского областного суда, так как по смыслу закона кража считается карманной вне зависимости от наличия у потерпевшего возможности обнаружить действия преступника.
Президиум Кировского областного суда, отказывая в удовлетворении кассационного представления, указал, что "карманные кражи совершаются с особой дерзостью, граничащей с грабежом, поскольку преступник сознательно идет на риск быть задержанным"*(1).
Приведенное решение по делу Б. не последнее. Не исключено, что он все же будет осужден и по п. "г" ч. 2 ст. 158 УК РФ, ибо согласно закону глубина сна, дрема потерпевшего в момент совершения преступления на квалификацию содеянного виновным не влияют.
Видеонаблюдение позволяет выявить факты краж из сумок потерпевших в супермаркетах. Преступления совершаются как в момент выбора товара потерпевшими, так и в момент осуществления им расчетно-кассовых операций. В первом случае потерпевшие всецело поглощены изучением товаров, их отбором, во втором они отвлеклись на представление товара продавцу, оставив при этом без присмотра на ленте транспортера заранее приготовленные кошельки, мобильные телефоны.
Видеонаблюдение в вагонах метро позволяет выявлять многочисленные факты краж из карманов потерпевших, из предметов, находящихся при них, равно как и самих этих предметов.
Анализ перечисленных выше преступлений позволяет сделать неутешительный вывод о том, что понятийно-категориальный аппарат карманной кражи не то что не разработан, он отсутствует, п. "г" ч. 2 ст. 158 УК РФ толкуется практиками неограниченно широко. Если с понятием "карман" все более или менее ясно, то термин "вещи, находящиеся при потерпевшем" - категория аморфная. Для того чтобы уяснить, что конкретно следует понимать под предлогом "при", исследуем некоторые ситуации:
- сумка прижата к груди потерпевшего, он держит ее обеими руками;
- сумка лежит на скамье вплотную к потерпевшему;
- сумка просто лежит на той же скамье, на которой сидит потерпевший;
- сумка лежит на скамье, расположенной напротив потерпевшего, за которой он ведет непрерывное наблюдение;
- сумка лежит на багажной полке, расположенной над головой потерпевшего;
- сумка лежит под скамьей, на которой сидит потерпевший;
- в вагоне экспресса "Ласточка" сумка лежит на полках, специально отведенных для багажа, от которых до потерпевшего от 0,5 м до 5-6 м;
- сумка осталась лежать на скамье, под скамьей или на багажной полке, а потерпевший отошел от них: а) на некоторое расстояние; б) к соседней скамье; в) прошел в туалет; г) ушел в вагон-ресторан.
Как видим, словосочетание "при потерпевшем" дает неограниченные возможности по толкованию. Снял шапку, часы у спящего пассажира, наконец, раздел мертвецки пьяного - тоже карманная кража?
Отдельный вопрос - "борсеточники". Машины замерли у светофора. Преступник - пассажир, сидящий в машине слева, спрашивает у водителя дорогу, его сообщник тихонько открывает правую (переднюю, заднюю) дверь и похищает борсетку, небрежно брошенную на правое (заднее) сиденье. Указанные лица, включая пассажира слева, - воры, квалифицированные по методу (то есть карманные) или только по группе? Из кого группа состоит? "Щипача", "барсеточника" и пособника или все соисполнители?
Подобные вопросы можно задавать еще долго, ибо следует признать, что такой феномен, как карманная кража, на концептуальном уровне теоретиками уголовного права не изучен. Украл сумку у засмотревшегося в окно пассажира - карманник, дождался, пока он ушел в туалет, - просто вор.
Некоторые авторы научных исследований предполагают, что карманная кража совершается с прямым умыслом, который чаще всего точно не определен, не конкретизирован. Квалификация при этом не зависит от величины ущерба, так как полностью предопределена характером действий виновного.
К особенностям способа совершения данного вида кражи относят его комплексный характер: скрытность (незаметность) действий виновного, особые условия изъятия чужого имущества, которые могут быть связаны с проникновением в специально определенные законодателем места хранения (одежда, сумка, др. ручная кладь), возможное изъятие имущества с различных частей тела человека, например хищение наручных часов, цепочек, колье, колец.
Особый интерес теоретиков представляет предложение дополнить институт соучастия нормой о признании всех лиц, участвовавших в совершении конкретной карманной кражи, соисполнителями, членами специальной организованной преступной группы, действия которых будут квалифицировать без ссылки на ст. 33 УК РФ.
Подальше положишь...
В заключение попытаемся сформулировать основные научно-практические выводы.
Уголовно-правовые понятия "карманная кража", "карманный вор" - исторически изменчивые категории, их существование обусловлено конкретными социальными обстоятельствами, в основе которых необходимость концентрации ценностей в малых объемах имущества, значимость ущерба (имущественного, морального), причиняемого преступлениями анализируемой категории.
Цель введения в УК РФ специальной нормы, регламентирующей ответственность за карманную кражу, - борьба с профессиональной преступностью. Однако существующая норма уголовного закона (п. "г" ч. 2 ст. 158 УК РФ), устанавливающая наступление ответственности за совершение карманной кражи, явно нуждается в усовершенствовании, концепция которого пока еще не разработана.
Следовательно, несовершенство материального права - источник противоречивой судебной практики.
Анализ уголовного законодательства других стран и практики его применения позволяют сделать вывод: наличие определенных противоречий в нормах уголовного права не критично, ибо несовершенство "писаного" закона легко компенсируется маневром суда по размеру наказания.
В таких обстоятельствах достойная лучшего применения последовательность Генеральной прокуратуры РФ в преследовании карманника Б. экономически неоправданна: ничего не изменится, если в конечном счете полностью признавшему свою вину карманному вору будет назначено более суровое наказание.
Главный же вывод, который можно сделать при обсуждении данной темы: не храните все ценности и документы в одном месте.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Постановление Президиума Кировского областного суда от 01.07.2015 N 44у-33/15.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "эж-ЮРИСТ"
Издание: Российская правовая газета "эж-ЮРИСТ"
Учредитель: ЗАО ИД "Экономическая газета"
Подписные индексы:
41019 - для индивидуальных подписчиков
41020 - для предприятий и организаций
Адрес редакции: 127994, ГСП-4, г. Москва, Бумажный проезд, д. 14
Телефоны редакции: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Телефоны/факс: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Информация о подписке: (095) 152-0330
E-mail: lawyer@ekonomika.ru
Internet: www.akdi.ru