Комментарий к письму Министерства экономического развития Российской Федерации от 24.08.2015 N Д28и-2442
А. Павелин,
эксперт журнала "Бюджетные организации:
акты и комментарии для бухгалтера"
Журнал "Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера", N 11, ноябрь 2015 г.
В комментируемом Письме от 24.08.2015 N Д28и-2442 рассматривается вопрос о размере авансового платежа при заключении договоров (государственных контрактов) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг.
Закон о контрактной системе*(1) регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, в части планирования закупок товаров, работ, услуг, определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключения гражданско-правового договора (контракта), предметом которого является поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, особенностей исполнения контрактов, мониторинга закупок, аудита и контроля.
Согласно ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов этой приемки.
В силу ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе законодательство РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции РФ, ГК РФ, БК РФ и состоит из Закона о контрактной системе и других федеральных законов.
Размеры авансовых платежей ежегодно устанавливаются Правительством РФ. В настоящее время они определены Постановлением от 27.12.2014 N 1563 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" (далее - Постановление N 1563).
Согласно п. 29 названного постановления получатели средств федерального бюджета при заключении договоров (государственных контрактов) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг в пределах доведенных им в установленном порядке соответствующих лимитов бюджетных обязательств вправе предусматривать авансовые платежи:
1. По договорам (государственным контрактам) о выполнении работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства государственной собственности РФ, если иное не определено законодательством РФ (пп. "б" п. 29 Постановления N 1563):
- на сумму, не превышающую 600 млн. руб., - до 30% суммы договора (государственного контракта), но не более 30% лимитов бюджетных обязательств, доведенных на соответствующий финансовый год по соответствующему коду бюджетной классификации РФ;
- на сумму, превышающую 600 млн. руб., - до 30% суммы договора (государственного контракта), но не более лимитов бюджетных обязательств, доведенных на соответствующий финансовый год по соответствующему коду бюджетной классификации РФ, с последующим авансированием выполняемых работ после подтверждения выполнения предусмотренных договором (государственным контрактом) работ в объеме произведенного авансового платежа (с ограничением общей суммы авансирования не более 70% суммы договора (государственного контракта)).
Положения данного подпункта распространяются только на договоры по строительству, реконструкции и капитальному ремонту. В случае заключения договора на текущий ремонт эти положения применять нельзя.
Напомним: текущий ремонт зданий, сооружений проводится в целях обеспечения их надлежащего технического состояния. Под таким состоянием понимается поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, исправности строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов и проектной документации.
2. По договорам (государственным контрактам) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг (за исключением договоров (государственных контрактов), условиями которых предусматривается обязательство по выполнению работ (оказанию услуг), их этапов продолжительностью не более одного месяца после оплаты договора (государственного контракта) или этапа его исполнения) до 30% суммы договора (государственного контракта), но не более 30% лимитов бюджетных обязательств, доведенных на соответствующий финансовый год по соответствующему коду бюджетной классификации РФ, если иное не установлено федеральными законами и нормативными правовыми актами Правительства РФ, с последующей оплатой денежных обязательств, возникающих по договорам (государственным контрактам) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг, после подтверждения поставки товаров, выполнения работ и оказания услуг, предусмотренных указанными договорами (государственными контрактами) (их этапами), в объеме произведенных платежей (пп. "а" п. 29 Постановления N 1563).
Необходимо отметить, что приведенные выше положения не применяются в отношении:
- государственных контрактов, заключенных при проведении закупок, извещения об осуществлении которых размещены на официальном сайте РФ в Интернете для опубликования информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг либо приглашения принять участие в которых направлены до 01.01.2015;
- государственных контрактов, заключенных с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), если извещение о закупке у единственного поставщика размещено на названном сайте до 01.01.2015.
Документы для оплаты денежных обязательств, возникающих по договорам (государственным контрактам) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг, представляются сообразно Порядку N 87н*(2).
В силу п. 11 Порядка N 87н при санкционировании оплаты денежного обязательства по договору (государственному контракту) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг согласно указанному в заявке на кассовый расход (далее - заявка) номеру ранее учтенного органом Федерального казначейства бюджетного обязательства получателя средств федерального бюджета (далее - бюджетное обязательство) проверяется соответствие информации, отраженной в заявке, реквизитам и показателям бюджетного обязательства, в том числе на непревышение размера авансового платежа, прописанного в заявке, над суммой платежа по бюджетному обязательству с учетом ранее осуществленных платежей, а также на непревышение обозначенного в заявке размера авансового платежа над предельным размером, установленным Постановлением N 1563.
При этом на основании п. 14 Порядка N 87н если орган Федерального казначейства обнаружит превышение авансового платежа, указанного получателем средств федерального бюджета в заявке, представленной на оплату денежного обязательства по договору (государственному контракту), над предельным размером авансового платежа, предусмотренным Постановлением N 1563, орган Федерального казначейства не позднее двух рабочих дней после отражения операций на соответствующем лицевом счете доводит информацию о нарушениях до получателя средств федерального бюджета путем направления ему уведомления о нарушении установленных предельных размеров авансового платежа, а также обеспечивает доведение данной информации до главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета, в ведении которого находится допустивший нарушение получатель средств федерального бюджета, не позднее десяти рабочих дней после отражения операций, вызвавших нарушения, на соответствующем лицевом счете.
Таким образом, в случае обнаружения органом Федерального казначейства превышения авансового платежа, указанного получателем средств федерального бюджета в заявке на оплату денежного обязательства по договору (государственному контракту) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг, над предельным размером авансового платежа, предусмотренным Постановлением N 1563, орган Федерального казначейства вправе произвести санкционирование оплаты денежных обязательств получателя, если размер авансового платежа, обозначенный в заявке, не превышает сумму платежа, предусмотренную договором (государственным контрактом) (с учетом ранее осуществленных авансовых платежей).
Согласно п. 29(1) Постановления N 1563 получатели средств федерального бюджета при заключении договоров (государственных контрактов) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг в пределах доведенных им в установленном порядке соответствующих лимитов бюджетных обязательств вправе предусматривать авансовые платежи по этим договорам (государственным контрактам) (за исключением договоров (государственных контрактов), условиями которых предусматривается обязательство по выполнению работ (оказанию услуг), их этапов продолжительностью не более одного месяца после оплаты договора (государственного контракта), этапа его исполнения) от 30 до 80% суммы договора (государственного контракта), но не более 80% лимитов бюджетных обязательств, доведенных на соответствующий финансовый год по соответствующему коду бюджетной классификации РФ, если иное не утверждено федеральными законами и нормативными правовыми актами Правительства РФ.
Определение указанных размеров авансовых платежей возможно при включении в договоры (государственные контракты) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг (за исключением договоров (государственных контрактов), исполнение которых подлежит банковскому сопровождению сообразно законодательству РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд), условия о перечислении авансовых платежей на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства в учреждениях ЦБ РФ для учета операций со средствами юридических лиц.
Согласно п. 18 Постановления N 1563 при заключении получателями средств федерального бюджета государственных контрактов (договоров) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг (за исключением государственных контрактов (договоров), заключаемых в рамках реализации государственного оборонного заказа, и государственных контрактов (договоров), исполнение которых подлежит банковскому сопровождению в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд), сумма которых превышает 1 млрд. руб., должно предусматриваться условие о перечислении авансовых платежей на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства в учреждениях ЦБ РФ для учета операций со средствами юридических лиц.
Напомним, что порядок осуществления банковского сопровождения контрактов, включающий в себя в том числе требования к банкам и порядку их отбора, условия договоров, заключаемых с банками, и требования к содержанию формируемых банками отчетов, утвержден Постановлением Правительства РФ от 20.09.2014 N 963 "Об осуществлении банковского сопровождения контрактов".
Правительство РФ, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, местная администрация определяют случаи реализации банковского сопровождения контрактов, предметами которых являются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд, в форме нормативных правовых актов Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, муниципальных правовых актов.
В силу п. 19 Постановления N 1563 авансовые платежи в указанных выше случаях перечисляются в следующем порядке:
1. Суммы авансовых платежей перечисляются на основании платежных документов получателей средств федерального бюджета на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства в учреждениях ЦБ РФ для учета операций со средствами юридических лиц.
2. Кассовые операции с названными средствами осуществляются в порядке, установленном Федеральным казначейством, и учитываются на лицевых счетах для учета операций со средствами юридического лица, не являющегося участником бюджетного процесса, открываемых исполнителям государственных контрактов в территориальных органах Федерального казначейства, в порядке, установленном данным ведомством.
3. Основание для открытия исполнителю государственного контракта лицевого счета - государственный контракт, заключенный исполнителем с получателем средств федерального бюджета.
4. Проведение кассовых выплат с лицевого счета производится на основании платежного документа, представленного исполнителем государственного контракта в территориальный орган Федерального казначейства, оформленного в установленном порядке, при подтверждении исполнителем возникновения денежного обязательства, источником финансового обеспечения которого являются указанные средства.
5. Санкционирование оплаты денежного обязательства исполнителя государственного контракта территориальным органом Федерального казначейства осуществляется после проверки наличия документов, подтверждающих денежные обязательства исполнителя и связанных с исполнением его обязательств по государственному контракту, в предусмотренном Минфином порядке, который должен содержать в том числе условие о запрете перечисления средств юридических лиц, поступивших на лицевые счета, обозначенные в пп. "а" п. 19 Постановления N 1563:
- на счета, открытые исполнителю государственного контракта в кредитной организации (за исключением случаев оплаты расходов исполнителя в иностранной валюте, расходов исполнителя на оплату труда с учетом начислений и социальных выплат);
- в качестве взноса в уставный капитал другого юридического лица;
- в целях размещения указанных средств на депозиты, а также в иные финансовые инструменты.
Суммы авансовых платежей по договору, сумма которого превышает 1 млрд. руб., заключаемому исполнителем с лицом, привлекаемым им для исполнения этого государственного контракта, учитываются в порядке, установленном п. 19 Постановления N 1563, на лицевом счете, открытом данному лицу (соисполнителю) в территориальном органе Федерального казначейства на основании указанного договора.
В комментируемом Письме N Д28и-2442 ФАС отмечает: если положениями федеральных законов или актами Правительства РФ не определен иной размер авансового платежа при заключении контрактов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг, то такой платеж не должен превышать 30% цены контракта.
Следует напомнить, что согласно ст. 6 БК РФ получателями бюджетных средств (средств соответствующего бюджета) являются орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право принимать и (или) исполнять бюджетные обязательства от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета.
Поскольку ни бюджетное, ни автономное учреждение здравоохранения не считается получателем бюджетных средств, положения Постановления N 1563 на них не распространяются. Таким образом, указанные учреждения федерального подчинения вправе самостоятельно определять размер авансовых платежей.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
*(2) Порядок санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, утв. Приказом Минфина РФ от 01.09.2008 N 87н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"